СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по экологии "Свалка по имени Земля"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по экологиии "Свалка по имени Земля"

Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии "Свалка по имени Земля"»

Тема: Свалка по имени Земля.

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Оборудование: изображение глобуса с разноцветными бумагами (для игры), карточки с заданиями, грамоты.

Ход занятия:

-Наше занятие посвящено одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.

Пла­нета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы еще не осознаем опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше.



Слайд 2

-За год в атмосферу только одного уг­лекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В ре­зультате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арк­тикой, Европой.



Слайд 3

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных ве­ществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товар­ных поездов. В водах Арктики нашли остатки стирального порошка.

В результате деятельности человека во многих реках Европы, а именно в Сене, Дунае, Рейне уже нельзя ку­паться. На экране река Бодрог – украинский мусор перекрыл реку, которая несет воды из Закарпатья через Словакию и Венгрию.



Слайд 4

Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.



Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обрече­ны на гибель.



Слайд 5

Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее мож­но очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничто­жена примерно четвертая часть плодородных почв.



Слайд 6

Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно ус­траивают аварии на нефтепромыслах или поджигают ко­рабли, везущие нефть. А в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Слад 7

Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.



Мусор постепенно становится монстром цивилиза­ции. Мусор бывает промышленный, сельскохозяйственный и бытовой. Огромное количество мусора в результате жизнедеятельности человека привело к тому, что только сейчас в нашей стране стали задумываться о переработке мусора.



Слайд 8



Возникло новое направление- гарбология, что означает -мусороведение.

Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Придет время и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов. Невообразимое количество синтетических волокон и пластмассы. используемых в быту и на производстве, заполнили все свалки. Ученые ломают голову, как поступать с пластиком. Одни виды пластмассы разлагаясь выделяют ядовитые вещества, а другие не разлагаются и лежат в земле



(сообщение учащегося)

Знаете ли вы, что…

Подвергаются разложению

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет

(закопаете под сливой - 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Кожи - 50 лет;

Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 - 5 лет;

Шерстяной носок - 1 - 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура -2 - 5 недель.


-Вопрос "Куда деть мусор?" становится вес актуальнее.


(сообщение учащегося)

Из истории утилизации бытового мусора.

200 тыс. лет до н. э. Первые мусорные кучи найдены археологами.

400 лет до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

200 год. В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315 год. После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора.

1388 год. Английский парламент запретил бросать мусор на улицы .

1775 год. В Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 год. Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

1874 год. В Ноттингеме началось организованное сжигание городского мусора.

1897 год. В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1932 год. В США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 год. В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.

1948 год. В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.

1965 год Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.


-А сейчас я предлагаю провести игру.

- Посмотрите, на доске размещено изображение земного шара (глобус), покрытого разноцветными бумажками .Это не просто глобус, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. Выигрывает та команда, которая уберет с глобуса больше «мусора». Итак, начнём!


1задание: «Крылатая фраза» Слайд10

Вам надо правильно назвать химические элементы, знаки которых приведены. Если вы правильно назовете химические элементы, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Слайд 11

2 задание: «Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек» Слайд 12

Команды получают по три таблички – указателя с цифрами 1.2.3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют...

а) пластмассы;

б) стекло;

в) металл,

2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители...

а) Москвы;

б) Лондона;

в) Нью-Йорка.

.3. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо...

а) рассортировать;

б) собрать в одно место;

в) раскрошить.

4. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо...

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;

в) переплавить.

5. Первоочередная забота при выборе места свалки - это...

а) защита поверхности земли и грунтовых вод;

б) ограждение места свалки;

в) укомплектование соответствующей техникой.

6. Вредные выбросы оказывают влияние...

а) только на те регионы, где появилось загрязнение

б) на близлежащие регионы;

в) даже на далекие от места выбросов территории.

7. Самая страшная "добавка" к воде - это...

а) бытовой мусор;

б) пестициды;

в) минеральные удобрения.

8. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?

а) газы;

б) жидкости;

в) твердые вещества.

9. Гарбология это...

а) наука о доме;

б) наука о почве;

в) наука о мусоре.

10. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения...

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 100 и более лет.



3 задание: "Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)" слайд 13

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. Зачитываются детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний.

Но: если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.

Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее.



1.

1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

3. У меня очень много игрушек сделано из нее.

4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.)

2.

1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

5. Когда падает, оно разбивается (Стекло.)





3.

1. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

2. Это получается, когда становится старым или ломается.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.

(Металлолом.)

4.

1. Это изобрели китайцы.

2. У нас это получают из древесины.

3. Это легко горит.

4. Из этого получается очень много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут. (Бумага.)

5.

1. Его очень много в больших городах.

2. От него люди болеют, много нервничают.

3. Особенно силен он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

4. Его издают разные приборы и машины.

5. Он вызывает загрязнение окружающей среды, А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. (Шум.)

6.

1.     Это легче воды.

2.     Это может плавать в воде и не тонет.

3.     В речке этого много, когда в ней моют машины.

4.     Это мешает дышать рыбам.

5.     Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

7.


 1.  Это то, без, чего уже не можем прожить.

2.  Этим мы пользуемся каждый день.

3.  Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4.  Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5.  С помощью этого все становится чище. (Моющее средства)











4 задание:"Что может сделать один?" Слайд 14

Задание - необходимо закончить фразы.

1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (использовать много раз, сдать в магазин).

2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).

3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).

4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).

5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).

6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).

7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).

5 задание. «Экологический буксир». Слайд 15

-Каждой команде выдается «чёрный конверт». Там даны формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н/ э, к, о, л, о, г, и, я/ э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых вы должны составить слова по теме «Экология».

Подсчет баллов. Награждение команд.

-Сейчас вашему вниманию я хочу предоставить вашему вниманию посмотреть небольшой видеоролик. « ПОМОЙКА НА НЕБЕ»


-Что же мы должны сделать чтобы очистить нашу планету?


(Примерные ответы детей)

-Бросайте мусор только в контейнеры

-В поход по магазинам брать с собой хозяйственную сумку.

-Стараться покупать моющие средства не содержащие фосфаты.

-Не выбрасывать мусор в раковины и туалеты.

-В качестве органических удобрений использовать компост и навоз.

-По возможности покупать напитки в стеклянных бутылках.

-Стараться избегать покупки одноразовых предметов.


-Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Территория нашего детского дома очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашем доме, школе, в нашем городе всегда был порядок. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал всё только для себя

«Разумный» человек.

 

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

 

Сквозь фабрик и заводов дым,

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть!

 

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

 

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю –

Можешь только ты,

Разумный человек!

Слайд 16

БЕРЕГИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ !!!!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!