ЗАНЯТИЕ 1. СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ
Оборудование: Картинки-предметы (ромашка, стол, ваза, шуба, глаз, шар, книга, сумка) на каждого ребенка: зеленая и синяя карточка, лист карандаш, магнитофон с записями музыки.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Логопед напоминает правила поведения на занятии
Ноги и руки на парковки.
Глазки внимательно? (смотрят)
Ушки внимательно? (слушают)
Голова? (думает)
Рот? (отвечает)
И тогда кто молодцы? (Мы молодцы!!!)
Логопед: показывает картинки и на каждую задает вопрос: что? (ромашка, стол, ваза, шуба, глаз, шар, книга, сумка)
Дети по очереди отвечают.
Логопед: - Скажите, как я спрашивала? Что? Слово - что вопрос?
Какой вопрос я задавала? Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы.
-На занятие сегодня, мы познакомимся со словами, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
2. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на мольберт (доску) картинки:
Первый ряд - изображающие неживые предметы, второй ряд - изображающие живые предметы.
Затем ставит вопрос к картинкам 1 ряда: что?
Далее ставит вопрос к картинкам 2 ряда - кто?
-Какой вопрос я задавала сначала? (ЧТО?)
-Какой вопрос я задавала потом? (КТО?)
-Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим - кто?
(Потому что одни предметы неживые, а другие – живые.)
- Правильно ребята! вопрос Что? ставится в том случае, когда предмет, может самостоятельно передвигаться.
- А к предмету машина какой вопрос мы зададим? (Что?)
- Правильно! этот предмет передвигается, но только в том случае если ей управляет человек.
-Давайте к живым предметам поставим зеленую карточку, а к не живым синюю.
3. Физкультминутка.
Игра с мячом. Логопед кидая мяч, задает вопрос по очереди каждому ребенку кто? или что? ребенок подбирает подходящие слово.
4. Игра «Что изменилось?»
Логопед размещает на доске 5-6 картинок с изображением нескольких предметов. Дети закрывают глаза и логопед убирает одну из картинок.
Логопед: Посмотрите, что изменилось? Назовите картинку, которая исчезла.
Далее логопед показывает угаданную картинку и просит подобрать к ней вопрос.
5. «Кто? Что? » с карточками
Логопед: давайте вспомним, какой карточкой мы обозначаем живые предметы?
- А какой карточкой не живые?
- Сейчас я буду называть слова предметы, а вы будете поднимать нужную карточку.
Логопед называет предмет, а дети поднимают нужную карточку.
Слова: учитель, стакан, кот, пальто, воробей, лыжи, корова, редис.
КТО? (красный кружок)
ЧТО? (зеленый кружок)
6. Графическое изображение слов, обозначающих предметы.
Логопед объясняет детям, что слова-предметы можно записать, но не буквами, а условно, графически-прямой линией. Образец:_________ .
-Изобразите графически слова-предметы: окно, муха, нога, ребенок, машина, холодильник, озеро, дерево.
- Теперь посчитайте количество слов, (линий-8)
-Что помогло вам сосчитать количество слов? (линии)
-Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (одной прямой линией)
-Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой линией? (предметы)
7. Итог занятия.
Вопросы для детей:
- С какими словами познакомились? (слова-предметы)
- На какие вопросы отвечают слова? (Кто? Что)
- Какие бывают слова - предметы?