СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закономерности действия факторов среды на организм.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закономерности действия факторов среды на организм

Цели: образовательные: содействовать приобретению зна­ний о закономерностях действия факторов среды на организм, усвоению понятий: пределы выносливости, экологический максимум, минимум, оптимум, стенобионты, эврибионты; развивающие: развивать умения анализировать графики, ра­ботать с рисунками учебного пособия, отвечать на проблемные вопросы; воспитательные: воспитание самостоятельности, культуры отношений в совместной деятельности.

Средства обучения: фотографии животных в среде обита­ния, коллекция «Защитная адаптация животных».

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания I—-III уровней сложности можно взять из перечня заданий в конце изученного параграфа (№ 1-4).

    1. (IV). Работа с терминами (у доски или на карточках, приём «горячий стул» — учащийся, сидящий на стуле возле доски, отвечает на вопросы учащихся; «бегущая строка» — учащиеся по очереди задают и отвечают на вопросы, переда­вая эстафету друг другу по парте; «змейка» или «SMS» — за­дающий вопрос назначает отвечающего, который после ответа сам задаёт вопрос другому учащемуся, и т. д.).

Перечень терминов: эдафические факторы, адаптация, экология, молекулярный уровень, орографические факторы, биотические факторы, уровни организации, биосистема.

    1. (IV). Что объединяет понятия среда обитания и условия существования и в чём их различие?

.4 (IV). Распределите экологические факторы на группы по природе происхождения: воздействие отрицательных темпера­тур, магнитные бури, радиация, избыток влаги, пожар, кро- иососущие насекомые, кислотность почвы, осушение болот, пмсота над уровнем моря.

<1. (V). Докажите, что такие факторы среды, как иони- щруготцее излучение, магнитное поле Земли, оказывают су­щественное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми. Приведите другие примеры таких (|)п кторов.

III. Изучение нового материала.

      1. Пределы выносливости (толерантности) и зоны действия | и ((логического фактора.

Проблемные вопросы. Почему томаты, перец в на- iiu'M климате выращивают рассадой, а морковь и редис — нет? Почему комнатные цветы (диффенбахии, плющи, фикусы, 1 иктусы) в большинстве случаев не образуют цветов? (Беседа учащихся по проблемным вопросам под руководством учителя г in пользованием рисунка 1 учебного пособия. В ходе беседы идёт работа с понятиями предел выносливости, зона пессиму- 1 hi, .юна нормальной жизнедеятельности, зона оптимума.)

      1. Понятие о стенобионтах и эврибионтах.

Учитель сам ставит проблему и решает её, но при помощи учащихся (метод диалогического изложения материала).

Индивидуальная или парная работа с концептуальной таблицей (таблица, в которой содержатся вопросы для срав- 1мч1ия), проверка выполненного задания.

< !тонобионты

Линии сравнения

Эврибионты

< !'1'мГ)ильные

Условия среды

Изменяющиеся

Менее развита

Выносливость

Более развита

Уикис

Пределы толерантности

Широкие

У и кий ареал

Территория обитания

Широкий ареал

< 'либо развита

Приспособляемость к усло­виям среды

Сильно развита

Н'ммбала, карась

Примеры

Колюшка

 

IV. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы 1-4 после парагра2. Установите соответствие между типами организмов по ширине пределов толерантности и их характерными особен­ностями. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.

Типы организмов по ширине пределов толерантности

Характеристика и примеры организмов

  1. Эврибионты
  2. Стенобионты

А. Существуют в относительно постоянных условиях среды

Б. Заселяют обширные территории

В. Имеют узкую экологическую пластич­ность

Г. Хорошо приспосабливаются к изменяю­щимся условиям среды

Д. Имеют широкие пределы толерантности

Е. Занимают узкий ареал

Ж. Белый медведь

3. Человек разумный

 

Ответ: 1-Б, Г, И/ 3; 2-А, В, Е, Ж. V. Домашнее задание.

Изучить § 3. Составить в тетради 10 предложений, к кото­рым необходимо дать утверждения «Да», «Нет».

Например: 1. Стенобионты — организмы, имеющие узкие пределы толерантности. (Да.) 2. Камбала является эврибион- том. (Нет.) И т. д.

Просмотр содержимого документа
«Закономерности действия факторов среды на организм.»

Урок 3.

Закономерности действия факторов среды на организм

Цели: образовательные: содействовать приобретению зна­ний о закономерностях действия факторов среды на организм, усвоению понятий: пределы выносливости, экологический максимум, минимум, оптимум, стенобионты, эврибионты; развивающие: развивать умения анализировать графики, ра­ботать с рисунками учебного пособия, отвечать на проблемные вопросы; воспитательные: воспитание самостоятельности, культуры отношений в совместной деятельности.

Средства обучения: фотографии животных в среде обита­ния, коллекция «Защитная адаптация животных».

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания I—-III уровней сложности можно взять из перечня заданий в конце изученного параграфа (№ 1-4).

    1. (IV). Работа с терминами (у доски или на карточках, приём «горячий стул» — учащийся, сидящий на стуле возле доски, отвечает на вопросы учащихся; «бегущая строка» — учащиеся по очереди задают и отвечают на вопросы, переда­вая эстафету друг другу по парте; «змейка» или «SMS» — за­дающий вопрос назначает отвечающего, который после ответа сам задаёт вопрос другому учащемуся, и т. д.).

Перечень терминов: эдафические факторы, адаптация, экология, молекулярный уровень, орографические факторы, биотические факторы, уровни организации, биосистема.

    1. (IV). Что объединяет понятия среда обитания и условия существования и в чём их различие?

.4 (IV). Распределите экологические факторы на группы по природе происхождения: воздействие отрицательных темпера­тур, магнитные бури, радиация, избыток влаги, пожар, кро- иососущие насекомые, кислотность почвы, осушение болот, пмсота над уровнем моря.

(V). Докажите, что такие факторы среды, как иони- щруготцее излучение, магнитное поле Земли, оказывают су­щественное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми. Приведите другие примеры таких (|)п кторов.

III. Изучение нового материала.

      1. Пределы выносливости (толерантности) и зоны действия | и ((логического фактора.

Проблемные вопросы. Почему томаты, перец в на- iiu'M климате выращивают рассадой, а морковь и редис — нет? Почему комнатные цветы (диффенбахии, плющи, фикусы, 1 иктусы) в большинстве случаев не образуют цветов? (Беседа учащихся по проблемным вопросам под руководством учителя г in пользованием рисунка 1 учебного пособия. В ходе беседы идёт работа с понятиями предел выносливости, зона пессиму- 1 hi, .юна нормальной жизнедеятельности, зона оптимума.)

      1. Понятие о стенобионтах и эврибионтах.

Учитель сам ставит проблему и решает её, но при помощи учащихся (метод диалогического изложения материала).

Индивидуальная или парная работа с концептуальной таблицей (таблица, в которой содержатся вопросы для срав- 1мч1ия), проверка выполненного задания.

Линии сравнения

Эврибионты

Условия среды

Изменяющиеся

Менее развита

Выносливость

Более развита

Уикис

Пределы толерантности

Широкие

У и кий ареал

Территория обитания

Широкий ареал

Приспособляемость к усло­виям среды

Сильно развита

Н'ммбала, карась

Примеры

Колюшка


IV. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы 1-4 после парагра2. Установите соответствие между типами организмов по ширине пределов толерантности и их характерными особен­ностями. Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв.

Типы организмов по ширине пределов толерантности

Характеристика и примеры организмов

  1. Эврибионты

  2. Стенобионты

А. Существуют в относительно постоянных условиях среды

Б. Заселяют обширные территории

В. Имеют узкую экологическую пластич­ность

Г. Хорошо приспосабливаются к изменяю­щимся условиям среды

Д. Имеют широкие пределы толерантности

Е. Занимают узкий ареал

Ж. Белый медведь

3. Человек разумный


Ответ: 1-Б, Г, И/ 3; 2-А, В, Е, Ж. V. Домашнее задание.

Изучить § 3. Составить в тетради 10 предложений, к кото­рым необходимо дать утверждения «Да», «Нет».

Например: 1. Стенобионты — организмы, имеющие узкие пределы толерантности. (Да.) 2. Камбала является эврибион- том. (Нет.) И т. д.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!