СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по развитию речи. "Деление текста на части. Работа над планом."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - познакомить с основными признаками текста; умение делить текст на части;

- развивать логическое мышление при составлении предложений; - воспитывать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи. "Деление текста на части. Работа над планом."»

Тема занятия. Деление текста на части. Работа над планом.

Цели: - познакомить с основными признаками текста; умение делить текст на части;

- развивать логическое мышление при составлении предложений; - воспитывать интерес к предмету.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я продолжу знакомить вас с таким понятием, как «план текста», мы продолжим учиться составлять планы к текстам.

2. Виды планов.

Как вы уже знаете, план - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

В основном планы делятся на два типа.

Планы бывают

Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3. и т.д.

Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1.

1.2.

2. и т.д.

3. Напоминаю, как составить план текста:

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

-помогут ли твои заголовки.

4 .Сейчас мы с вами выполним упражнение на деление текста на части.

Прочитайте текст.

 Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку. Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул. А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья. А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался. (Э. Шим)

Итак, алгоритм деления текста на частиновая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.

, 5. Давайте попробуем разделить текст на части выделить каждую часть текста абзацем.

Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось!

Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.

Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.

А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.

А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.

(Э. Шим)

6.– Итак, действуя по алгоритму мы определили в тексте 5 частей.

Давайте прочитаем первую часть: (Я утром насыпал воробьям хлебные крошки. А потом кинул сразу целую горбушку. Что тут началось! ) Обратите внимание на то, когда происходит действие – Утром. В первой части мы обращаем внимание на время.

Прочитайте вторую часть. Что изменилось? (Сбились воробьи в стайку, наскакивают на горбушку, тянут ее из стороны в сторону. Как живая, прыгает горбушка по песку.) – Изменилось действие: воробьи сбились в стайку.

Прочитайте третью часть. Кто в ней появился? (Вдруг сверху еще воробей слетел. Растрепанный такой, чумазый. Чирикнул – и в драку. Первого товарища крылом отшиб, второго – клювом толкнул, третьего – грудью отпихнул.) – Еще воробей – новый герой.

Переходим к четвертой части. Что здесь изменилось? (А сам ущемил горбушку и взлетел. Летит, а горбушка словно всё тяжелей делается, и вот уже нет мочи, и тогда – вниз понесло воробья.) – Действие – воробей взлетел.

Работаем с последней частью. Что меняется в ней? (А на дороге лужа, и вот – плюх! – в нее воробей… Еле, бедняга, выбрался.) – Место – на дороге лужа.

Итак, когда же в тексте начинается новая часть?

Новая часть начинается там, где изменяются время, действие, место, появляется новый герой.

7. Давайте составим план к нашему тексту:

– Прочитайте первую часть, определите ее тему. Запишите заглавие первой части.

Далее работа ведется аналогично.

Записываем примерный простой план текста, который у нас может получиться:

1. Щедрое угощение.

2. Борьба за горбушку.

3. Задиристый воробей.

4. Тяжелая добыча.

5. Неудача.

8. Домашнее задание: выполните упражнение.