Конспект
внеурочного занятия по формированию читательской грамотности 2 класс
«БИЛЕТ В ТЕАТР»
(несплошной текст)
Цель: формирование у учащихся умений работать с информацией, используя несплошной текст
Задачи: научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму, преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать её, работать с информацией из разных текстов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
выполнять задания в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения заданий;
учиться само- и взаимоконтролю;
соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД
находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
учиться использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
преобразование и интерпретация информации;
учиться соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
владение монологической и диалогической формами речи;
умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Педагогические технологии: игровая технология, исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: проектор для просмотра презентации, билет в театр, карточки с заданиями, карточки для обратной связи, лототрон с карточками номеров билетов, приз (канцелярские принадлежности для победителя в лотерее).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня мы выполним необычную и очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, начнем мы наше занятие с загадки. Постарайтесь её отгадать.
Там по сцене ходят, скачут,
То смеются, а то плачут,
Хоть кого изобразят, -
всех поразят. (Театр)
III. Самоопределение к деятельности.
- Кто догадался, что это? (Театр).
- Кто из вас любит ходить в театр? (Ответы).
- А кто был в театре? (Ответы).
- Вы знаете, я тоже люблю ходить в театр. Скажите, пожалуйста, что является пропуском в театр? (Билет).
- А где мы в своей жизни встречаемся с билетом? (Билет на самолет, в цирк…)
- О чем нам может рассказать билет? (по представлению)
- Как вы думаете, что будет являться предметом нашего исследования на занятии? (Предметом нашего исследования будет являться билет в театр).
- Верно, нам сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете. На ваших партах лежат файлы, в них билет в театр (приложение 2), лист с заданиями (приложение 1) и сигнальные карточки (приложение 3), которые мы будем использовать для проверки некоторых заданий (зелёный кружок – согласен, красный – не согласен).
Ребята!
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много,
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу!
- Положите перед собой билет и внимательно его рассмотрите. Давайте прочитаем информацию, которая в нем находится. (Учащиеся читают информацию из билета, по ходу учитель задает уточняющие вопросы).
- А теперь, положите перед собой лист с заданиями. Сколько заданий вы должны выполнить? (Ответы). Верно. Эти задания будем выполнять по порядку.
Задание №1. (В данном задании обучающиеся находят информацию в явном виде, что является базовым умением формирования читательской грамотности в начальной школе.)
- В первом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.
- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. (Пауза 1 минута). Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.
1.Какой адрес у театра? (Адрес театра улица Красногвардейская, 75/1)
2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 400 рублей)
3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 24 января 2023 года)
4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 12:00)
5.Название спектакля. (Название спектакля «Волшебные приключения домовенка Кузи»)
6.Как вы думаете, зачем в билете отрывной талон?
После каждого вопроса, проверка правильности ответа, используя сигнальные карточки.
- Ребята, прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения.
Задание №2. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму, дополняют примерами из жизненного опыта).
- Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информацию, которая находится в листе заданий. Дополните памятку пунктами 3 и 4, используя свой жизненный опыт.
Памятка «Правила поведения в театре».
После третьего звонка вход запрещен.
В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.
Далее учащиеся добавляют свои 2-3 правила.
После заслушивание ответов учащихся.
Просмотр презентации «Правила поведения в театре» (приложение 4)
Физкультминутка «Шар»
(уч-ся проговаривают слова и показывают движения, затем убирают по одному слову, остаются только движения)
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.
Но знаю я, что этот шар ко мне не долетит.
Убираем слово «шар»
Летит, летит по небу ---, по небу --- летит.
Но знаю я, что этот --- ко мне не долетит.
Убираем слово «летит»
---, --- по небу ---, по небу --- ---.
Но знаю я, что этот --- ко мне не до---. (и т.д.)
Задание №3. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).
- Уходя на работу, мама оставила вам записку – напоминание. Это задание №3. Внимательно посмотрите в это задание. Вам необходимо заполнить пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.
Записка.
Я ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в театр. Нам необходимо прийти в ГЦНК «Приморье» не позже 12:00 ч. Наш ряд ____, твое место ______. Твоя мама.
(ряд и место ребята указывают индивидуально, согласно записи в билете)
Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание, после ученик читает записку, остальные проверяют.
- Ребята, а места у всех разные.
У учащихся билеты с разными местами в зрительном зале, каждый по очереди называет своё место, указанное в нём.
- А теперь предлагаю вам поработать в паре с соседом по парте. Обращаемся к листу с заданиями.
Задание №4. (Данное задание повышенного уровня сложности. В тексте билета содержится противоречивая информация).
- Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в 12:05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста.
Ответ на задание.
Нет, мы не посмотрите спектакль, если доберётесь до здания театра в 12:05, так как после третьего звонка вход воспрещен.
Далее работа в паре, после проверка задания, используя сигнальные карточки.
Задание №5 «Лотерея». (Трудность данного задания в «зашумлении». В самом задании содержится дополнительная информация. То есть, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо работать с информацией из разных текстов – текстом самого билета и текстом самого задания, содержащий информацию.)
- Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.
(заранее подготовлен лототрон с номерами всех билетов, выданных уч-ся, далее предлагается вытянуть одну карточку с номером)
- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.
- Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ в задании №5.
- У кого оказался выигрышный билет? (Ответы).
- К кому ты должен обратиться для получения выигрыша? (Ответы).
- Я являюсь организатором сегодняшней лотереи. Проходите для получения приза.
- Ребята, давайте поаплодируем нашему победителю.
Задание №6. (Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Групповая форма работы.)
- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, давайте обратимся к заданию №6. Я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально используя информацию из билета.
(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А3, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)
V. Рефлексия.
- Что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? (На сегодняшнем занятии мы исследовали билет. Узнали, где в билете располагается информация. Познакомились с правилами поведения в театре.)
- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии? (Данные знания мы сможем применить, когда пойдем в театр. Мы сможем легко определить адрес театра, название спектакля, ряд и номер места.)
- Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уходите с занятия в хорошем настроении.
VI. Итог.
- Мне очень понравилось наше общение, большое вам спасибо за работу. Вы молодцы!
Для тех, кто не знаком с главным героем будущего спектакля, я предлагаю посмотреть мультипликационный фильм «Приключения домовенка Кузи» (1986 г.)
Список используемой литературы:
Ирина Андржеевская: Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы, Вита-Пресс, 2012 г.
Ольга Панкова: Литературное чтение. 3 класс. Диагностика читательской грамотности. Экзамен, 2020 г.
Лебедева О.В./ Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе. 2013 г.
Галина Сычева: Загадки, скороговорки и считалки в начальной школе. Феникс, 2018 г.
Кицан И.Г. Достижение планируемых метапредметных результатов в процессе обучения смысловому чтению//Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3 класс): учебно-методическое пособие/ под ред. Г.В. Раицкой. – Красноярск, 2015.132с.
Приложение 1
«БИЛЕТ В ТЕАТР» Задание 1. 1). Какой адрес у театра? 2). Сколько стоит билет на спектакль? 3). Назовите дату спектакля. 4). Назовите время начала спектакля. 5). Название спектакля? 6). Как вы думаете, зачем в билете отрывной «контроль»? |
Задание 2. ПАМЯТКА «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ» После третьего звонка вход воспрещен. В зале запрещена фотосъемка со вспышкой. ________________________________________ ________________________________________ |
Задание 3. Записка. Я ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в театр. Нам необходимо прийти в ГЦНК «Приморье» не позже 12:00 ч. Наш ряд ____, твое место ______. Твоя мама. |
Задание 4. Работа в парах. - Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберётесь до здания театра в 12:05? Свой ответ вы должны подтвердить словами из текста. |
Задание 5. ЛОТЕРЕЯ Найдите в своем билете серию и номер. Сравните серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета. Выиграл и ваш билет? Обведите верный ответ ДА НЕТ |
Задание 6. Групповая работа. Вы дизайнеры – оформители. Нарисуйте афишу к спектаклю «Волшебные приключения домовенка Кузи», максимально используя информацию из билета. |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Презентация «Правила поведения в театре»