СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для обучающих 5-6 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 5- 6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Занятие для обучающих 5-6 классов»

Психологическое занятие с обучающимися 5- 6 классов:

"Секреты общения"


Цель: развитие коммуникативных УУД подростков.


Задачи:

  1. Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам бесконфликтного общения.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим одноклассникам.


Целевая группа: обучающиеся 5-го класса в возрасте 11-13 лет.

Длительность занятия: 40 минут.

Место проведения: классная комната.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников, клубок ниток, мяч.

Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, клей, листы бумаги, цветные карандаши.


Ход занятия:


I. Организационный момент.

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг. Поздороваться с гостями.


Приветствие.

1.Упражнение «Скажите привет те, кто…"

Цель: создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

- Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга. Я буду называть какой-нибудь признак, и если он совпадает, то вы встаёте и говорите «Привет». Например: "Скажите "Привет" те, у кого сегодня хорошее настроение. Скажите «Привет» те, у кого много друзей, кому интересно учиться. Скажите «Привет» те, кто хочет узнать секреты общения.


2. Вводное слово ведущего.

Цель: информирование участников группы о целях занятия.


- Сегодня у нас с вами необычный урок общения. Часто, общаясь друг с другом, у нас возникает множество конфликтных ситуаций. Задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные. Мы будем много играть, разрешать разные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления. Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.


Тема нашего занятия – «Секреты общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.


3. Упражнение «Паутинка».

- Давайте подумаем, какие отношения с человеком считаются хорошими?

Хорошие отношения

  • отношения, в которых мы стараемся понять человека

  • умеем простить его и принять таким, какой он есть

  • умеем договариваться, уступать

Возьмите клубок ниток, назовите человека из нашей группы (можно любого человека), с которым у вас самые хорошие отношения и передайте ему клубок. Крепко держите свою ниточку. Получилась паутинка хороших отношений, паутинка дружбы.



II. Основная часть.


1. Разыгрывается ситуация общения. (Имя), я хотела тебя спросить, с каким настроением ты пришел сегодня в школу, а какие отметки ты сегодня получил, а на каком уроке ты сегодня активно работал?


-Ребята, скажите, а что мы сейчас с (Имя) делали?


-Скажите, а всегда ли и со всеми людьми вы можете так пообщаться? А что нам иногда мешает общению с другими людьми?


-У меня на столе лежат листочки, на которых написаны препятствия, которые мешают нам общаться. Я предлагаю вам выбрать ту карточку, на которой написано то, что возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми (Приложение 1.doc). Если такой карточки нет, то вы можете взять пустой лист и написать на нём свой вариант.


2. Игра «Шеренга» («Перестройка»)

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.


- Ну а теперь давайте поиграем в игру, которая нам поможет включиться в работу, сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.


В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого из "Волшебного мешочка" вслепую вы достаёте жетоны с красным и зелёным цветом. Команды будут формироваться по цвету.


Итак, я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд. Команда закончившая выполнять задание, поднимает руки.


- Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.


Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева), до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга! (невербальное общение).


И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать (вербальное общение).


- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!


- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?


- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Продолжим?


3. Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.


- Мы остаёмся в тех же командах и продолжаем работать.

- Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Саша и Игорь, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация.

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.


- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой?


- А сейчас, я предлагаю разделиться на две группы и исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Саши, которому нужна ручка. А вторая группа будет выступать от имени Игоря, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе Саше. У каждой группы есть картинки, в которые вам надо вписать исправленные ошибки в разговоре ребят (Приложение 3.doc).


- Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят! А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?


Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которая часто бывает в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Женя одолжил у своего друга Никиты новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным.

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.


- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Жене? (Извиниться).


- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.


- Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Жени, который возвращает поцарапанный диск. А вторая группа будет выступать от имени Никиты.


- Молодцы ребята! Вы правильно исправили все ошибки ребят. А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики, какие отношения будут между этими мальчиками.


- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили ?


- А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с людьми приятным ?


- Да действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.


- Я хочу вам сделать подарок, на листочках я написала «Секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседником и сделают ваше общение с окружающими приятным.

4. Вербальное и невербальное общение (презентация).

5. Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения.


- Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.


- Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?


5. Игра «Рисуем не договариваясь».

Цель: развитие навыков взаимодействия, умения чувствовать своего партнера по работе.


- Вам необходимо взять по одному карандашу. А сейчас я предлагаю разделиться на пары (с помощью счета). Найдите удобное вам место для рисования. Я предлагаю сейчас каждой паре нарисовать картину на любую тему, постоянно держась за один карандаш. Но рисовать вы будете молча. А потом мы все вместе рассмотрим картины, которые у вас получились.


- Предлагаю разместить ваши картины в картинной галерее и рассмотреть их, а художники своей картины расскажут, что они нарисовали.


- У вас получились замечательные картины!


- Ребята, что вы чувствовали, когда рисовали вдвоем свою картину? Как вы общались: вербально или невербально? Вам было трудно или легко её рисовать? Что мешало вам в рисовании ваших картин? Спасибо вам за работу!


III. Заключение.


Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.


- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось? Мы с вами целый час приятно общались и совсем забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю посмотреть на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.


Ритуал завершения.

- Продолжите фразу:

  • Сегодня на занятии я узнал…

  • Мне было трудно…

  • Я хочу похвалить …

  • Мне понравилось…


«Градусник настроения»

- Какой сейчас у нас психологический климат: стало ли теплее. Измерим групповую температуру – покажите руками градусник настроения – чем выше руки, тем настроение радостнее и наоборот.


Оцените свою работу на уроке с помощью кулачков и ладоней. Кулачки – я недоволен собой, работал недостаточно активно. Раскрытые ладони – я максимально раскрылся, активно работал.

«Состояние моей души». Напишите свое имя и первую букву фамилии на лесенке.


- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидая мячик участнику, называем имя и обращаемся со словами «…мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо…, мне тоже!»


- Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение! Занятие окончено. Упражнение «Спасибо».

Всем спасибо за работу!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!