НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна».
Цель:
1 .Развивать связную монологическую речь.
2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
3 Формировать навык составления рассказа по картине на тему «Весна» , навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания; расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна».
4.Обобщить знания детей о понятиях слово и предложение. Учить составлять предложение по картине на заданную тему.
5. Развивать навыки выделения из предложения слов, умения их подсчитывать .Совершенствовать умение составлять схему предложения.
6.Воспитывать дружелюбие, любовь к родной природе, умение видеть прекрасное в повседневной жизни.
Оборудование: картина, мяч, солнышко из бумаги ,игра «Четвертый лишний»
Образовательная область: Речевое развитие
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними!
Организационный момент в кругу. Дети проговаривают:
Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся
Воспитатель:
. Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Ребята ,сегодня мы поговорим о весне, о весенних явлениях .назовите весенние месяцы Послушайте сказку.
«,Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».А дальше сказка обрывается, но у нас есть картинки –подсказки. (лампа ,костер солнце)
Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,
улыбчивое, радостное)
Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,
Физкульминутка
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап!(Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей бежит ручей
Да, под солнечными лучами все оживает ,пробуждается от зимнего сна. Сегодня мы с вами рассмотрим картину « Весна в лесу» . Расскажите что и кто изображен на картине? (отв детей)
Давайте составим рассказ « Наступила весна «.Солнце светит ярче и горячее. Снег в лесу начал таять. Появились проталины , потекли ручьи. На проталинах расцвели подснежники .Прилетели из теплых стран птицы, запели свою весеннюю песенку. Из берлоги вышли медведи, ежи ,муравьи .На деревьях набухли почки. Все ожило.»
Ребята, вам понравился рассказ? А какое предложение особенно запомнилось? Давайте запишем его схемой? (работа детей на доске и на листочках)
Воспитатель. Мы поиграем с вами в игры «Семейка весенних слов».
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, дождь, месяцы, лес, трава, небо, цветы, деревья, солнце, погода, ручей ,подснежники, сосульки ,день, равноденствие
Дети,а сейчас я приглашаю вас за столы чтобы выполнить еще одно задание Но прежде давайте еще раз перечислим весенние явления и признаки весны.
.Это игра «Четвертый лишний».На ваших листках нарисованы признаки весны, в каждом ряду есть лишняя картинка , надо ее зачеркнуть. Приступайте. Потом все вместе проверим.
Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)
-Какие задания вам понравились? (Ответы детей)
- Что вам показалось трудным? (Ответы детей
Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок и сделать солнышко на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
)