«Пришла весна»
«Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?»
В.В.Маяковский
Задачи:
закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;
. развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
актуализация словаря;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;
продолжить обучение работе в группе.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Пусть подождёт чуть-чуть ребят корабль бумажный.
Сегодня здесь у нас
Час уж больно важный.
«Доскажи словечко»
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня... весна.
Вступительное слово.
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Зачитать рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».
Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много - около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц - птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные...
Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.
Групповая работа. Создание кластера «Весенние изменения».
Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.
Загадка - формулирование темы урока.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... птица.
Завершение работы над схемой «Весенние изменения».
Составление схемы
Птицы
Перелетные Зимующие
Оседлые Кочующие
Конкурс «Прилетели птицы».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, ОВСЯНКИ, ПОПОЛЗНИ, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!
Конкурс «Загадки»
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?
(Ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды
- С первым снегом тут как тут.
(Снегирь)
Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)
Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?
Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица…(Грач) | Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара. |
Своё гнездо он в поле вьёт Где тянутся растения Его и песня и полет Вошли в стихотворения! (жаворонок) | Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка. |
На шесте- дворец Во дворе-певец А зовут его …(скворец) | Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец - пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки. |
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины, (ласточка) | Прилетают ласточки в середине мая. Её легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. |
Прилетел к нам, наконец, Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт, (соловей) | Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов |
Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома. Он летает на охоту За лягушками к болоту, (аист) | В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается аисты могут спать на лету. |
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
Весенние заботы птиц. Сделать выбор
высиживают птенцов | строят хатки |
строят гнёзда | уничтожают вредных насекомых |
запасают еду | готовятся к отлёту |
откладывают яйца | учат птенцов |
ложатся в спячку | |
Птицы весной
Строят гнезда
Откладывают яйца
Высиживают птенцов
Уничтожают вредных насекомых
Загадка - плетенка.
Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?
В | | Р | | Б | | Й |
| К | | О | | Е | |
К | | К | | Ш | | А |
| Л | | Х | | Р | |
С | | Л | | В | | Й |
ВОРОБЕЙ
СКВОРЕЦ
КУКУШКА
ГЛУХАРЬ
СОЛОВЕЙ
Конкурс «Сложи пословицу».
(Пословицы разрезаны на слова).
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Осенью и у воробья пир.
И сова своих детей хвалит.
Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
Птице даны крылья, а человеку - разум.
Итог.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте повторим:
где же зимуют птицы? (в теплых краях);
когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
как называют таких птиц? (Перелетные);
почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять их.