СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности. Тема: "Народный костюм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дана полная информация о русском народном костюме как женском так и мужском. в коце занятия дети могут разлечить русский народный костюм от костюмов других народов.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности. Тема: "Народный костюм"»

МКОУ «Елбанская СОШ»




Классный час

на тему:


«Русский народный костюм»


Возраст детей:10-11 лет.



Автор: Захарова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов





Дата проведения: 17 марта 2014 года


Актуальность: С возвращением к нам национальной культуры все больше хочется знать о русской культуре, в том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции.


Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.


Задачи: Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, помнить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин, воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.


Возраст детей: 4 класс.



Предварительная подготовка:

1Подбор элементов старинного быта.

2.Изучение материалов о русском костюме.

3.Рисунки, поделки учащихся по теме.

4.Разучивание народных игр: «Горелки», «Гори, гори ясно» и другие

5.Посещение музея старины в сельской библиотеке.


Оборудование:

1.Компьютер.

2.Презентация №1 «Русский народный костюм».

3. .Презентация №2

4.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки)

5.Выставка детских рисунков и поделок «Как одевались на Руси».






















ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:



I. Организация класса. Эмоциональный настрой

- Что необычного в классе? 
- Нравится ли вам в классе? Почему?



II. Сообщение темы и цели занятия.

- Чтобы точнее определить тему классного часа разгадайте загадку

Есть у бабушки-старушки,
Очень маленький секрет: 
Платья, книжки и игрушки, 

Занавески, погремушки,

 Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький…  (Сундук)



Презентация №1



Слайд 2


-Вот видите, в горнице сундук стоит. Сундук этот дарила матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка, бабушка твоя оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».

-Как вы думаете, что в нем (Предположения детей).

- А хотите заглянуть

-Откроем сундук и посмотрим, что в нём лежит.


Слайд3 (В сундуке лежит одежда.)

- О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
- Мы с вами поговорим о старинном русском костюме.

-А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?


Предполагаемые ответы:

• для того, чтобы знать историю своего народа,

• для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек вкладывал в изготовление одежды

-Как готовились к классному часу, что смогли найти из элементов старинного быта.

 



III.  Беседа о русском народном костюме.


Слайд4

- Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

- А для чего нужна одежда человеку (ответы детей).

- Оказывается не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить его, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед.



- Основой любого комплекта одежды является рубаха?

-Что вы можете о ней рассказать?

- Что вы знаете о вышивке на рубахе?

- Какое она имела значение?

-Рубаха - самая древняя и необходимая часть русского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.


- Вышивка была не только украшением одежды, но и как оберег, от предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека: ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. Рубаха – основа народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица и владелец.

- Как называлось платье без рукавов? (сарафан)

Слайд6

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Слайд7

-Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

- А что вы можете рассказать о переднике?

Слайд8

-Он одевался поверх поневы, был расшит вышивкой, по вышивке на переднике можно было узнать, сколько лет женщине, сколько у нее детей, из какой она деревни

- Для чего нужен был пояс?

Слайд9

-Обязательной деталью сарафанного костюма являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками, он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка.

Слайд10

-Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.


- Расскажите об обуви?

Слайд11

-Крестьяне носили лапти, чеботы, сапоги, зимой валенки.

- Лапти плели из липового  лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.


- Что вы можете рассказать о женском головном уборе?

По старинным поверьям волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на человека, поэтому и считалось, что их должны оберегать, прятать от чужого глаза.

Слайд12

- Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины– кокошник, кичку, чепцы, капоры.

Слайд13

-Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким поясом. Порты шились неширокие, суженные к низу, завязывались на талии шнурком – гашником.

- Свое  понятие о мире человек обозначал условными знаками.

Слайд14

-Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами.

Слайд15

-На рубахах выше пояса можно увидеть веточки, цветы, условные изображения  растений. Все эти узоры выражали идею земли.

Слайд16

-Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали  солнце и звезды.  

-Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла как бы модель мира.

 IV.  Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «рубаха», «сарафан», «кокошник», «понёва». 
- Какие слова у вас получились? 
(Слова вывешиваются на доску) 
- Что  обозначают  эти  слова?

V. Работа с пословицами.

-Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.

-Угадайте пословицу по её началу



Слайд17

По одёжке встречают, по уму провожают.

С миру по нитке - голому рубаха.

Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.



VI.Загадки



Все в шерсти, а кожи нет.

(валенки)

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

(Рубашка)



5. Тепла не даёт,

А без него холодно

(Пояс)


Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

(лапти)





VII. Рассказ учителя о русском народном костюме в наше время.

- Русский народный костюм просуществовал до начала 20 века. Создателем, хранителем и носителем народного костюма было крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выражающееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем произошло изменение и самих форм одежды. Молодёжь хотела быть более современной. В результате русский народный костюм как массовый вид одежды перестал существовать.

-Но неужели навсегда исчез даже образ народного костюма?

- Конечно же нет. Разумеется, сейчас никто не ходит в домотканой понёве или косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие образы остались и воплотились в сценическом костюме.

Слайд18

- Обратите внимание, в какие нарядные сарафаны одеты девочки нашей школы во время выступления в доме культуры.

-Народное искусство  по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником.   Народное творчество вдохновляет современных  художников. Мотивы народного костюма отразились в коллекции известного модельера Вячеслава Зайцева.

Слайды 19,20,21,22



VIII. Подведение итогов занятия.

- О чем может рассказать нам русский народный костюм?

- Из каких элементов состоит русский народный костюм?

– - Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду?


-Сегодня мы окунулись в прекрасный мир русской старины, многое узнали о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. О России написано много красивых слов. Вот такой красивой песней о России я бы хотела закончить наш классный час. Давайте послушаем и полюбуемся красотой русской народной одежды..


Презентация №2


-Давайте посмотрим,  друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.  Я надеюсь, что для вас сегодня открылась какая-то своя новая особенная Россия.