Кулагина Дарья. Урок русского языка. 15.02. пн. 1 урок
Залог причастий. Образование причастий.
Цели урока:
Практические: в ходе урока учащиеся:
• узнают правило образования причастий;
• научатся определять залог причастий.
Общеобразовательные:
• расширение общего кругозора.
Воспитательные:
• воспитание внимательности, самостоятельности, трудолюбия.
Развивающие:
• развитие мышления, памяти.
Оснащение урока: схема и правило из учебника «Русский язык. 6 класс. Часть 2» В.В. Львова. Правила из учебника «Русский язык. Теория. 5-9 классы»Бабайцевой В.В, стр. 240
Ход урока
Приветствие
У: Доброе утро. Напомню: меня зовут Дарья Викторовна. Я буду с вами еще целых три недели, а сегодня мы с вами вернемся к изучению причастий, рассмотрим, что такое залог причастий и как они образуются.
Повторение пройденного материала.
У:Вы уже знаете, что такое причастие как часть речи, его признаки, сходства и различия с деепричастиями. Итак, кто напомнит нам определение причастия?
Ученик: Причастие – это особая форма глагола (или часть речи), которая отвечает на вопросы какой? Что делающий?, образуется от глагола и имеет признаки прилагательного и глагола. Например, читающий, прочитавший.
У: Хорошо. Какие признаки глагола имеет причастие?
(При затруднении предложить открыть страницу 25 учебника.)
Ученик: Причастие имеет вид. Например, причастие несовершенного вида «мечтающий», совершенного – «решивший». Время. Например, причастие настоящего времени «играющий», прошедшего – «игравший». Возвратность. Возвратное причастие «решившийся», невозвратное – «решивший». Переходность. Например, переходное причастие «прочитавший (книгу)», непереходное – «умывающийся». А также причастие способно иметь зависимое существительное или наречие. Например, читающий громко.
У:Какие признаки прилагательного имеет причастие?
Ученик: Причастие отвечает на вопрос какой?,обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам. Например, поющий мальчик, поющая девочка, поющие девочки, поющих девочек. Причастия могут иметь краткую форму. Например, покрытый – покрыт.
У:Спасибо. Каким членом предложения является причастие?
Ученик: Причастие является определением.
У:Очень хорошо.
Время, занимаемое этапом: 5-7 минут.
Введение новой темы.
У:Теперь перейдем к новому материалу. Залог причастий. Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое выполняется самим предметом или лицом. Например: ребенок, прочитавший книгу. Лицо (ребенок) сам выполняет действие (чтение). Причастие «прочитавший» - действительное. Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, которое испытывает на себе предмет или лицо. Например: башня, видимая издалека.
На странице 40-41 (откройте их) есть это правило. Действительные и страдательные причастия имеют формы настоящего и прошедшего времени. Будущего времени у причастий нет!
Все ли понятно?
Отработка нового материала.
У: Упражнение 482. Объясните, в чем смысловое различие следующих выражений: шестиклассник, пишущий сочинение – сочинение, написанное шестиклассником. Кто может объяснить?
(При затруднении рассказать порядок ответа: сказать, в каком выражении причастие действительное, в каком – страдательное, и объяснить, опираясь на правило, данное выше).
Ученик: В первом выражении причастие действительное, т.к. лицо (шестиклассник) само выполняет действие. Во втором выражение причастие страдательное, т.к. предмет испытывает на себе действие.
У: Молодец. Дальше по аналогии проанализируйте данные ниже примеры.
Ученик1: коттедж, построенный бригадой – бригада, построившая коттедж. В первом выражении причастие страдательное, т.к. предмет испытывает на себе действие. Во втором выражении причастие действительное, т.к. лицо (бригада) само выполняет действие.
Ученик2: Археолог, исследующий раскопки – раскопки, исследуемые археологом. В первом выражении причастие действительное, т.к. лицо (археолог) само выполняет действие. Во втором выражении причастие страдательное, т.к.предмет испытывает на себе действие.
Ученик3: актер, любимый зрителями – зрители, любящие актера. В первом выражении причастие страдательное, т.к. предмет испытывает на себе действие. Во втором выражении причастие действительное, т.к. лицо (зрители) само выполняет действие.
Время, занимаемое этапом: 15-20 минут.
Введение следующей новой темы.
У:Легче всего отличать действительные и страдательные причастия по их суффиксам. На странице 41 есть таблица суффиксов. Суффиксы действительного причастия настоящего времени: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Все видят? Суффиксы действительного причастия прошедшего времени: -вш-, -ш-. Суффиксы страдательного причастия настоящего времени: -ом-, -ем-, -им-. Суффиксы страдательного причастия прошедшего времени: -енн-, -нн-, -т-. Эти суффиксы нужно знать.
Теперь вам раздадут листочки, на которых вы увидите правила образования действительных и страдательных причастий, параграфы 137, 138.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1 спряжения с помощью суффиксов –ущ-/-ющ- и 2 спряжения с помощью суффиксов –ащ-/-ящ-. Вы знаете, как получить основу настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –вш-, -ш-.
Есть вопросы?
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы переходных глаголов (подчеркните, пожалуйста) настоящего времени 1 спряжения с помощью суффикса –ем-/-ом- и 2 спряжения с помощью суффикса –им-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –нн-, -т-. Все ли понятно?
Отработка нового материала.
У: Оставляем листочек перед глазами и открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока. В учебнике открываем упражнение 486, страница 44. Обратите внимание на образец. Глагол «бороться». От него нужно образовать действительное причастие настоящего времени. Берем основу настоящего времени глагола – бор-+ся (борются). Глагол первого спряжения, значит добавляем суффикс –ющ- и нужное окончание. Получаем «борющийся». Теперь попробуйте сами письменно в тетради. Причастие «оправдавший». Анализируем по разобранному образцу (подождать, пока ученики запишут).Теперь расскажите, что получилось.
Ученик:Глагол «оправдать» невозвратный, первого спряжения. Нужно образовать действительное причастие прошедшего времени. Берем основу инфинитива – оправда- и добавляем суффикс –вш-.
У: Очень хорошо.
Время, занимаемое этапом: 20 минут.
Заключительный этап.
У: Запишите домашнее задание: параграф 47, правило и таблицу со страницы 40-41 выучить. Параграфы 137, 138 из листочка выучить. Упражнения 483, 486 доделать по образцу.
Спасибо за работу.
Время, занимаемое этапом: 2 минуты.