СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закономерности эволюции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок и презентация по теме: "закономерности эволюции" с ИКТ

Просмотр содержимого документа
«закономерности эволюции»

Предмет: биология

Класс: 11

Учитель: Кихоть Анна Васильевна. Филиал МКОУ СОШ №5 с. Новая Кугульта.

УМК: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. «Биология. Общая биология 11 класс» Дрофа, 2013г.

Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции. Правила эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: на основе знаний главных направлений прогрессивной эволюции углубить представления о результатах эволюции, сформулировать закономерности эволюционного процесса, правила эволюции.

Задачи урока:

Обучающие: расширить представления о закономерностях эволюционных процессов, усвоить основные правила эволюции.

Развивающие:

- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, выделять главное, анализировать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, биологическую речь;

Воспитательные:

- формировать научно – мировоззренческие взгляды;

- воспитывать коммуникативные качества.

Методы: диалоговое общение на основе деятельностного подхода работы учащихся с материалами учебника, рисунков, слайдов, элементы проблемного обучения.

Межпредметные связи:  география, экология.

Оборудование: проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, организация учебного процесса.

II. Проверка домашнего задания

1. Повторение основных понятий темы: отвечают в тетрадях. Самооценка: 12-13 баллов – 5; 10, 11 баллов – 4; 8 -9 баллов -3; ниже 7 – 2.

1.1. Найдите соответствие (Слайд 1) - 3 балла

Термин

Перевод

Содержание

Арогенез

А. "Иной, другой"+ "развитие"

Б. Упрощение общей организации организма

Катагенез

В. "Движение вниз"+ «развитие»

Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания

Аллогенез

Д. "Поднимаю" + «развитие"

Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации



1.2. Что из перечисленного относится: к 1. арогенезу, 2. аллогенезу, 3. катагенезу? (Слайд 2) -10 баллов.

  • Первичная кора головного мозга у рептилий

  • Голый хвост у бобра

  • Отсутствие конечностей у змей

  • Отсутствие корней у повилики

  • Молочные железы у млекопитающих

  • Образование ласт у моржей

  • Отсутствие кровеносной системы у цепней

  • Появление крыльев у птиц

  • Ячеистые легкие у рептилий

  • Отсутствие одной из двух дуг аорты у птиц.

III. Изучение нового материала

1. Тема урока: Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции. (Слайд 3)

2. Организация работы в группах: Задание учащимся: работая с учебником с. 87-90 найдите ответы на поставленные вопросы: (слайд 4). Обсуждение результатов работы, коррекция ответов.

2.1. Дивергенция (слайд 5-8)

- что такое дивергенция?

- каков механизм дивергенции?

- результат дивергенции?

2.2. Конвергенция (слайды 9-12)

- что такое конвергенция?

- каков механизм конвергенции?

- результат конвергенции?

2.3. Параллелизм ( слайды 13 - 14)

- что такое параллелизм?

- каков механизм параллелизма?

- результат параллелизма?

3. Правила эволюции (Слайд 15)

Задание учащимся: работая с учебником с. 92-93, сформулируйте правила эволюции.

3.1. Правило необратимости эволюции. (Слайды16-18)

-Нам известна поговорка: нельзя два раза войти в одну и ту же воду. Как она может быть привязана к правилам эволюции? (рассуждают в парах, высказывают предположения)

Бельгийский палеонтолог Л. Долло: "Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены" (слайд 16)

Доказательства (слайды 17, 18)

3.2. Правило чередования необратимых эволюций. (Слайды 19 )

Вопросы классу:

- Что определяют ароморфозы в эволюции? (высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания) (слайд 20)

- Что определяют идиоадаптации или дегенерации? (обеспечивают организмам новые места обитания) (слайд 21)

IV. Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы: (Слайд 22)

  1. Что такое дивергенция?

  2. Результаты дивергенции?

  3. Что такое гомологичные органы?

  4. Что такое конвергенция?

  5. Результаты конвергенции?

  6. Что такое аналогичные органы?

Рассмотрите рисунки (Слайды 23,24). Определите, какие из органов являются примерами гомологии, а какие аналогии? Укажите номера: А - аналогичных органов; Г - гомологичных органов.

Выводы (Слайд 25)

Задание классу: сформулировать выводы по теме, взяв за основу опорные точки на с. 93, основные положения с. 95-96.

V. Домашнее задание: § 2.2, терминология с. 94, основные положения главы 2, с. 95-96

Для сильных: прикладные аспекты с 97

VI.Самооценка, оценка.

VII. Итог урока.



Просмотр содержимого презентации
«закономерности эволюции (2)»

Найдите соответствие: Термин Перевод 1.Арогенез Содержание А. «Иной, другой», 2.Катагенез Б. Упрощение общей организации организма В. «Движение вниз» 3.Аллогенез Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания Д. «Поднимаю» Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации Ответы: 1-Д-Г; 2-В-Б; 3-А-Е

Найдите соответствие:

Термин

Перевод

1.Арогенез

Содержание

А. «Иной, другой»,

2.Катагенез

Б. Упрощение общей организации организма

В. «Движение вниз»

3.Аллогенез

Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания

Д. «Поднимаю»

Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации

Ответы: 1-Д-Г; 2-В-Б; 3-А-Е

1. Первичная кора головного мозга у рептилий 2. Голый хвост у бобра 3. Отсутствие конечностей у змей 4.Отсутствие корней у повилики 5.Молочные железы у млекопитающих 6 .Образование ласт у моржей 7.Отсутствие кровеносной системы у цепней 8.Появление крыльев у птиц 9.Ячеистые легкие у рептилий 10.Отсутствие одной из двух дуг аорты  арогенез: 1, 5, 9, 10 аллогенез: 2, 3, 6, 8 Катагенез: 4, 7

1. Первичная кора головного мозга у рептилий

2. Голый хвост у бобра

3. Отсутствие конечностей у змей

4.Отсутствие корней у повилики

5.Молочные железы у млекопитающих

6 .Образование ласт у моржей

7.Отсутствие кровеносной системы у цепней

8.Появление крыльев у птиц

9.Ячеистые легкие у рептилий

10.Отсутствие одной из двух дуг аорты

арогенез: 1, 5, 9, 10

аллогенез: 2, 3, 6, 8

Катагенез: 4, 7

Закономерности эволюционного процесса Дивергенция Конвергенция Параллелизм Задание: в тексте учебника (с 87-90) найти ответы

Закономерности эволюционного процесса

Дивергенция

Конвергенция

Параллелизм

Задание: в тексте учебника (с 87-90) найти ответы

  • Что такое …?
  • Каков механизм …?
  • Результаты …?
Что такое …? Дивергенция – процесс расхождения признаков у генетически близких организмов в результате их приспособленности к различным условиям существования Галапагосские вьюрки

Что такое …?

Дивергенция – процесс расхождения признаков у генетически близких организмов в результате их приспособленности к различным условиям существования

Галапагосские вьюрки

Каков механизм…? Мутационный процесс, волны жизни, изоляция, борьба за существование, естественный отбор сохраняют признаки, все более заметно отличающиеся от родительских Дивергенция копытных

Каков механизм…?

Мутационный процесс, волны жизни, изоляция, борьба за существование, естественный отбор сохраняют признаки, все более заметно отличающиеся от родительских

Дивергенция копытных

Результаты …? Формирование новых видов Гомологичные органы - сходные по строению, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции

Результаты …?

Формирование новых видов

Гомологичные органы - сходные по строению, имеющие общее происхождение, но выполняющие разные функции

Примеры гомологичных органов Видоизмененные листья: усики гороха колючки кактуса колючки барбариса

Примеры гомологичных органов

Видоизмененные листья:

усики гороха

колючки кактуса

колючки барбариса

Что такое …? Конвергенция – возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких групп организмов на базе различных по происхождению органов Млекопитающие дождевых лесов Африки Млекопитающие дождевых лесов Южной Америки

Что такое …?

Конвергенция – возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких групп организмов на базе различных по происхождению органов

Млекопитающие дождевых лесов Африки

Млекопитающие дождевых лесов Южной Америки

Каков механизм…? Отбор сходных признаков в одинаковой среде обитания в которую попадают неродственные организмы Акула  Ихтиозавр  Дельфин

Каков механизм…?

Отбор сходных признаков в одинаковой среде обитания в которую попадают неродственные организмы

Акула

Ихтиозавр

Дельфин

Результаты …? Хамелеон и агама Внешнее сходство организмов Аналогичные органы – выполняют сходные функции, но имеют принципиально различное строение и происхождение

Результаты …?

Хамелеон и агама

Внешнее сходство организмов

Аналогичные органы – выполняют сходные функции, но имеют принципиально различное строение и происхождение

Примеры аналогичных органов Крылья: бабочек птиц и летучих мышей

Примеры аналогичных органов

Крылья:

бабочек

птиц и летучих мышей

Что такое …? Параллелизм – процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп Саблезубость кошачьих

Что такое …?

Параллелизм – процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп

Саблезубость

кошачьих

Каков механизм…? Общность генной структуры родственных групп и сходная ее изменчивость Результаты …? Приобретение сходных приспособлений в сходных условиях существования Ласты китов ластоногих

Каков механизм…?

Общность генной структуры родственных групп и сходная ее изменчивость

Результаты …?

Приобретение сходных приспособлений в сходных условиях существования

Ласты

китов

ластоногих

Правило необратимости эволюции Правило чередования направленных эволюций Задание: в тексте учебника (с. 92-93) найти формулировки правил, их характеристику и примеры

Правило необратимости эволюции

Правило чередования направленных эволюций

Задание: в тексте учебника (с. 92-93) найти формулировки правил, их характеристику и примеры

Луи Долло (1857-1931) Бельгийский палеонтолог «Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены»

Луи Долло

(1857-1931)

Бельгийский

палеонтолог

«Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены»

рептилии не дают вновь начало амфибиям наземные позвоночные – ихтиозавры и киты, вернувшись в воду, не превратились в рыб

рептилии не дают вновь начало амфибиям

наземные позвоночные – ихтиозавры и киты, вернувшись в воду, не превратились в рыб

В эволюции осуществляется регулярное чередование арогенеза и аллогенеза

В эволюции осуществляется регулярное чередование арогенеза и аллогенеза

Высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания

Высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания

Обеспечивают организмам обживание новой среды обитания

Обеспечивают организмам обживание новой среды обитания

Что такое дивергенция? Что такое дивергенция? 2. Результаты дивергенции? 2. Результаты дивергенции? 3. Что такое гомологичные органы? 3. Что такое гомологичные органы? 4. Что такое конвергенция? 4. Что такое конвергенция? 5. Результаты конвергенции? 5. Результаты конвергенции? 6. Что такое аналогичные органы? 6. Что такое аналогичные органы?
  • Что такое дивергенция?
  • Что такое дивергенция?

2. Результаты дивергенции?

  • 2. Результаты дивергенции?

3. Что такое гомологичные органы?

  • 3. Что такое гомологичные органы?

4. Что такое конвергенция?

  • 4. Что такое конвергенция?

5. Результаты конвергенции?

  • 5. Результаты конвергенции?

6. Что такое аналогичные органы?

  • 6. Что такое аналогичные органы?
6  1 – колючка барбариса возникают из листьев; 2 – белой акации из прилистников; 3 – боярышника – из побега; 4 – ежевики – из коры; 5 – усики гороха из листьев; 6 – колючки кактуса из листьев

6

1 – колючка барбариса возникают из листьев; 2 – белой акации из прилистников; 3 – боярышника – из побега; 4 – ежевики – из коры; 5 – усики гороха из листьев; 6 – колючки кактуса из листьев

Конечности: 1 – крот; 2 – кит; 3 – крокодил; 4 – человек; 5 – медведка; 6 – бабочка; 7 - птица

Конечности: 1 – крот; 2 – кит; 3 – крокодил; 4 – человек; 5 – медведка; 6 – бабочка; 7 - птица

Эволюция – непрерывный процесс возникновения и развития новых адаптаций, непрерывна, необратима После возникновения крупных систематических групп на пути арогенеза начинается дивергентная эволюция путем приобретения идиоадаптаций Задание: основываясь на изученном материале, опорных точках учебника (с. 93), основных положениях (с. 95-96) сформулируйте выводы по теме

Эволюция – непрерывный процесс возникновения и развития новых адаптаций, непрерывна, необратима

После возникновения крупных систематических групп на пути арогенеза начинается дивергентная эволюция путем приобретения идиоадаптаций

Задание: основываясь на изученном материале, опорных точках учебника (с. 93), основных положениях (с. 95-96) сформулируйте выводы по теме


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!