Актуализация знаний | - Заседание круглого стола на тему “История семьи в истории страны. Моё общество” разрешите считать открытым. Предлагаю встречу начать с разминки. Но прежде вспомним о правилах беседы. Что вы знаете о правилах беседы на круглом столе? - Теперь вспомним общие вопросы, которые будут у нас сегодня звучать. - Что такое общение? - Что такое общество? - В какой стране мы живём? - Что значит быть гражданином? - Назовите роли одного и того же человека, например, ученика нашего класса в разных ситуациях (дома, в классе, на городском празднике и т.д.). | Правила беседы: - избегай общих фраз; - ориентируйся на цель (задачу); - умей слушать; - будь активен в беседе; - будь краток; - осуществляй конструктивную критику; - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника. - Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. - Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п. - В России. - Быть гражданином значит служить своей стране, любить ее и делать вседля ее процветания. гражданин это субьект, частичка общества, страны. | 5 мин. | Беседа, опрос |
Закрепление изученного | - Вашему вниманию предлагается выступление 1 группы. - Какой вывод можно сделать из вашего исследования? - Есть ли кому что добавить? - Выступает 2 группа. - Какой вывод можно сделать из вашего исследования? -Возьмите Анкету (этапы родословной). Предложите версию о значении вашей фамилии (приложение 1). - Вы работали в группах, были вовлечены в круги общения “Друзья”, “Одноклассники”. Поделитесь впечатлениями от совместной работы, какие черты и качества человека вам помогали, благодаря чему работа состоялась? - Спасибо. Выступает 4 группа. - Какие общие интересы связывают вашу семью с другими старооскольцами? - Определите значение труда членов семьи для других жителей города. - Какие выводы мы можем сделать? - Мы рассматривали круги общения “Земляки”, “Соотечественники”. Эти понятия складываются из сотен и тысяч обычных семей, без которых не может жить и работать Старый Оскол или другой город нашей Родины, России. Круг общения “Земляки”, “Соотечественники”. - Выступает 3 группа. - Какой вывод можно сделать из вашего исследования? - Выступает 5 группа. | Выступление 1 группы “Что такое семья? - Семья - группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).  Сообщение результатов Анкеты “С кем я живу?” - Вывод. Исчезают семьи из трёх поколений. Количество детей в семьях уменьшилось до одного, двух. Презентация 2 группы “Откуда пришла ваша фамилия?” - Каждая семья имеет свою историю, свою фамилию. Фамилия – слово происходит от латинского familia - семья, семейное имя. Откуда пришла ваша фамилия? Родители затрудняются с ответом на этот вопрос. Помощь нашли в специальных книгах, словарях, откуда добыли сведения. “Слово “фамилия” внедрилось в России после указов Петра I. Раньше называлось прозвищами. Русские фамилии образовались от имён наших предков, от места жительства, от профессии. Фамилии нам сказали о бедности, тяжелой доле предков, об их характере и отличительных чертах, о том, что в роду были другие народы. - Вывод. Фамилия – говорящее слово, только надо его расшифровать, и оно скажет, кем был твой далекий предок. Через понятие “фамилия” мы обратились к истории русского народа, узнали устаревшие слова, предметы далекой старины. Отвечают. -Трудолюбие, доброжелательность, взаимопомощь. Члены 4 творческой группы Читают свои публикации – сочинения “Моя семья – моя гордость” (приложение 2). Презентация 3 группы “Когда на Руси появились фамилии?” (приложение 3) - У разных общественных групп фамилии появляются в разное время. Первыми получают фамилии князья, представители знати в XIV-XV вв. Затем торговые и служилые люди в XVII – XIX вв., третьими – русское духовенство (XIX в). Последними обрели официальные фамилии – крестьяне и рабочие в конце XIX в., и даже в 30-х г. XX в. после всеобщей паспортизации. - Вывод. У современного русского человека есть имя, отчество, фамилия, которые ему дают родители, и этим надо гордиться! Творческая группа № 5, художников Защищает” свои рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”. | 34 мин. | Беседа, рассказ, демонстрация |
Рефлексия | - Подведём итоги “Круглого стола”. - За что мы должны благодарить своих родителей, дедушек и бабушек, предков? - Какие русские традиции семейной жизни утрачены и требуют возрождения? - Взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, доброта, нежность в отношениях друг с другом – вот залог гармонии в семье, в обществе. - Всем спасибо за работу! Наш круглый стол подошел к концу. | - Нужно с уважением и благодарностью относиться ко всем нашим родственникам. Они дали начало фамильному роду, они защищали Россию в тяжёлые времена. Наши старшие поколения трудятся ради будущего своих детей. - История семьи – бесценное богатство, которое необходимо хранить. Нужно возрождать многодетные семьи, семьи из трёх и более поколений. | 5 мин. | Беседа, опрос. |