СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Добро против насилия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсудить с детьми смысл понятий добро и зло. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, толерантность.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Добро против насилия"»

"Добро против насилия"


Цели и задачи:

-обсудить с подростками смысл понятий «добро» и «зло».
-познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
-показать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
-воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
-прививать основы нравственного поведения.

Разминка:

Сейчас поменяются местами все те, у кого…. 
- есть настоящий друг, 
- кто считает себя хорошим другом, 
- кто уверен , что не бросит своего друга в беде, 
- кто с удовольствием идет утром в школу, 
- кто не забывает здороваться с учителями и с одноклассниками, 
-кто общается с одноклассниками по имени.

Что нового вы узнали друг о друге?

Введение в тему
Притча “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил: 
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

– Это и будет темой нашего урока: "Добро против насилия".

- Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются? 

Добро – намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. Это то, что служит сохранению и развитию жизни; все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу
Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. 

- Какого человека можно назвать добрым?

(добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.  Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

- Какие слова характеризуют доброго человека? 

- Мы переживаем, когда обижают нас, но часто ли нас волнуют чувства других? 

-В вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)

- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
Мудрость вымысла”

Охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Какую же рану нанесла хозяйка медведю? (Примерный ответ детей: словесную, обидела словом).
Задание: 

Сейчас я попрошу вас выполнить простое задание. Но вы должны выполнить его с закрытыми глазами. Итак, закройте глаза и поднимите руки те, кто никогда ни над кем не смеялся и никогда никого не обижал.

 А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? 

Мы порой ради потехи и развлечения можем обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не заметив этого. Мы уже забыли о своей потехе, а человек продолжает мучиться. 

Давайте будем внимательными и чуткими друг к другу. Чаще представляйте себя на месте других, и прежде чем что-то сказать или что-то сделать, подумайте: «А как бы я себя чувствовал, если бы со мной так поступили?»

физкультминутка  

- А как вы считаете, человек может быть злым или добрым от рождения?
- Почему человек становится злым?

Человек, который изо дня в день испытывал на себе издевательства окружающих, терпел насилие и унижение, становится злым, потому что не умеет жить по другому, зло для него становиться нормой и наоборот, человек, рожденный в любви и окруженный заботой, не может причинить боль другим.

Причиняя вред и страдания окружающим, мы увеличиваем количество зла в этом мире, а это – насилие, убийства, национальная вражда, войны.
Дети выходят в круг "Игра комплимент"
Передавая мяч, надо вспомнить и рассказать о добром деле, который данный человек сделал для вас или о хороших качествах этого человека. Остальные должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
-Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.

Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать. 
Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
Не спрятать, а поделиться. 
 Не кричать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить.
Не наказать, а простить.

«Солнышко добра»

Создаём солнышко добра (На партах лежат у каждого обучающегося альбомные листы, на которых изображено солнышко без лучиков.

Из цветной бумаги дети делают лучики, на них пишут только добрые слова)

Какие солнышки у вас получились?

Добро найдет нас в трудную минуту,
Придет, когда его уже не ждешь.
Ты сам спеши добро нести кому-то,
Ведь, что посеешь в людях, то пожнешь.

Я желаю, чтобы ваше лицо всегда светилось улыбкой и никогда в вашей жизни не было зла и насилия!

У вас на столе тучка и солнышко, расскажите о чувствах после нашего занятия.









































Притча.
Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на неё. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё:
- Я тебе не верю.
Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел её и откатил дерево прочь.
Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!
- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой. Рассказал жене, что с ним произошло, и как он обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и сказала, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! – ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.

- Правильно поступили змея и человек?
- Как должны поступать люди в таких ситуациях?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!