ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
по развитию толерантных установок
ТЕМА: «Такие разные миры рядом с нами»
Программные задачи: Создание у воспитанников позитивного настроя на совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям; осознание круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.
Оборудование: доска или мольберт, клубок пряжи, авторучки, листы А-4, карточки толерантных качеств.
Ход занятия
1 часть. Приветствие Упр. «Связующая нить»
Передается клубок по кругу с пожеланиями участникам, затем против часовой стрелки
Упр. «Линейка, стройся»
Участникам предлагается построиться в линию по заданному признаку, но делать это необходимо молча – по росту, по цвету глаз, по длине волос, кто любит стихи, кто любит животных, кто играет в шашки, любит ходить в походы и др.
Посмотрите, как мы похожи, каждый ищет себе понимающего, доброго, толерантного друга, умеющего слушать, сопереживать и подставить плечо в трудную минуту, но в тоже время мы отличаемся друг от друга ростом, цветом глаз…
2 часть Сообщение темы занятия и введение в игровую ситуацию
Тема нашего сегодняшнего занятия «Такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках. Каждый из нас частичка, которая находится в постоянном взаимодействии с этими мирами. Одним из наиболее ярким примером взаимодействия такой частички с коллективом является сюжет сказки «Гадкий утенок».
Сказкотерапия «Гадкий утенок»
Я напомню вам один эпизод. У утки появляется потомство, маленькие прелестные утята, но одно яйцо крупнее, и из него появляется необычный утенок, который крупнее других, неуклюже передвигается, но при всей своей непохожести он прекрасно плавает, заботится о своих братьях и сестрах, чем вызывает у мамы-утки теплые чувства. Затем все семейство отправляется на птичий двор, чтобы познакомиться с другими птицами. Вы помните, что непохожий на других утенок вызывает разные реакции у обитателей птичьего двора, его не все принимают и даже обижают - кто-то клюет, кто-то пугает. И что же делает наш утенок? Он решает покинуть птичий двор.
На этом я предлагаю нам с вами остановиться и повернуть сказочную историю вспять, ведь все могло бы быть иначе, если бы…Сейчас мы попробуем погрузиться в сказочный мир и распределим роли – мама утка, утенок, братья, сестры, жители птичьего двора.
Теперь, когда вы знаете от имени какого персонажа будете действовать, прошу получить листы с заданием:
Задание для птичьего двора: что должен сделать утенок, чтобы вы его приняли.
Задание для братьев и сестер: чем вы можете помочь утенку и что он должен сделать сам, чтобы его принял птичий двор.
Задание для матери: что посоветовать сделать гадкому утенку, чтобы его принял птичий двор.
Задание для утенка: что может сделать сам утенок, чтобы его приняли на птичьем дворе
Записать свои мысли на листе бумаги и представить их
(Выполнение 5-7 мин) Каждая подгруппа представляет свои варианты.
Теперь мы перенесемся в реальный мир, где есть общество, кто в сказке представлял его? Мы видим, что есть много общего между сказочным сюжетом и реальной жизнью. Ведь в каждой сказке есть доля правды. Мы не всегда относимся с пониманием к тем, кто рядом с нами, принимая их такими какие они есть, но хотим, чтобы они понимали и принимали нас, были по отношению к нам толерантны. Необходимо помнить, что многое зависит в нашей жизни от нас самих. «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.» Эта фраза считается золотым правилом общения в обществе. А какие еще правила общения вы используете во взаимодействии с окружающими людьми? (Записать на доске)
Толерантность во всем мире рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия.
А какие качества характеризуют толерантную личность? (чуткость, доброжелательность, умение слушать, умение владеть собой, терпение, сострадание, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать и др ….)
Рефлексия «Открытый микрофон»
Что интересного узнал? Что взял на заметку? Что понравилось?
3 часть Прощание Упр. «Чашка доброты»
Шел по пустыне странник. У него оставалось немного воды, а пустыне не было конца и края. Встречая по пути животных, птиц, он делился с ними водой. Но, удивительно, сколько бы он не отдавал воды, чашка его оставалась полной. «Почему так происходит, - подумал странник, - я столько воды раздал, чашка не опустела?». «Потому, - услышал он ответ, - что это чашка доброты. Чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь» Странник мог погибнуть без воды, но его спасли доброта, сочувствие, милосердие к другим и он получил больше, чем отдал. Я дарю вам чашку доброты, а вы передайте ее друг другу с добрыми пожеланиями и пусть ваша доброта не кончается.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
ТЕМА: «Мы такие разные»
Программные задачи: Познакомить и обобщить представления воспитанников о понятии толерантность. Побуждать развивать и проявлять толерантные качества в общении и взаимодействии с окружающими.
Ход занятия
1 часть Понятие толерантность объясняется как терпимое, дружелюбное принятие личности, событий. Это уважение к другим людям, умение мириться с чужим мнением, проявление доброты и отказ от насилия, стремление к миру Толерантность во всем мире рассматривается как уважение и признание равенства, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия.
Формы толерантности:
- рассовая
- межнациональная
- религиозная
- возрастная
- физиологическая ( внешние данные, инвалиды)
- образовательная (развитие интеллекта)
- политическая (другие партии, объединения)
- географическая (село - город)
- межклассовая ( богатые – бедные)
- маргинальная (нищие, бомжи)
Проявление нетерпимости:
- оскорбление, игнорирование
- преследование, запугивание, угрозы
- осквернение религиозных культур
- религиозное преследование
- изгнание
- репрессия
Люди отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках, принимают разные вероисповедания, у них разные мнения, взгляды на происходящие события. Но мы живем на одной планете, солнце светит всем
одинаково и мы должны терпимо относиться друг к другу , чтобы жить в мире и согласии.
Упр. «Солнце светит всем одинаково» На доске панно «Солнце». Раздать детям лучи солнца. Они пишут на луче качество проявления толерантности и прикрепляют к солнцу.
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
Ответить на вопросы теста, заполнить бланк и подсчитать количество баллов. Зачитать, насколько каждый является толерантным человеком.
Выбирай из двух ответов только один вариант ответа, который ты считаешь для себя правильным.
- Для того чтобы не было войны...
А) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда
Б) нужно понимать, почему они происходят
- В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
А) это тебя не интересует
Б) ты хочешь узнать об этих героях
- Ты противостоишь насилию...
А) насилием
Б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать «Нет»
- Один товарищ тебя предал...
А) ты мстишь ему
Б) ты пытаешься объясниться с ним
- Когда говорят о детях, пострадавших от войны…
А) ты об этом услышал и забыл
Б) ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность
- Ты не согласен с кем - то...
А) ты не даешь ему говорить
Б) ты все - таки слушаешь его
- В классе ты уже ответил ...
А) тебе хочется отвечать еще
Б) ты предоставляешь возможность другим ответить.
- Тебе предлагают переписываться с каким - нибудь иностранцем...
А) ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами
Б) ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами
А теперь сосчитай, сколько ответов «б» у тебя получилось.
Если у тебя все «б» Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как это тебе удается!
Если у тебя от 3 до 7 «б». Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Менее 3 «б». Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако, если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
Помни слова С. Михалкова
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет!
Как проявлять правила толерантного поведения
Не стремиться подчинить себе другого
Уважать человеческое достоинство каждого
Оставлять право на наличие и сохранение индивидуальности человека
Уважать образ жизни, культуру, традиции представителей других национальностей
Важно найти то, что объединяет людей, а не разъединяет
Ребята, вы сейчас познакомились
Памятка «Памятка жизненных правил»
Зачитать, обсудить, раздать как буклет
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
Умейте видеть достоинства людей, ценить их
Научитесь прощать людям их слабости: умейте повиниться и прощать обиды
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации
Не стесняйтесь проявить своё сочувствие, сопереживание окружающим
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких
Относись к окружающим с уважением
Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека
Не суди о ценностях других
Не навязывай своё мнение другим
Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую
Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия
Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации
Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным!
Я зачитаю вам высказывания великих людей о проявлении толерантности
«Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого, наоборот, я скажу вам все хорошее, что знаю о каждом» (Б. Фраклин)
«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д. Дидро)
«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками все» (Ж.Поль)
«Стремление ставить на первое место интересы других людей, есть самое высшее, какое мы только можем иметь» (П.Рутт)
«Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей» (С. Рубинштейн)
«Наша жизнь как океан – течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается» (Ф.М. Достоевский)