Министерство образования р.Дагестан
МКОУ "Прогимназия №10 «Сказка»
НА ТЕМУ

Подготовила и провела: Умахонова Х.А.
Воспитатель 3 «В»
г.Хасавюрт 2015г.
Ознакомление с птицами.
Выплеснуть свои эмоции, развить чувство эмпатии, интерес к птицам и заботливое отношение к ним помогает обстановка комплексных занятий, развлечений, праздников.
С этой целью педагогами детского сада был разработан ряд занятий, которые помогают решать проблемы формирования экологического сознания детей. Погружаясь в мир птиц, дети научатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости, гуманного отношения к птицам.
Тема: Зимующие птицы
Цель: Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением, образом жизни. Воспитывать доброту, любовь к птицам, желание помочь им, заботиться о них.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, чудо – дерево, 2 кормушки, корм.
Ход занятия
Дети, сегодня утром, когда я пришла на работу, я нашла конверт, смотрите, какой он необыкновенный. Мне очень интересно было узнать, что в нём? Но я решила, подождать вас, моих помощников, моих умниц и умников. А хотите узнать, что в нём? Давайте посмотрим вместе (показываю по одной картинке). Что это?
Ответы: я думаю, что это перо (клюв, ноги, яйцо, крыло).
Верно, молодцы.
А сейчас подумайте и скажите, кому они могут принадлежать? (птице)
Чтобы вы ещё лучше представили кто это, я вам немножко подскажу, загадаю загадку:
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку
Длинный хвост и 2 крыла
Прилетит – плохи дела
А кого червяк боится
Угадайте, это (птица)
Дети, давайте вспомним на какие группы можно разделить птиц? (перелётные и зимующие)
Назовите перелётных птиц? водоплавающих?
Почему улетают перелётные птицы? (нет корма, боятся холода)
Почему зимующие птицы круглый год живут с нами? (они не боятся холода; отыскивают насекомых, которые спрятались под корой деревьев; питаются плодами и семенами, шишками).
Дети, я знаю, что вы любите путешествовать. Хотите, мы с вами отправимся в сказочную страну с загадочным названием ПТИЦЕГРАД? Согласны, да? Тогда закройте глаза. Сейчас я взмахну волшебной палочкой – Крибли – крабли – бумс.
Здравствуйте, дети, я сказочница, очень рада видеть вас у себя в гостях. Проверила я, как к зиме приготовились реки и озёра, деревья и животные. Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что это за птицы, смелые, да выносливые, что суровую зиму не боятся и остаются зимовать?
Вы их знаете, назовите? (синица, воробей, дятел, клёст, сорока, галка, ворона).
Интересно мне узнать, как они выглядят, где живут, чем питаются, какие звуки издают?
Для начала проведём разминку; отвечать нужно быстро, чётко и ясно. Итак, готовы?
Птицы бывают разные.
Ворона большая, а воробей… маленький.
У дятла клюв длинный, а у снегиря… короткий.
Сова спит днём, а охотится… ночью.
Если у сороки бок белый, то она… белобокая.
Снегирь малоподвижный, а синица… быстрая.
Молодцы, великолепные ответы.
А сейчас дети, я загадаю вам загадки.
1. Чик-чирик
К зёрнышкам прыг
Клюй, не робей,
Кто это? (воробей)
Как выглядит воробей? (маленькая птичка, очень подвижная, с округлой головкой, короткой шеей, толстым туловищем. Спинка и хвост у него коричневые, а голова серая. Клюв тонкий. Живёт под крышей дома, питается насекомыми, семечками).
Кто в берете ярко – красном
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит,
А стучит, стучит, стучит. (дятел)
Какой красивый! Что можно сказать о его оперении? Какие цвета преобладают? (белый, красный, чёрный) Чем питается?
Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Крупная птица. Какого цвета? Хвост, голова, крылья чёрные, бока белые, называют сорока – белобока. Питается гусеницами, жуками и комарами (ча-ча-ча).
Маленькая птичка
Звонко песенку поёт
Сало вкусное клюёт. (синица)
Как выглядит? На голове чёрная шапочка. На брюшке чёрная полоса – галстук. Где синичка устраивает гнездо? В дупле. Какую пользу приносит? Поедает много насекомых.(синь-синь)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь
Дети, мы с вами рассмотрели снегирей и ждём с нетерпением их прилёта. Возьмите, пожалуйста, конверты и выложите снегиря из геометрических фигур.
А сейчас мы отдохнём.
Я всех сейчас вас приглашаю
Немного вместе поиграть
В синиц давайте превратимся
Как цапля можем постоять
Теперь, как дятел головою,
Попробуем все вместе покивать
Шипим как гуси, вытянувши шеи
И гордо ласточкой вспорхнём.
Теперь в детей мы превратимся
Немного вместе отдохнём.
Дети, мы с вами пришли на чудесную полянку и если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни. Что за чудо – дерево, а на нём птицы, как они весело поют.
Давайте поиграем в игру 3-ий лишний. Какая из птиц лишняя и почему? (дятел, синица, ласточка), (сорока, снегирь, скворец).
Ну и последнее задание:
Перед вами кормушки
Попробуйте по корму определить, какая птица прилетит на вашу кормушку
Сало рябина
синица снегирь
еловые, сосновые шишки
дятел, клёст
Дети, вы прекрасно справились с заданием.
Наше путешествие закончено. Пора возвращаться в класс. Крибли – крабли – бумс.
Дети, в какой мы сегодня стране побывали? Кто там живёт? Какую пользу приносят птицы:
- защищают сады, поля, огороды;
- украшают природу;
- радуют всех звонким голосом
Дети, что может случиться, если птицы исчезнут с нашей планеты (экологическая беда).
Я слышу плач. Что случилось? Птичка плачет, ей холодно.
Дети, птицы - наши верные друзья. Как и чем мы можем помочь им, ведь начинается зима – трудное, суровое время года (повесить кормушки, покормить)
Дети рассказывают стихотворение
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их
Не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло,
Разве можно забывать, Улететь могли,А остались зимоватьЗа одно с людьми. Воспитатель: Дети, на прогулку и покормим птиц.