СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Замечательное вещество - вода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволяет формировать знания основных физических и химических свойств воды; развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между явлениями природы; воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.

Просмотр содержимого документа
«Замечательное вещество - вода»

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО – ВОДА

Цели: сформировать знания основных физических и химических свойств воды; развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между явлениями природы; воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.

Оборудование: глобус, карта, полушарий, высказывания Д.Менделеева, В.Пескова, цветная бумага, разные сосуды с водой, пластиковая бутылка, молоко, краска.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.


Цвет – прозрачный, бесцветный.

Запах – без запаха.

Вкус –

Воздух сопротивляется изменению объема, он упругий.

При охлаждении упругость воздуха уменьшается, при нагревании увеличивается.

Воздух – плохой проводник тепла и холода.

Теплый воздух движется вверх, а холодный вниз.


  1. Изучение нового материала.

- Отгадай загадку:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода.)

На доске:

  • капля воды дороже золота (Д.Менделеев).

  • Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды (В. Песков).


- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)

- Хорошо осмыслить и понять эти слова нам поможет сегодняшний урок.

Вода – природное богатство


Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, - это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, - сказал великий Леонардо да Винчи, -была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Человек как – нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель, летчик Антуан де Сент- Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, писал так: «Вода!....У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, неведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство не свете…»

Ребята, представьте летний день……. Родник – маленькое чудо природы….и глоток этого студеного кристально – чистого чуда.

«Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками России, волшебными сказками природы» (П. Дубочкин).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – это вода, узнаем, чем важна вода, какими свойствами обладает.

Не умываться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.


Чем важна вода?

Выполнение задания (66) по рабочей тетради.

Ответ: вода. Водоемы: гейзер, болото, ледник, море, водопад, река, озеро.

Беседа по вопросам ученика (с.77.).

Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Вода содержится и в почве, и в воздухе в виде облаков, пара, тумана. Покрывает снегом и льдом высокие горы. Входит в состав всех живых организмов.

Потеря воды – смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животное того меньше надо потерять, чтобы погибнуть.

Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу.

Есть на Земле и такие интересные животные, у которых вода образуется из жира. Никогда не пьют воду жуки – долгоносики, гусеницы платяной моли.

Где же еще можно найти воду на Земле? Конечно же, в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98% воды.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособление к добыванию и сохранении влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2метров, у деревьев – на 10-12м., а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар их воздуха.

Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее.

Бобр строит себе дом посреди водоема с подводными входами – защита от хищников.

Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может найти столько пищи.

Лягушки рождаются в воде и живут возле нее и в ней.

Для чего нужна вода человеку

Как у всех живых организмов, тело человека состоит из клеток, наполненных водой. Ежедневно из организма человека выводится до 2литров воды. Вот это количество потерянной воды и должен восполнить человек с пищей.

Большое количество воды человек расходует на поддержание в чистоте рук, тела, зубов. Еще больше воды уходит на приготовление еды, мытья посуды, стирку белья.

Работа с текстом ученика ( с.77-78.)

- У каких водоемов селились наши предки? Как они использовали воду?

- Как образовались слова водопровод, водовоз?

- Предположите, как сельские жители определяют место, где следует копать колодец. (С опорой на рисунок, с. 79.)

-Почему надо экономить воду? (Ответы детей.)

- Предлагаю вам решить экономические задачи.

Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2. При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

- Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить? (Ответы детей.)

- Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем старинную легенду.

В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что – эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя  века  нашелся человек,  который из-за сиюминутной,  выгоды, расширил отверстие. Вода  пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава была его не долгой.  Вскоре  родник высох, а за ним «высохла» и деревня.


– Как вы понимаете слова «деревня высохла»? (Так как негде стало взять воду, люди начали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла.»
Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.
Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

На доске:
«Вода – мать полей, а  без матери не проживешь» (китайская пословица).
«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец» (английская пословица).
«Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня» (узбекская пословица).

- О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Ответы детей.)

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.


Физкультминутка


Где ладошки? Тут, тут,
На ладошках пруд, пруд,
Палец большой — это гусь молодой.
Указательный - поймал,
Средний - ощипал,
Безымянный - печь топил,
А мизинец - суп варил.
Полетел гусь в рот.
А попал в живот. Вот!


Какими свойствами обладает вода

- Благодаря какие свойствам воды для нас она – «сама жизнь»?

Исследование свойств чистой воды (опыты по рабочей тетради, задание 70).

Опыт 1. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным.

Вывод: чистая вода прозрачная, бесцветная.

Опыт 2.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт 3.

Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда.

Опыт 4.

Вывод: вола обладает упругостью и почти не сжимается.

  1. Итог урока.


Итак, можно сделать вывод: вода – это жизнь!

Вода - друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому, издавна многие города строились на берегах рек. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Вода – важный помощник для человека. Есть на Земле места, где вода – на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему? (Морская вода непригодна для питья.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!