СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Залог причастий. Образование причастий.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Залог причастий. Образование причастий.

Цели урока:

Практические: в ходе урока учащиеся:

•             узнают правило образования причастий;

•             научатся определять залог причастий.

Общеобразовательные:

•             расширение общего кругозора.

Воспитательные:

•             воспитание внимательности, самостоятельности, трудолюбия.

Развивающие:

•             развитие мышления, памяти.

Оснащение урока: схема и правило из учебника «Русский язык. 6 класс. Часть 2» В.В. Львова. Правила из учебника «Русский язык. Теория. 5-9 классы»Бабайцевой В.В, стр. 240

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Залог причастий. Образование причастий.»

Кулагина Дарья. Урок русского языка. 15.02. пн. 1 урок

Залог причастий. Образование причастий.

Цели урока:

Практические: в ходе урока учащиеся:

• узнают правило образования причастий;

• научатся определять залог причастий.

Общеобразовательные:

• расширение общего кругозора.

Воспитательные:

• воспитание внимательности, самостоятельности, трудолюбия.

Развивающие:

• развитие мышления, памяти.

Оснащение урока: схема и правило из учебника «Русский язык. 6 класс. Часть 2» В.В. Львова. Правила из учебника «Русский язык. Теория. 5-9 классы»Бабайцевой В.В, стр. 240

Ход урока

  1. Приветствие

У: Доброе утро. Напомню: меня зовут Дарья Викторовна. Я буду с вами еще целых три недели, а сегодня мы с вами вернемся к изучению причастий, рассмотрим, что такое залог причастий и как они образуются.

  1. Повторение пройденного материала.

У:Вы уже знаете, что такое причастие как часть речи, его признаки, сходства и различия с деепричастиями. Итак, кто напомнит нам определение причастия?

Ученик: Причастие – это особая форма глагола (или часть речи), которая отвечает на вопросы какой? Что делающий?, образуется от глагола и имеет признаки прилагательного и глагола. Например, читающий, прочитавший.

У: Хорошо. Какие признаки глагола имеет причастие?
(При затруднении предложить открыть страницу 25 учебника.)

Ученик: Причастие имеет вид. Например, причастие несовершенного вида «мечтающий», совершенного – «решивший». Время. Например, причастие настоящего времени «играющий», прошедшего – «игравший». Возвратность. Возвратное причастие «решившийся», невозвратное – «решивший». Переходность. Например, переходное причастие «прочитавший (книгу)», непереходное – «умывающийся». А также причастие способно иметь зависимое существительное или наречие. Например, читающий громко.

У:Какие признаки прилагательного имеет причастие?

Ученик: Причастие отвечает на вопрос какой?,обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам. Например, поющий мальчик, поющая девочка, поющие девочки, поющих девочек. Причастия могут иметь краткую форму. Например, покрытый – покрыт.

У:Спасибо. Каким членом предложения является причастие?

Ученик: Причастие является определением.



У:Очень хорошо.

Время, занимаемое этапом: 5-7 минут.

  1. Введение новой темы.

У:Теперь перейдем к новому материалу. Залог причастий. Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое выполняется самим предметом или лицом. Например: ребенок, прочитавший книгу. Лицо (ребенок) сам выполняет действие (чтение). Причастие «прочитавший» - действительное. Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, которое испытывает на себе предмет или лицо. Например: башня, видимая издалека.

На странице 40-41 (откройте их) есть это правило. Действительные и страдательные причастия имеют формы настоящего и прошедшего времени. Будущего времени у причастий нет!

Все ли понятно?

  1. Отработка нового материала.

У: Упражнение 482. Объясните, в чем смысловое различие следующих выражений: шестиклассник, пишущий сочинение – сочинение, написанное шестиклассником. Кто может объяснить?

(При затруднении рассказать порядок ответа: сказать, в каком выражении причастие действительное, в каком – страдательное, и объяснить, опираясь на правило, данное выше).

Ученик: В первом выражении причастие действительное, т.к. лицо (шестиклассник) само выполняет действие. Во втором выражение причастие страдательное, т.к. предмет испытывает на себе действие.

У: Молодец. Дальше по аналогии проанализируйте данные ниже примеры.

Ученик1: коттедж, построенный бригадой – бригада, построившая коттедж. В первом выражении причастие страдательное, т.к. предмет испытывает на себе действие. Во втором выражении причастие действительное, т.к. лицо (бригада) само выполняет действие.

Ученик2: Археолог, исследующий раскопки – раскопки, исследуемые археологом. В первом выражении причастие действительное, т.к. лицо (археолог) само выполняет действие. Во втором выражении причастие страдательное, т.к.предмет испытывает на себе действие.

Ученик3: актер, любимый зрителями – зрители, любящие актера. В первом выражении причастие страдательное, т.к. предмет испытывает на себе действие. Во втором выражении причастие действительное, т.к. лицо (зрители) само выполняет действие.

Время, занимаемое этапом: 15-20 минут.

  1. Введение следующей новой темы.

У:Легче всего отличать действительные и страдательные причастия по их суффиксам. На странице 41 есть таблица суффиксов. Суффиксы действительного причастия настоящего времени: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Все видят? Суффиксы действительного причастия прошедшего времени: -вш-, -ш-. Суффиксы страдательного причастия настоящего времени: -ом-, -ем-, -им-. Суффиксы страдательного причастия прошедшего времени: -енн-, -нн-, -т-. Эти суффиксы нужно знать.

Теперь вам раздадут листочки, на которых вы увидите правила образования действительных и страдательных причастий, параграфы 137, 138.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1 спряжения с помощью суффиксов –ущ-/-ющ- и 2 спряжения с помощью суффиксов –ащ-/-ящ-. Вы знаете, как получить основу настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –вш-, -ш-.

Есть вопросы?

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы переходных глаголов (подчеркните, пожалуйста) настоящего времени 1 спряжения с помощью суффикса –ем-/-ом- и 2 спряжения с помощью суффикса –им-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –нн-, -т-. Все ли понятно?

  1. Отработка нового материала.

У: Оставляем листочек перед глазами и открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока. В учебнике открываем упражнение 486, страница 44. Обратите внимание на образец. Глагол «бороться». От него нужно образовать действительное причастие настоящего времени. Берем основу настоящего времени глагола – бор-+ся (борются). Глагол первого спряжения, значит добавляем суффикс –ющ- и нужное окончание. Получаем «борющийся». Теперь попробуйте сами письменно в тетради. Причастие «оправдавший». Анализируем по разобранному образцу (подождать, пока ученики запишут).Теперь расскажите, что получилось.

Ученик:Глагол «оправдать» невозвратный, первого спряжения. Нужно образовать действительное причастие прошедшего времени. Берем основу инфинитива – оправда- и добавляем суффикс –вш-.

У: Очень хорошо.

Время, занимаемое этапом: 20 минут.

  1. Заключительный этап.

У: Запишите домашнее задание: параграф 47, правило и таблицу со страницы 40-41 выучить. Параграфы 137, 138 из листочка выучить. Упражнения 483, 486 доделать по образцу.

Спасибо за работу.

Время, занимаемое этапом: 2 минуты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя