СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по экологии "Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии "Зимующие птицы"»



Конспект занятия

«Забота о птицах зимой»

Цели:

-Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;

- совершенствовать умения детей узнавать птиц по их описанию;

- уточнить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки птиц;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-познакомить детей с новой профессией «Орнитолог» -это научный работник, специалист по изучению птиц.

На слайде картинка «Зимующие птицы»

1.Организационный момент.

-Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу (звучит запись голосов птиц).

-В какое время года можно услышать голоса птиц?

-А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудное птичье пение?

-Почему?( потому что на улице холодно, птицам голодно, солнце светит редко и птичкам петь совсем не хочется)

-Когда поют птицы? (Когда им тепло, они сыты, светит солнце).

Сегодня нам прислали электронное письмо от учёного-орнитолога. «Орнитолог»- это научный работник, специалист по изучению и охране  птиц. Он очень много знает о птицах.

Вот, что он нам поведает.

Ученый:

Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале - большой синицы.

Голодно в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

-Как птице перезимовать? (выходят ребенок, читает стихотворение)

 

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят

Воспитатель:

-Но кто же им дает приют, когда снега метут?


2.Работа с загадками о зимующих птицах.

Воспитатель:

Ребята, вы, наверное,  догадались, что наше занятие будет посвящено птицам: как помочь пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые не улетают в теплые края, а всю зиму живут рядом с нами. А чтобы узнать, какие птички прилетают к нам на кормушку, я предлагаю отгадать загадки.

1 загадка.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица).

-Посмотрите на синицу (появляется картинка).

-Что же ученый нам расскажет о синице?

Ученый:

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.  Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

2 загадка.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять! 

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода-

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

-Посмотрите на каринку и вспомните, как выглядит снегирь.

-А что же интересное знает о снегире ученый?

Ученый:

Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают. Держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

Так же зимуют у нас вороны, сороки, совы, щеглы, голуби, глухари и мн.другие.

3 загадка.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел).

-Посмотрите на эту птичку на слайде.

-А ученый вот что нам расскажет.

Ученый:

В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена. Оказывается,  в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков.

4 загадка.

Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает.

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

-Этих птичек мы всегда можем увидеть у себя во дворе. Посмотрите на слайд и вспомните его внешний вид.

-Послушайте, как Николай Рубцов пишет о воробье.

Воспитатель:

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему.

-Какую же интересную информацию знает о воробье ученый?

Ученый:

На наши кормушки очень часто прилетают эти птички. По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, значит холодно. Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.


Воспитатель:

Вот мы с вами и вспомнили, какие птички прилетают к нам на кормушку. Скажем большое спасибо нашему ученому за ту информацию, которую мы узнали.

Физ.минутка:

Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза, подмигнул нам чёрным глазом.

Лапки в стороны развёл и по жёрдочке пошёл.

Прогулялся и присел, свою песенку запел: чик-чирик-чик-чик-чирик.


3.Беседа с элементами игры «Забота о птицах»

Воспитатель:

Холодно и голодно птицам зимой, многие держатся возле жилья человека, где могут прокормиться. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек? (развесить кормушки, насыпать корм)

-Что главное в кормушке? (корм)

-А как вы думаете, что птичкам страшнее холод или голод? (голод)

Воспитатель:

За короткий зимний день птички едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу ослабевшие и голодные птицы легко замерзают. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только 1. Поэтому им и необходимо помогать.

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угощение для птиц».

Вам необходимо из карточек выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для птиц. Приглашается один ученик, а все остальные будут помогать.

Рябина, семечки, макароны, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, конфеты, яблоко, пшено, гречневая каша, сало соленое, кусочки сырого мяса, чипсы.

Воспитатель:

-Некоторые дети вместе с родителями  изготавливали кормушки, посмотрите на выставку. Мы с вами их развесили и ежедненвно их подкармливаем.

5.Итог мероприятия.

Воспитатель: 

Птицы - наши друзья и помощники в борьбе с вредителями.

Ребята! Берегите птиц!»

Ребёнок: 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна 

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!