Тема: «Осеннее приключение»
Цель:
Заучить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы.
Задачи:
- учить находить художественный образ к художественному слову;
- расширять активный и пассивный словарь;
- развивать слухоречевую память;
- развивать словесно-логическое мышление, пространственное воображение, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;
- развивать фразовую речь;
- развивать воображение детей через изображение предмета;
- воспитывать любовь к поэзии;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование:
Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, сундук с посланием и сюрпризом, куб «Эмоции», тучки на ниточках, тазик с водой, красная пальчиковая краска, влажные салфетки, ватные палочки, веточка чахлой рябины, дорожки для босохождения, фонарик, плед, подарочки на каждого ребенка для сюрпризного момента, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите какой красивый сундучок у нас тут стоит. Давайте подойдем к нему, откроем и посмотрим, что в нем лежит. (пытаются открыть сундучок– не получается). Тут какое-то письмо. Наверно, для нас! Давайте прочитаем.
2. Знакомство со стихотворением А.Н. Плещеева «Скучная картина»
Содержание письма (письмо состоит из 7 маленьких листочков):
Чтобы открыть чудесный ларчик, выучите с детьми это стихотворение:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
(после прочтения роняю листочки)
- Что же делать?
Чтобы восстановить текст стихотворения, нужно собрать листочки и сложить их в нужном порядке.
Я запомнила слова и сейчас вам их подскажу, но чтобы текст больше не рассыпался, предлагаю его зарисовать (раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем).
Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения и мы с вами будем вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок.
СКУЧНАЯ КАРТИНА
- Давайте подумаем, как мы зашифруем эту строку?!
- Мы можем нарисовать картину!
(В первом квадратике рисуем картину)
Эмоциональная гимнастика
- Поэт говорит: «СКУЧНАЯ…» , как можно изобразить нашей мимикой это слово. Какие другие эмоции может вызывать картина? (Радость, злость, страх, удивление)
Давайте проговорим еще раз эту строчку:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
Педагог продолжает: ТУЧИ БЕЗ КОНЦА
- Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?
- Тучи! (Рисуем тучи)
Дыхательная гимнастика
-У меня тоже есть тучи (атрибут для дыхательной гимнастики). Предлагаю вам подуть на мои тучи сначала слабо, потом сильно, затем снова слабо.
Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
Педагог продолжает: ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
- Что нарисуем?
-Дождик, лужи, крыльцо.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | |
| | | |
Упражнение для развития мелкой моторики рук
Наверно, каждый из вас гулял под дождем! Я предлагаю сейчас каждому из вас сделать свой дождик. (Дети подходят к тазику с водой, окунают пальчики и брызгают – имитация дождика)
Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
Педагог продолжает: ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
- Что нарисуем?
- Рябину и окно!
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
| | | |
Нетрадиционная техника рисования
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать ягоды рябины при помощи краски и ватных палочек.
-Повторим с самого начала:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
Педагог продолжает: СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
-Что такое деревушка? (уменьшительно-ласкательное слово деревня) Что нарисуем на эти строки?
- Глаз, домики, серое пятно.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно | | | |
Гимнастика для глаз
Слово СМОТРЕТЬ мы зашифровали, нарисовав глаз. Давайте сделаем упражнение для наших глазок.
( на магнитной доске вывешены буквы О , С , Е, Н, Ь в разброс.Я предлагаю найти буквы глазками и подумать какое слово можно составить из этих букв )
- Повторяем наше стихотворение:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
Педагог продолжает: ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,
ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?
- Нарисуем знак вопроса, слово осень зашифруем в виде деревьев, а слово пришла в виде следов и/или ног.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно | Деревья, следы (или ноги) | | |
Физкультминутка с применением дорожек для босохождения
Давайте представим, что мы с вами осень, которая в гости к нам пришла.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
- Повторяем наше стихотворение:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА…
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ,
СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,
ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА?
Педагог продолжает: ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА!...
- А сейчас, я хочу вам сама подсказать, что можно нарисовать в последнем квадрате. Подойдите ко мне поближе. Давайте сядем на колени в круг и прижмемся друг к другу. Я хочу укрыть вас теплым пледом, под которым я люблю согреваться в холодные осенние деньки. А чтобы нам под пледом не было темно, я включу фонарик!
-Так что же мы с вами нарисуем в последней клеточке на строки
ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА!...
- Нарисуем сердце, свечу (солнце) и плед.
картина | тучи | Лужи, крыльцо, дождик | Рябина, окно |
Глаз, домики, серое пятно | Деревья, следы | сердце, свечу (солнце) и плед | ______________ |
Дорогие мои друзья, смотрите, у нас получилось собрать рассыпанные мной листочки. Давайте подойдем к заветному сундучку и все вместе, дружно прочитаем стихотворение.
Дети читают стих по самостоятельно нарисованной мнемотаблице.
Педагог открывает сундучок, где находятся в корзинке угощение от Осени для ребят.
- Ребята, я предлагаю вам забрать с собой ваши таблички, чтобы рассказать другим ребятам и своим родителям это прекрасное стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Плещеев (показ фотопортрета).