Конспект занятия
«Забота о птицах зимой»
Цели:
-Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;
- совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию;
- уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-познакомить детей с новой профессией «Орнитолог» -это научный работник, специалист по изучению птиц.
На слайде картинка «Зимующие птицы»
1.Организационный момент.
-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).
-В какое время года можно услышать голоса птиц?
-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?
-Почему?( потому что на улице холодно, птицам голодно, солнце светит редко и птичкам петь совсем не хочется)
-Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты, светит солнце).
Сегодня нам прислали электронное письмо от учёного-орнитолога. «Орнитолог»- это научный работник, специалист по изучению и охране птиц. Он очень много знает о птицах.
Вот, что он нам поведает.
Ученый:
Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы.
Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
-Как птице перезимовать? (выходят ребенок, читает стихотворение)
1
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят
Воспитатель:
-Но кто же им дает приют, когда снега метут?
2.Работа с загадками о зимующих птицах.
Воспитатель:
Ребята, вы, наверное, догадались, что наше занятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.
1 загадка.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).
-Посмотрите на синицу (появляется картинка).
-Что же ученый нам расскажет о синице?
Ученый:
- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
2 загадка.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять!
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода-
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
-Посмотрите на каринку и вспомните, как выглядит снегирь.
-А что же интересное знает о снегире ученый?
Ученый:
Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
Так же зимуют у нас вороны, сороки, совы, щеглы, голуби, глухари и мн.другие.
3 загадка.
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит (Дятел).
-Посмотрите на эту птичку на слайде.
-А ученый вот что нам расскажет.
Ученый:
В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.
4 загадка.
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
-Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.
-Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.
Воспитатель:
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.
-Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?
Ученый:
На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.
Воспитатель:
Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.
Физ.минутка:
Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза, подмигнул нам чёрным глазом.
Лапки в стороны развёл и по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел, свою песенку запел: чик-чирик-чик-чик-чирик.
3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»
Воспитатель:
Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)
-Что главное в кормушке? (корм)
-А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)
Воспитатель:
За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.
Воспитатель:
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».
Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.
Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.
Воспитатель:
-Некоторые дети вместе с родителями изготавливали кормушки, посмотрите на выставку. Мы с вами их развесили и ежедненвно их подкармливаем.
5.Итог мероприятия.
Воспитатель:
Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.
Ребята! Берегите птиц!»
Ребёнок:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.