ООД в старшей группе «Б»: «Число и цифра 7»
Программное содержание:
-учить считать в пределах 7, показать образование числа 7на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7;
- продолжать развивать умение сравнивать предметы по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже….самый узкий (и наоборот)
Демонстрационный материал: матрешки и пирамидки (по 7 штук), магнитная доска, полоски одинакового цвета и разной ширины
Раздаточный материал: двухполосные карточки, квадраты и треугольники; наборы полосок одного цвета и разной ширины (по 5 штук на каждого ребенка)
Ключевые слова:
- самый широкий- уже- еще уже- самый узкий ;
- самый узкий – шире – еще шире – самый широкий;
- слева, справа
Методика проведения:
Организационный момент.
Формирование положительного эмоционального настроя.
Минутка вхождения в день «Друг»
«Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй наш веселый круг!»
Воспитатель : «Ребята, сегодня утром почтальон принес письмо, на конверте адрес: «Бебяевский детский сад» старшая группа. По-моему это нам. Письмо отправили вчера, но кто?
На конверте только адрес «Из волшебного леса»
Воспитатель: «Вам интересно узнать от кого оно?»
Воспитатель: «Как же его открыть ? Надо сосчитать до 6.»
(дети хором считают) (письмо открывается, в нем материал для выполнения заданий).
Письмо открывается, воспитатель читает:
«Здравствуйте ребята! Пишет вам письмо веселый Незнайка, но мне сейчас совсем не весело, знаете почему? Все мои друзья Незнайки ходят в лесную школу, там они учатся писать, читать, считать, но сначала они ходили в детский сад. Я тоже хочу посещать детский сад. Для этого мне надо решить много разных заданий. Мне грустно, оттого, что я не могу решать некоторые из них. Помогите мне, пожалуйста.»
Воспитатель: «Ребята, поможем? Тогда вот вам первое задание.»
Помогите мне посчитать матрешек.
…., расположи матрешки в ряд, сколько тут матрешек?
Ответ :6
Воспитатель: правильно 6
Воспитатель: «А давайте дадим каждой матрешке по пирамидке, посмотрите всем матрешкам хватило пирамидок?»
Дети: да, всем.
Сколько матрешек?
Дети : 6
Сколько пирамидок?
Дети: 6
Воспитатель : « Ребята, что можно сказать о количестве матрешек и пирамидок ?»
Дети : поровну.
Воспитатель:« Да, правильно поровну. А если к матрешкам я еще добавлю одну, каким числом можно обозначить количество матрешек?»
Дети: 7
Воспитатель: «А каким числом можно обозначить количество пирамидок ?»
Дети: 6
Воспитатель: «Как получилось число 7 ?»
Ответ 6 добавили одну матрешку
Воспитатель:« Какое число больше 7 или 6 ?»
Ответ: 7
Воспитатель: «Какое число меньше 7 или 6 ?»
Ответ: 6
Воспитатель: « Как сделать так, чтобы матрешек и пирамидок стало поровну ?»
Ответ детей: добавить одну матрешку
Воспитатель : « Значит, что получается число 7 больше чем число 6, а число 6 меньше числа 7.»
Воспитатель: «А теперь предлагаю вам немного отдохнуть (физминутка)
Ну что, переходим к следующему заданию.
Воспитатель: «Садимся за столы.
Отгадайте загадку :
«Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает – «Чик – чирик »(воробей)
Игра «Считаем звуки»
Воспитатель: «Перед вами на столе лежат карточки и геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры?»
Дети: квадраты и треугольники
Воспитатель: «Воробей будет чирикать, а вы будете считать и поставите на верхний ряд столько квадратов (6 раз), на нижний ряд поставите столько треугольников, сколько раз воробей прочирикает (7 раз), карточки лежат у вас на столе, Будьте внимательны!»
Воспитатель спрашивает детей: «Почему ты поставил на верхний ряд 6 квадратов?»
«Почему ты поставил на нижний ряд 7 треугольников? Чего больше квадратов или треугольников? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше? Молодцы! Все были внимательны!»
Знакомство с цифрой 7
Воспитатель: Каждое число имеет свой знак на письме, то есть цифру.
Вот как говорит о ней С.Я. Маршак «Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.»
Воспитатель: «Возьмите карточку с цифрой 7, проведите указательным пальцем по поверхности цифры, закрыв глаза, обследуйте цифру 7 пальцами и представьте ее перед глазами. Напишите цифру 7 в воздухе: а) ладонью; б) носом. Где можно встретить цифру 7? (в сказках, днях недели, радуге…)»
«Назовите 7 дней недели»
«Назовите сказки, в названии которых встречается число и цифра 7? (Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, «Цветик – семицветик», «Волк и семеро козлят»)»
Воспитатель: А» сейчас немного разомнемся, выходите ребята в круг.»
Разминка музыкальная
Воспитатель: «Незнайка для вас еще кое-что приготовил, давайте все присядем за стол
А теперь посмотрите на доску, что вы видите?
Дети: полоски
Вот именно это не просто полоски, а посмотрите, чем они отличаются друг от друга?
Дети: по ширине
Воспитатель: « Ребята, Незнайке снова нужна ваша помощь, нам нужно разложить эти полоски от самой широкой до самой узкой ( вызвать одного ребенка) (самая широкая, уже, еще уже, еще уже, самая узкая)
Ребята, пока ….. делает на доске, вы разложите это у себя ! Проверим, друг друга. (Молодец, правильно)
После этого перемешиваем ваши полоски и теперь сделаем в обратном порядке (вызываем другого ребенка) (самая узкая, шире, еще шире, еще шире, самая широкая)»
Воспитатель: «Ребята, какие вы все молодцы, вы сегодня все очень хорошо справились с заданиями. На этом задания у Незнайки закончились»
Рефлексия
Незнайка просит вас всех встать в круг.
Воспитатель: «Наше занятие подходит к концу, мы выполнили все задания, которые нам прислал Незнайка и я думаю, что его обязательно возьмут в детский сад.
Воспитатель : «Ребята, давайте каждый скажет, что ему больше всего понравилось сегодня, что для вас было интересно ?
С какой цифрой мы сегодня с вами познакомились?»
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, зачем нужно уметь считать? Где это нам пригодится?
Ответы детей
Воспитатель: «Незнайка прислал вам за вашу работу звездочки, подойдите и возьмите те, которые вам больше всего нравятся.»