СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие 1. Философия как разновидность мировоззрения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие 1. Философия как разновидность мировоззрения.»

Семинарские занятия


Занятие 1. Философия как разновидность мировоззрения.

1.Философия как научное мировоззрение.

2. Специфика философского знания.

3. Предмет и методы философского знания.

4.Основной вопрос и основные направления философии.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «мировоззрение»?

2. Какие типы мировоззрения вы знаете?

3. Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?

4. Какое мировоззрение предшествовало философии?

5. От каких греческих слов происходит термин «философия»?

6. Какое из понятий шире — «мировоззрение» или «философия»?

7. Допускаете ли Вы существование мировоззрения без философии и человека без мировоззрения?

8. В чём специфика жизненно-практического мировоззрения?

9. Раскройте специфику философского знания?

10. Назовите круг вопросов, изучаемых философией?

11. Назовите основные методы философского знания?

12. Каковы функции философии?

13. В чём заключается основной вопрос философии?

14. В чём различие материалистического и идеалистического подходов в философии?

15. Известно, что борьба и материализма и идеализма протекает в рамках единой философской науки. Что же их объединяет?

Литература:

Основная

Спиркин А.Г. Философия. Часть 1- Учебник для академического бакалавриата.3-е издание, переработанное и дополненное. Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru - М.: «Юрайт», 2017.- С.10-18

Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. – М.: Издательский центр «Акдемия», 2016. –С. 7-38.

Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов. Учебник. – М.: «ПИТЕР», 2014. – С. 9-26.

Дополнительная

Философия: Учебное пособие для студентов вузов под ред. Кононовича Л.Г., Медведева Г.И.- Ростов-н/Дону: «Феникс», 1998.- С. 6-25.

Философия: Учебник под ред. Лавриненко В. Н.—М.: «Юрист», 2002.- С. 14-19.

Гуревич П.С. - Основы философии.- М.: «Гардарики», 2000.- С.18-29;38-44.

Канке В.А. - Философия: Исторический и систематический курс. М.: «Логос», 2002. - С. 4-8.

Философия: Учебное пособие для студентов вузов под ред. Кохановской Т.И. - Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.- С.5-27.

Губин В.Д. Философия.- М.: «Гардарики», 2001.- С. 16-29.

Горбачёв В.Г. - Основы философии: Курс лекций.- М.: «Владос»,1995.- С. 4-18.



Занятие 1

1. Что такое «мировоззрение»?

Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

2. Какие типы мировоззрения вы знаете?

Называют обыденное мировоззрение. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

3. Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?

Мифологическое мировоззрение отличается от религиозного способом представления мира. Прежде всего, мифологический тип мировоззрения исторически раньше возник. И если мифологические образы и представления многофункциональны, и в них переплетается познавательное, художественное и оценочное восприятие действительности, то религиозное мировоззрение более догматично и несёт в себе оценку происходящего. В религиозном мировоззрении признаётся отделение духовного начала человека от телесного, а мифологическом этого нет.

4. Какое мировоззрение предшествовало философии?

Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.

5. От каких греческих слов происходит термин «философия»?

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости»)

6. Какое из понятий шире — «мировоззрение» или «философия»?

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе.

7. Допускаете ли Вы существование мировоззрения без философии и человека без мировоззрения?

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб-щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.



8. В чём специфика жизненно-практического мировоззрения?

 Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

9. Раскройте специфику философского знания?

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.


10. Назовите круг вопросов, изучаемых философией?

Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен знать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек?

Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:

Конечен или бесконечен мир?

Что такое истина?

Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?

Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

Что есть человек и какового его место в универсуме?

Есть ли направления в развитии Вселенной?

Есть ли у Вселенной конец?

Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?

Какова природа человеческого разума?

Что есть добро и зло?

Есть ли границы в познании?


Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.


11. Назовите основные методы философского знания?

Основные методы философии:

  • Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

  • Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);

  • Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер (данный метод был присущ средневековой теологической философии);

  • Эклектика – метод, основанный на произвольном соединений разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, теорий, в результате которого, достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе);

  • Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства;

  • Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространена в западной философии.



12. Каковы функции философии?

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

  • мировоззренческая

  • гносеологическая

  • методологическая

  • информационно-коммуникативная

  • ценностно-ориентирующая

  • критическая

  • интегрирующая

  • идеологическая

  • воспитательная

  • прогностическая

  • проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах

природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.



Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.



Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации.



Информационно-коммуникативная функция

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.



Ценностно-ориентирующая функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире.


Критическая функция

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования.


Интегрирующая функция

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе.



Идеологическая функция

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными.

Воспитательная функция

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.

Прогностическая функция

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Проектировочная функция

С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.


13. В чём заключается основной вопрос философии?

Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которойосновной проблемой философии на протяжении всей её истории являетсявопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.



14. В чём различие материалистического и идеалистического подходов в философии?

В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистические и идеалистические направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в сенсуализм Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического сенсуализма была сформулирована Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоицизмом, к которому (как и к Аристотелю) восходит классическая формула сенсуализма: "нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах"


15. Известно, что борьба и материализма и идеализма протекает в рамках единой философской науки. Что же их объединяет?

Идеалисты. они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.) , признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др. ) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность. 
Материалисты. Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один) . Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга. существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух). Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей. Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.