СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по формированию толерантных установок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программные задачи: Создание у воспитанников позитивного настроя на совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям; осознание круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по формированию толерантных установок»

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

по развитию толерантных установок


ТЕМА: «Такие разные миры рядом с нами»

Программные задачи: Создание у воспитанников позитивного настроя на совместное взаимодействие; развитие толерантных установок по отношению к окружающим людям; осознание круга своего общения, своих взаимоотношений с ним.

Оборудование: доска или мольберт, клубок пряжи, авторучки, листы А-4, карточки толерантных качеств.


Ход занятия

1 часть. Приветствие Упр. «Связующая нить»

Передается клубок по кругу с пожеланиями участникам, затем против часовой стрелки


Упр. «Линейка, стройся»

Участникам предлагается построиться в линию по заданному признаку, но делать это необходимо молча – по росту, по цвету глаз, по длине волос, кто любит стихи, кто любит животных, кто играет в шашки, любит ходить в походы и др.

Посмотрите, как мы похожи, каждый ищет себе понимающего, доброго, толерантного друга, умеющего слушать, сопереживать и подставить плечо в трудную минуту, но в тоже время мы отличаемся друг от друга ростом, цветом глаз…


2 часть Сообщение темы занятия и введение в игровую ситуацию

Тема нашего сегодняшнего занятия «Такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и технического прогресса. Однако среди этого многообразия есть и мир людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках. Каждый из нас частичка, которая находится в постоянном взаимодействии с этими мирами. Одним из наиболее ярким примером взаимодействия такой частички с коллективом является сюжет сказки «Гадкий утенок».


Сказкотерапия «Гадкий утенок»

Я напомню вам один эпизод. У утки появляется потомство, маленькие прелестные утята, но одно яйцо крупнее, и из него появляется необычный утенок, который крупнее других, неуклюже передвигается, но при всей своей непохожести он прекрасно плавает, заботится о своих братьях и сестрах, чем вызывает у мамы-утки теплые чувства. Затем все семейство отправляется на птичий двор, чтобы познакомиться с другими птицами. Вы помните, что непохожий на других утенок вызывает разные реакции у обитателей птичьего двора, его не все принимают и даже обижают - кто-то клюет, кто-то пугает. И что же делает наш утенок? Он решает покинуть птичий двор.

На этом я предлагаю нам с вами остановиться и повернуть сказочную историю вспять, ведь все могло бы быть иначе, если бы…Сейчас мы попробуем погрузиться в сказочный мир и распределим роли – мама утка, утенок, братья, сестры, жители птичьего двора.

Теперь, когда вы знаете от имени какого персонажа будете действовать, прошу получить листы с заданием:

Задание для птичьего двора: что должен сделать утенок, чтобы вы его приняли.

Задание для братьев и сестер: чем вы можете помочь утенку и что он должен сделать сам, чтобы его принял птичий двор.

Задание для матери: что посоветовать сделать гадкому утенку, чтобы его принял птичий двор.

Задание для утенка: что может сделать сам утенок, чтобы его приняли на птичьем дворе

Записать свои мысли на листе бумаги и представить их

(Выполнение 5-7 мин) Каждая подгруппа представляет свои варианты.

Теперь мы перенесемся в реальный мир, где есть общество, кто в сказке представлял его? Мы видим, что есть много общего между сказочным сюжетом и реальной жизнью. Ведь в каждой сказке есть доля правды. Мы не всегда относимся с пониманием к тем, кто рядом с нами, принимая их такими какие они есть, но хотим, чтобы они понимали и принимали нас, были по отношению к нам толерантны. Необходимо помнить, что многое зависит в нашей жизни от нас самих. «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.» Эта фраза считается золотым правилом общения в обществе. А какие еще правила общения вы используете во взаимодействии с окружающими людьми? (Записать на доске)

Толерантность во всем мире рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия.

А какие качества характеризуют толерантную личность? (чуткость, доброжелательность, умение слушать, умение владеть собой, терпение, сострадание, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать и др ….)


Рефлексия «Открытый микрофон»

Что интересного узнал? Что взял на заметку? Что понравилось?


3 часть Прощание Упр. «Чашка доброты»

Шел по пустыне странник. У него оставалось немного воды, а пустыне не было конца и края. Встречая по пути животных, птиц, он делился с ними водой. Но, удивительно, сколько бы он не отдавал воды, чашка его оставалась полной. «Почему так происходит, - подумал странник, - я столько воды раздал, чашка не опустела?». «Потому, - услышал он ответ, - что это чашка доброты. Чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь» Странник мог погибнуть без воды, но его спасли доброта, сочувствие, милосердие к другим и он получил больше, чем отдал. Я дарю вам чашку доброты, а вы передайте ее друг другу с добрыми пожеланиями и пусть ваша доброта не кончается.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС


ТЕМА: «Мы такие разные»

Программные задачи: Познакомить и обобщить представления воспитанников о понятии толерантность. Побуждать развивать и проявлять толерантные качества в общении и взаимодействии с окружающими.


Ход занятия

1 часть Понятие толерантность объясняется как терпимое, дружелюбное принятие личности, событий. Это уважение к другим людям, умение мириться с чужим мнением, проявление доброты и отказ от насилия, стремление к миру Толерантность во всем мире рассматривается как уважение и признание равенства, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия.

Формы толерантности:

- рассовая

- межнациональная

- религиозная

- возрастная

- физиологическая ( внешние данные, инвалиды)

- образовательная (развитие интеллекта)

- политическая (другие партии, объединения)

- географическая (село - город)

- межклассовая ( богатые – бедные)

- маргинальная (нищие, бомжи)

Проявление нетерпимости:

- оскорбление, игнорирование

- преследование, запугивание, угрозы

- осквернение религиозных культур

- религиозное преследование

- изгнание

- репрессия

Люди отличаются друг от друга цветом кожи, говорят на разных языках, принимают разные вероисповедания, у них разные мнения, взгляды на происходящие события. Но мы живем на одной планете, солнце светит всем

одинаково и мы должны терпимо относиться друг к другу , чтобы жить в мире и согласии.


Упр. «Солнце светит всем одинаково» На доске панно «Солнце». Раздать детям лучи солнца. Они пишут на луче качество проявления толерантности и прикрепляют к солнцу.


Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

Ответить на вопросы теста, заполнить бланк и подсчитать количество баллов. Зачитать, насколько каждый является толерантным человеком.

Выбирай из двух ответов только один вариант ответа, который ты считаешь для себя правильным.

- Для того чтобы не было войны...

А) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда

Б) нужно понимать, почему они происходят

- В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

А) это тебя не интересует

Б) ты хочешь узнать об этих героях

- Ты противостоишь насилию...

А) насилием

Б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать «Нет»

- Один товарищ тебя предал...

А) ты мстишь ему

Б) ты пытаешься объясниться с ним

- Когда говорят о детях, пострадавших от войны…

А) ты об этом услышал и забыл

Б) ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность

- Ты не согласен с кем - то...

А) ты не даешь ему говорить

Б) ты все - таки слушаешь его

- В классе ты уже ответил ...

А) тебе хочется отвечать еще

Б) ты предоставляешь возможность другим ответить.

- Тебе предлагают переписываться с каким - нибудь иностранцем...

А) ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами

Б) ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами

А теперь сосчитай, сколько ответов «б» у тебя получилось.

Если у тебя все «б» Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как это тебе удается!

Если у тебя от 3 до 7 «б». Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Менее 3 «б». Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако, если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.


Помни слова С. Михалкова

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет!


Как проявлять правила толерантного поведения

  1. Не стремиться подчинить себе другого

  2. Уважать человеческое достоинство каждого

  3. Оставлять право на наличие и сохранение индивидуальности человека

  4. Уважать образ жизни, культуру, традиции представителей других национальностей

  5. Важно найти то, что объединяет людей, а не разъединяет


Ребята, вы сейчас познакомились

Памятка «Памятка жизненных правил»

Зачитать, обсудить, раздать как буклет

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их

  3. Научитесь прощать людям их слабости: умейте повиниться и прощать обиды

  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации

  5. Не стесняйтесь проявить своё сочувствие, сопереживание окружающим

  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент

  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких

  8. Относись к окружающим с уважением

  9. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека

  10. Не суди о ценностях других

  11. Не навязывай своё мнение другим

  12. Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую

  13. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия

  14. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации


Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным!


Я зачитаю вам высказывания великих людей о проявлении толерантности

«Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого, наоборот, я скажу вам все хорошее, что знаю о каждом» (Б. Фраклин)

«Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» (Д. Дидро)

«Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками все» (Ж.Поль)

«Стремление ставить на первое место интересы других людей, есть самое высшее, какое мы только можем иметь» (П.Рутт)

«Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей» (С. Рубинштейн)

«Наша жизнь как океан – течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается» (Ф.М. Достоевский)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!