Занятие по внеурочной деятельности 2 класс
Формирование функциональных грамотностей у детей
«Занимательные особенности яблока»
ЦЕЛЬ: формирование математической, финансовой, читательской, естественно-научной грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи:
1.Создать условия для формирования у учащихся:
- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
- умения работать в группах,
- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.
2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении заданий; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.
Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,
умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики, окружающего мира.
Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;
Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.
Предметные: повышать интерес к изучению предметов начальной школы, показать значение знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Ход занятия
Организационный этап:
1.Приветствие. Погружение в тему.
Педагог. Добрый день, ребята! Меня зовут Глюзя Яхъевна. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет нам радость общения друг с другом. Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. У меня есть волшебное яблоко дружбы, кто его потрогает, у того всё всегда будет получаться.
Передавая это яблоко, я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, на занятии быть активными, дружными, чтобы у нас с вами всё получилось.
Учащиеся передают яблоко
Педагог. А сейчас вы можете сесть на свои рабочие места.
Основная часть
Актуализация имеющихся знаний
Педагог. Дорогие, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено яблоку.
Работа над темой
Педагог. Ребята, возьмите карточки зеленого цвета и познакомьтесь с интересными сведениями об этом фрукте.
На карточках в паре.
Если бросить яблоко в воду, то оно всплывет. Но почему? Дело в том, что оно приблизительно на 25% состоит из воздуха. А так как воздух имеет меньшую плотность чем вода, то фрукт попросту всплывает.
В мире насчитывается около 10 000 сортов яблок. Некоторые используются исключительно для приготовления варенья или компотов, некоторые можно употреблять в сыром виде.
Если вы будете пробовать каждый день разные сорта, то на то чтобы попробовать все существующие, вам понадобится более 20 лет.
Яблоки – очень полезны, как и продукты из них. В них содержатся витамины А, В1, В2, В5, В6, С, РР, бета-каротин, а также калий, кальций, кремний, магний, кобальт, медь и другие необходимые элементы. Плоды благотворно влияют на мозг, сердечно-сосудистую систему, повышают уровень гемоглобина, улучшают пищеварение. Содержащийся в яблоках пектин используется при производстве мармелада и пастилы.
Яблоки являются популярным лекарственным продуктом в традиционной медицине. Причем их польза напрямую зависит от их цвета. Например, в традиционной медицине считается, что зеленые яблоки укрепляют и очищают зубы, желтые нужны для улучшения иммунной системы, а красные благотворно влияют на кровеносные сосуды и сердечную мышцу. С научной точки зрения это можно объяснить тем, что зеленые яблоки самые твердые, благодаря чему массируют десна и зубы, желтые наименее аллергенные, а в красных содержится самое большое количество пектина.
Родиной яблок считается территория, которую занимает нынешний Казахстан. Не зря его столица носит название Алматы, что в переводе означает «отец яблок». В Алматы даже есть памятник яблоку. Он стоит на горе Кок-Тюбе и сделан из мрамора.
Яблони могут вырастать до 12 метров в высоту, однако для удобства сбора плодов селекционеры вывели карликовые яблони, высотой до 2 метров. Размеры яблок варьируют от горошины до головы новорожденного ребёнка.
Педагог. Что интересного узнали? (Делятся информацией). Молодцы!
Педагог. Ну, а сейчас попробуем разобраться, есть ли у яблок какой-то секрет.
3.Работа над темой занятия с использованием активных форм обучения
Педагог. А для этого нам понадобиться превратиться в настоящих учёных. Которые при помощи своих помощников: глаз, носа, рта, рук проведут самые настоящие научные опыты. Глаза будут внимательно смотреть, ушки – слушать, нос – дышать и нюхать, а руки исследовать на ощупь.
А результаты вы будете фиксировать на листах (формат А3). Вы будете работать в командах. Для этого не забываем правила работы в группе. Договоритесь, кто будет вести запись эксперимента.
Педагог. Согласны?
Ответы детей. Да
Педагог. И так, для первого опыта нам понадобится наш первый инструмент - глаза.
Педагог. Давайте внимательно, при помощи глаз, рассмотрим яблоко
(дети рассматривают свои яблоки)
Педагог. Какого цвета яблоко?
Ответы детей. Красные. Жёлтые. Зелёные
Итак, с помощью такого инструмента как глаза мы выяснили, каких цветов бывают яблоки. Итак, делаем первую запись на листе (записывают цвет).
Сейчас к глазам присоединяются и руки. Хорошенько ощупайте каждый бочок яблочка и ответьте на вопрос:
Педагог. Какая форма у яблока?
Ответы детей. Яблоко круглое
Педагог. Какое яблоко по размеру?
Ответы детей. Яблоко большое
Педагог. А еще какие бывают?
Педагог. Яблоки бывают большие и маленькие
Педагог. Мои юные ученые, итак, с помощью таких инструментов, как руки и глаза, мы с вами определили три основных внешних свойства яблока. Все записи сделали?
Педагог. Продолжим наши научные опыты. И поможет нам следующий инструмент – нос.
Педагог. Поднесите яблоко к носу, аккуратно понюхайте.
Учащиеся нюхают
Педагог. Как пахнет яблоко?
Ответы детей. Вкусно. Приятно
Педагог. Итак, с помощью такого инструмента как нос мы выяснили, как пахнут яблоки, какой у них запах.
Педагог. Теперь опыт проведём с помощью следующего инструмента - рта. Откусите яблочко. Какой у него вкус? (на тарелках разрезанные яблочки)
Дети кусают яблоко.
Ответы детей. Яблоко сладкое. Кисло-сладкое.
Педагог. Итак, с помощью такого инструмента как рот мы ощутили вкус яблока.
Педагог. И еще один опыт проведём при помощи самого важного инструмента для любого ученого - рук. Пощупайте яблочко. Какое оно на ощупь?
Дети трогают яблоко руками
Ответы детей. Яблоко твёрдое. Крепкое.
Педагог. Молодцы учёные! Вот, сколько опытов провели. И глазами рассматривали яблочки, и носом нюхали, и на вкус пробовали при помощи рта, и руками ощупывали, и ушами внимательно слушали и меня, и своих друзей.
Давайте, представим сейчас ваши результаты опытов: Прикрепляем к доске.
Свойства яблока | Результат |
Размеры яблока | Большое, маленькое, среднее |
Форма яблока | Круглое |
Вкус яблока | Сладкое, кислое |
Цвет яблока | Желтое, зеленое, красное |
Как пахнет яблоко | Вкусно, приятно |
На ощупь | Твёрдое, крепкое |
Педагог. Отлично. Ребята, а вот из яблок можно приготовить вкусный и полезный компот. Что для этого нужно? (Яблоки, сахар и вода). Правильно. Сейчас я вам предлагаю сделать покупку в наших магазинах. Посчитайте, пожалуйста, и скажите, в каком магазине выгоднее купить ингредиенты для компота?
Продукт | Магазин «Монетка» | Магазин «Пятёрочка» | Магазин «Магнит» |
Яблоки | 50 рублей | 45 рублей | 55 рублей |
Сахар | 40 рублей | 35 рублей | 32 рубля |
-Молодцы!
Подведение итогов
Педагог. О чём сегодня говорили на уроке?
Ответы детей. Говорили о яблоках.
Педагог. Можем, теперь, ответить на вопрос:
А нашли ли мы секрет в нашем яблочке? Какой?
Ответы детей. Яблоки красивые, Яблоки вкусны, Яблоки ароматные
Педагог. (таинственным голосом). А секрет яблочка спрятан… в косточках!!!
В них много витаминов и микроэлементов: калий, магний и ЖЕЛЕЗО!
А ещё в косточке хранится новая будущая жизнь нового дерева.
НО ЭТО ТЕМА УЖЕ СОВСЕМ НОВОГО ЗАНЯТИЯ.
(педагог достаёт косточку из разрезанного яблока и кладет в банку)
Педагог. Согласны?
Ответы детей. Да
Педагог: сегодня мы вспомнили и узнали о полезных качествах давно известного фрукта, убедились в его важности для нашего здоровья.
Заключительный этап
Рефлексия.
Педагог. Наше занятие подходит к концу.
- Вам понравилось работать учёными? Ребята, а почему у вас сегодня всё так здорово получилось? (Потому что работали дружно). В завершении занятия давайте вспомним песню о важности дружбы «Если с другом вышел в путь»
Педагог Спасибо за занятие! До новых встреч!