Тема: «Музыкальные краски весны»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа 6-7 лет
Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическая», направление «Музыкальная деятельность».
Цель: Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности.
Познакомить с понятием «музыкальные краски»
Формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас;
Развивать музыкальные способности детей: чувство ритма.
Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации;
Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других.
Закреплять вокально-певческие навыки.
Добиваться ансамблевого исполнения на детских музыкальных инструментах.
Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;
Формировать доброе отношение друг к другу.
Ход занятия.
Дети входят в зал и встают полукругом.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Поприветствуем друг друга.
Муз.рук-ль поет: Здравствуйте ребята!
Дети отвечают: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Молодцы ! А вы знали, когда люди говорят друг другу слово «Здравствуйте» они желают здоровья! Вот и мы пожелали друг другу здоровья!
А сейчас возьмемся за руки и сделаем большой, ровный круг. Мы с вами поиграем в игру-приветствие, которая называется «Мы сегодня все друзья». Делайте все то что поется в песне.
Приветствие «Мы сегодня все друзья»
(Дети идут по кругу и встают на дорожку.)
Создание проблемной ситуации:
Музыкальный руководитель: Мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во – первых, на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа), во-вторых, я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние? (на столе лежат кисточка и палитра) (дети отвечают).
– Верно, ребята я с вами согласна, что палитра и кисточка среди нот и музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей). Я тоже так думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник. Но что же он здесь делал? (ответ детей)
Целевая установка:
Музыкальный руководитель: Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую — то картину не успел дорисовать. Интересно какую? (слайд 1)
Кто догадался, картину о каком времени года не успел дорисовать художник? (ответ детей).
Правильно, это картина о весне. Ребята, я думаю, что мы с вами можем сделать сюрприз художнику – раскрасить весеннюю картину. Вы согласны? А как мы можем это сделать? (ответ детей).
Мотивация к деятельности:
А для этого мы отправимся с вами в весенний лес, а поможет нам музыка. Слушайте внимательно! Она подскажет вам движение.
Музыкально-ритмические движения. (Марш, бег, подскоки, приставной шаг)
Музыка шум леса, звучание птиц.
Музыкальный руководитель: Вот мы и оказались в весеннем лесу, подойдите поближе посмотрите как здесь красиво. Слышите? Птицы поют! Они вернулись к нам из теплых стран. А какие птицы к нам возвращаются весной?
(Лебедь, ласточка, жаворонок, грач)
Посмотрите, эти птицы хотят с нами поиграть!
Обращаю внимание на проектор. (слайд 2,3,4,5,6)
Музыкальный руководитель: Мы с вами сейчас прохлопаем ритмический рисунок наших перелетных птиц. Музыкальные инструменты нам в этом помогут.
Ритмическая игра «Перелетные птицы»
Ребята, посмотрите! На нашей картине появились новые краски!
(Слайд 7)
Слушание.
Присядем на нашу красивую полянку, и вместе послушаем уже знакомую для вас музыку.
П.И. Чайковский «Подснежник» (1 слушание).
Ребята, как называется это музыкальное произведение? («Апрель. Подснежник» их цикла «Времена года). А кто написал это музыкальное произведение? (П.И. Чайковский) А как называют человека который сочиняет музыку? (Композитор)
Как вы думаете, какая музыка по характеру, настроению?
( Нежная, взволнованная.)
Да, мелодия то ласковая, нежная светлая, то тревожная, беспокойная, настороженная. Мелодия поднимается все выше, растёт. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам об апрельском нежном подснежнике.
представим с вами, что мы маленькие подснежники, которые выросли в лесу…. выглядываем из-под тающего снега, качаем головкой на лёгком весеннем ветерке.
(Пройдемте на палас и изобразим наш подснежник)
П.И. Чайковский «Подснежник» (2 слушание – дети импровизируют).
Молодцы, ребята, вы смогли с помощью движений передать нежность первого весеннего цветка.
Посмотрите, что произошло с нашей картиной? Своим красивым танцем, вы добавили нашей картине новых красок.
Слайд 8
Распевание, пение. Пройдемте на нашу красивую полянку. И немножечко отдохнем!
Ребята, чтобы исполнить музыкальное произведение используются музыкальные инструменты. Как вы думаете, какой музыкальный инструмент есть у вас? (голос) Чтобы нам исполнить песню необходимо, чтобы наши голоса звучали звонко и весело, а помогут в этом - вот эти зеркальные цветы. Берите наши цветочки!
Артикуляционная гимнастика
«Маляр»
Представим, что кисточка – наш язычок,
Покрасим им стены, полы, потолок.
Во рту – в нашей комнатке – станет светлей,
Маляр пусть гордится работой своей!
(Губы широко в улыбке, широким кончиком языка проводить по небу вперед-назад.)
Дети повторяют за педагогом движения.
Музыкальный руководитель: А теперь разогреем наши голоса, подготовим их к пению. Разучим с вами новую распевку, послушайте ее.
Распевание.
(Разучивание методом «Эхо»)
Музыкальный руководитель: Ребята, теперь наши голоса готовы к пению. Исполним с вами песню «Весенняя полечка».
Но не просто, а как настоящие артисты театра!
Выбирайте себе роли, а наш видео проектор вам поможет!
Исполнение песни «Весенняя полечка»
.(Слайды 9,10,11)
Ребята, я вас поздравляю. Наша картина закончена. (Слайд 12)
Молодцы. Мы справились с заданием.
И нам пора отправляться обратно в наш детский сад!
Марш (идут по кругу) и встают на дорожку.
Музыкальный руководитель: Вот мы и оказались в нашем музыкальном зале! Посмотрите какая прекрасная картина у нас получилась!
Раздается стук в дверь.
Входит художник с шариками.
Художник: Здравствуйте ребята! Я сегодня позабыл у вас здесь свои краски и незаконченную картину. (Обращает внимание на картину)
Что я вижу, моя картина!
Как она прекрасна! Кто помог раскрасить мне ее?
Спасибо вам за это!
В знак благодарности я хочу подарить вам эти разноцветные воздушные шарики.
А мне пора! До новых встреч!
Художник уходит.
Музыкальный руководитель:
Какие красивые у вас шарики!
Станцуем с ними!
Танец «Шарики воздушные»
Подведение итогов.
Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: как вы думаете, какой? Чем можно передать звучание весны? (ответы детей). Правильно, звучание весны передаётся словами, красками, и музыкой. Какие музыкальные краски вы знаете? (ответы детей)
Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой.
Музыкальный руководитель: До свиданья дети!
Дети: До свидания!