Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме «Закрепление знания таблицы умножения и деления. Решение задач».
Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна
Тема урока: «Закрепление знания таблицы умножения и деления. Решение задач»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цель:
Закреплять знание таблицы умножения и деления;
Развивать умения решать текстовые задачи.
Развивать умения решать занимательные задачи.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
-уметь определять и формулировать цель урока
-учиться планировать учебную деятельность на уроке
-оценивать правильность выполнения действий на уроке
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний :понимать ,что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи
-добывать новые знания ,находить ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке
-уметь осознанно строить речевое высказывание , перерабатывать полученную информацию :наблюдать и делать самостоятельно выводы
Коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Предметные УУД:
-знать название компонентов и результата действия умножения
-понимать связь между умножением и сложением
-правильно употреблять в речи математические понятия
-решать текстовые задачи
Личностные УУД:
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
-стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече говорить «Здравствуйте» или «Доброе утро!»
«Здравствуйте, ребята!» и «Доброе утро, уважаемые гости!»
Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно и правильно отвечать.
-Но прежде, чем начать работу, ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?» (Ответы детей)
-У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, в конце урока сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
-Открываем тетради. Но прежде, чем писать, вспомните, что вы можете сказать про наше сегодняшнее число? (12 декабря).
- Чётное, двузначное.
-Подписываем число, классная работа.
І І.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1. Повторение табличных случаев умножения и деления в пределах 5
- А урок наш пройдёт под девизом. Прочтите пословицу.
Последнее слово зашифровано. Выполните вычисления, заполните таблицу.
«Каждый день жизни прибавляет частичку ... .» (мудрости)
- Что позволило быстро и легко справиться с заданием?
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»? (Мы каждый день узнаем что-то новое. Наши знания - это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно - достаем и используем).
2. Какова тема урока?
Какие цели поставим перед собой?
-Где могут пригодиться знания таблицы умножения? (Ответы детей)
- Ребята, знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придётся что-нибудь считать: в магазине, на почте, а аптеке и др. – таблица умножения просто необходима.
IIІ.Актуализация знаний.
ПЕРЕД НАМИ такая работа
Задания для устного счета.
54 : 6 = 9 36 : 4 = 9 8 ∙ 4 = 32
27: 9 = 3 18 : 3 = 6 3 ∙ 7 = 21
Игра « Кто быстрее?»
1 ряд 2 ряд
4*4= 3*7=
42:7= 18:2=
18:9= 72:8=
3*5= 5*3=
8*7= 7*7=
3. Решение задач на увеличение и уменьшение, «на» и «в».
- Решаем задачи с опорой на таблицы.
На доске:
Какие действия прячет предлог НА
Увеличить на - сложение
Уменьшить на - вычитание
Какие действия прячет предлог В
Увеличить в - умножить
Уменьшить в - разделить
- Вспомним, что значит больше на …, и т.д.
- Составьте выражения к задачам и найдите их значения:
-Обменяйтесь тетрадями. А проверить помогут вот такие замечательные снежинки, которые опустились к нам на доску. (Ребята выполняют взаимопроверку. )
Получился ряд чисел ( на доске):
- Расположите полученные результаты в порядке возрастания
6 7 8 9
- Проверьте свою работу, оцените.
Разделите данные числа на 2 группы. (чётные и нечётные)
Подведём итог: Что повторили? (увеличить и уменьшить на и в… раз)
IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Повторение таблицы.
- И еще прилетели к нам снежинки, да не простые, а числовые. Напишите вместо снежинок число. (работа с таблицей)
Учебник стр 104 № 1, цепочкой.
У кого возникли проблемы? Что нужно вам сделать, чтобы проблема исчезла.
Решение задачи.
В 9 одинаковых наборах 54 ёлочных шарика. Сколько шариков в 5 таких наборах?
. О чём эта задача? Что нам известно?
(По ходу опроса учитель заполняет на доске)
-А что нам надо найти?
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему? (Нам неизвестно, сколько шариков в одном наборе)
-Каким действием будем находить?
-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?
-Каким действием будем находить?
Решает у доски один ученик.
Самооценка:
-Что тебе надо было сделать?
- Ты справился?
-Ты справился сам или с помощью?
- Как оцениваешь свою работу? Почему?…
--Что сейчас мы делали?(решали задачу)
-Какое умение проверяли? (умение решать задачи)
--Какое знание понадобилось , чтобы решить задачу? (Знание таблицы умножения на 6,знание правила ,как найти стоимость .)
V. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Самостоятельная работа.
-Что покажет сам. работа? (как мы усвоили таблицу умножения и деления)
-Что нужно сделать? (Решить примеры с окошком ).
Доска
1вариант 2вариант
6 х 3= 6 х 2 =
5 х 6= 4 х … = 24
6 х … =48 6 х … = 54
2 х …=12 3 х 6 =
36 : 6 = 48 : 6 =
1человек из варианта выходит, записывает ответы. Проверка:
-Что тебе надо было сделать? Как оцениваешь свою работу?.
Кто справился с заданием без ошибок?
Кто допустил ошибки?
Над чем надо поработать?
Рефлексия.
- У каждого из вас на партах лежит Листок успеха. Соедините линиями те действия, которые вы вынесли для себя из нашего урока.
Елка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот -
Ребятишек елка ждет!
-Давайте и мы нарядим у нас в классе ёлку. Те ребята, которые считают, что у них всё получилось, они прекрасно работали и являются знатоками таблицы- берут жёлтые игрушки, кто где-то затруднялся и ему нужно ещё подучить таблицу- синие, ну а кто был неактивен и плохо знает таблицу- красные.
Игрушки распечатаны на бумаге 3 цветов. Ёлка нарисована на доске.
Домашнее задание: 1)Повторить таблицу умножения и деления до 6.
2) н 5 стр 105 – одку задачу по вашему выбору.
Итог урока
Какую задачу ставили в начале урока?
Удалось ли решить её?
Где можно применить новые знания?
Что хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Оцените свою работу на уроке.
-Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).
-Вы удивлены?
-Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. (шкатулка с зеркалом)