СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по экологии: тема: «Экологические цепочки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии: тема: «Экологические цепочки»»

Занятие по экологии, с применением ИКТ


Тема: «Экологические цепочки»

Цели:

Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;

Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;

Воспитания интереса  и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Расширение кругозора детей о жизни животных леса.

Задачи образовательной деятельности Образовательные:

Дать знания о том, что животные леса по виду корма делятся на травоядных, хищников и всеядных.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Развивающие:

Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия.

Стимулировать познавательный интерес детей.

Воспитательные:

Воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса», дидактическая игра «Пищевые цепочки», чтение детской энциклопедии на тему «Дикие животные леса»,рисование на тему «Пожар в лесу» беседы на тему- «Планета Земля в опасности!», «Берегите природу !»;

открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.

Материал: посылка, наполненная яблоком, листом дуба, желудями, семечками, мелкими животными; картины с животными леса и карточки схемы с кормом для животных ; картина леса с цепочкой питания животных; настольная игра «Пищевые цепочки»; фланелеграф с фигурками травы, зайца и волка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Экологические цепочки», бумажные квадратики зеленого, желтого, голубого и розового цветов (по количеству детей).

Этапы НОД: Организационный момент

Ребята, послушайте загадку:

Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес)

Сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это особенный прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и животных. (дети слушают и отгадывают загадку)

Показ посылки

(Рассматривание посылки)

Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на них написано «Корм для животных». Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте заглянем (открываю коробку).

Ребята, Посмотрим, что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист дуба, шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и называют.)

Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами

Вы знаете, какие животные этим питаются в лесу?

Сейчас я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом.

В лесу живет заяц. Чем он питается ? Ответы детей (травой, веточками деревьев, корой

Деревьев). Правильно, ребята, Заяц питается растениями, поэтому относится к группе животных

травоядных. На карточке у зайца стоит зеленый кружок, это обозначает травоядное животное.

Лось чем питается в лесу? (грибами, ягодами, корой деревьев). Он тоже питается

растениями ,это травоядное животное. Белка чем питается ? ( питается орехами, ягодами, грибами, шишками) Это травоядное животное.

Дети, мы с вами назвали

Животных, которые питаются растениями, это

травоядные.

Повторите как называются животные, которые питаются растениями?

Есть в лесу животные, которые питаются мелкими животными, а иногда и крупными. Волк чем питается? Ответы детей: (питается зайцами, оленями, кабанами). Это животное- хищник и отмечен красным кружком. Лиса (питается мышками, зайцами). Она тоже хищница. Рысь живет в нашем лесу и питается зайцами, северными оленями, лосями,

Тоже отмечено на карточке красный кружок – хищник.

Дети,

животные, которые питаются другими животными- хищники.

Повторите, как называются эти животные?

Дети, но есть животные, которые кушают и растения и животных называют их всеядные.

Медведь чем питается? Ответы детей : (питается: грибами, ягодами, травой, корешками,

Мышам). Еж питается орехами, орехами, яблоками, корешки, мышами-всеядное.


II. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Экологическая цепочка».

- Ребята, давайте поиграем. Я вам предлагаю сделать свой выбор: на столе лежат бумажные цветные квадратики голубого, зеленого, желтого и розового цветов. Подойдите к столу и выберите тот цвет, который вам нравиться. С помощью скотча прикрепите цветной квадратик к вашей одежде. Все, кто выбрал квадратики зеленого цвета - это листочки, желтого - гусеницы, голубого - птицы, розового – кошки.

Задание: определите, кто, чем питается, и согласно своему выбору постройтесь, положив руки на плечи своей пище.

– Объясните, почему вы так построились и с чем схоже получившееся построение? (Ответы детей: листья поедают гусеницы; гусеницами питаются птицы; на птиц охотятся кошки. Построение напоминает цепочку).

- Ребята в ходе игры у нас с вами действительно получилась цепочка. Такую цепочку называют экологической. Сегодня мы с вами поговорим об экологических цепочках. «Экологические цепочки».

- Подумайте и скажите, а что произойдет, если мы из этой цепочки уберем гусеницу? (ответы детей: погибнут птицы). Следовательно, нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка.


В доказательство я вам приведу такой пример: в 1958 г в Китае была проведена акция по уничтожению воробьев. Представители проводимой акции посчитали, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. Зная, что воробьи в полете не могут проводить более 15 минут крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов - чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. В результате за 10 месяцев был уничтожен 1 млрд. воробьёв. Спустя год урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло 30 миллионов человек. Акция потерпела провал. Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.

- Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера? (В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении). Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.


В июне 1980 г в нашей стране принят закон об охране природы. Учитывая тот факт, что в природе все тесно взаимосвязано, подумайте, как мы можем помочь природе?

Выполнив пальчиковую гимнастику, нарисуйте свой экологический знак «Помощь природе». (Дети на бумаге рисуют экологические знаки и объясняют их).


Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»

Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (Пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает (По поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (Сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!» (Раскрыть пальцы веером, большой - отвести вниз)

Глядь - (Развести руками)

А червячков уже и нет! (Сжать пальцы в кулачки и прижать к груди

Физкультминутка - динамическая пауза «Покажи верно»

Дети становятся в круг и поют: «друг за другом мы идем, дружно весело поем, надо думать, не зевать, только верно показать»: медведя, птицу, дерево, кузнечика.


Дидактическая игра «Накорми животных»

На слайде презентации показаны картинки животных и корм.


Детям предлагается каждому животному подобрать корм.

(Картинки: медведь, малина, рыба, белка, заяц, дятел, корова,

волк, лиса, гриб, жук, сено, мышь).

- Молодцы, животных накормили, а какой вывод из этой игры можно сделать?


1. Животные, питающиеся растительной пищей – растительноядные (заяц); 2. Животные, питающиеся насекомыми – насекомоядные (дятел); 3. Животные, питающиеся и растительной и животной пищей – всеядные (медведь); 4. Животные, питающиеся другими животными – хищники (волк, лиса).

Загадки о животных.

Воспитатель загадывает загадки о животных, а дети отгадывают животных и объясняют, к какой экологической группе они относятся: растительноядные, насекомоядные, всеядные или хищники.

******

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ежи)

******

Они крикуны ужасные,

На ножках ласты красные. (Утки)

******

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка)

******

Вьется веревка, на конце - головка. (Змея)

******

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

******

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц и лиса)

******

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…. (Скворец).

******

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

******



III. Итоги .

- На какие группы делят всех животных. На каком главном признаке основано это деление? Приведите примеры.

- Почему нужно беречь каждый вид животного или растения? Докажите.

- Расскажите о правилах поведения в природе.