СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Я справлюсь!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно помочь подростку развить умение находить внутренние и внешние ресурсыдля разрешения трудных ситуаций. Это занятие поможет сформировать у ребят адаптивное отношение к жизни.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Я справлюсь!"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЙКОВСКАЯ ШКОЛА

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ









(РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА)









Подготовила:

Алексеева Ольга Анатольевна,

педагог-психолог
















Тема: «Я справлюсь!»

Цель: 

  • развитие умения находить внутренние и внешние ресурсы для разрешения трудных ситуаций

  • формирование адаптивного отношения к жизни.

Задачи

  • освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения;

  • целевое применение практических навыков в жизни.

Вид урока: занятие с элементами тренинга

Возраст участников: 10 класс.

Оборудование и материалы: аудиоустановка, релаксационная композиция - музыкальное сопровождение, мяч, лист с черной точкой в центре, материал для лепки, таблицы на каждого учащегося, карточки с неоконченными предложениями, эмоциональным состоянием, картинка «чемодан».

Хронометраж: 1час.

Прогнозируемый результат:

  • анализ собственных источников негативных переживаний;

  • поиск и активизация позитивных ресурсов;

  • освоение способам эмоционального самовосстановления;

  • осознание своего предназначения в жизни.


План занятия

I Приветствие

Упражнение «Черное - белое»

II Психологический настрой на занятие

1.Упражнение «Волшебная чашка»

2.Упражнение «Кот в мешке»

III Актуализация темы занятия

1. Упражнение «Волшебные зеркала»

2. Психологическая притча «Кокон»

IV Основная часть

1.Разминка «Капкан или замкнутый круг»

2.Диагностическое упражнение «Путешествие по лесу»

3. Упражнение «Вылепи свою проблему»

4.Упражнение «Мои ресурсы»

5.Игра  «Обрыв»

6.Игра «Мяч»

7. Релаксационное упражнение «Очищение от тревог»

8.Упражнение «Жалуется – хвастается»

9. Упражнение «Таблица»

V Заключительная часть тренинга-урока.

    1. Упражнение «Путаница»

    2. Упражнение «Чемодан»

VI Рефлексия

Упражнение «Заключительное слово»

VII Прощание


Ход занятия

I Приветствие

Цель: развитие умения выразить и понять эмоциональное состояние другого.

Предлагается список слов, обозначающих различные душевные состояния.

- При встрече необходимо поздороваться, поговорить с партнером с оттенками радости, грусти обиды и т.д. Во время этого разговора нужно одновременно точно выразить Ваше состояние и угадать, в каком эмоциональном состоянии находится партнер.

Обсуждение к кругу: что ощущали, чувствовали, что было легче: выражать или угадывать душевные состояния.

Упражнение «Чёрное-белое»

Демонстрирую белый лист с черной точкой в центре.

- Что вы видите? (ответы)

- На самом деле - это белое пространство, а на нём чёрная точка. Так и в жизни, зачастую мы видим негатив, а позитив не замечаем. Важно научиться различать хорошее в людях, событиях, акцентировать внимание на плюсах жизни.

II Психологический настрой на работу

  1. Упражнение «Волшебная чашка»

Цель: оценка своих возможностей, внутреннего потенциала.

- Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой еще одну. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки в чужие и не жалейте. А сейчас посмотрите в свою чашку. Она по-прежнему полна до краев! Почему так произошло? Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя. Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «У меня есть такая чашка!»

Обсуждение:

- Что вы чувствуете после выполнения упражнения? Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

  1. Упражнение «Кот в мешке»

Цель: познакомиться поближе.

- Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас вытянуть из мешочка карточку и закончить записанное на ней предложение.

Предложения на карточках:

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

- Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения?

Вывод: Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту.

На этом занятии мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.


III Актуализация темы занятия

- Самая высшая ценность – жизнь. Прекрасен жизненный путь человека. У каждого человека своя судьба. Но как порой непросто складывается она у каждого из нас. Древ­ние греки считали, что человек проживает 15 жизней, «В 15 реку жизни не войдешь дважды»,— говорили они. «Каждому — свое»,— утверждали в Риме. «Каждый неповторим и уникален»,— говорим мы сейчас. Определить свой собственный путь, найти свою судьбу, создать себя для жизни, борьбы, труда, творчества и любви предстоит каждому из нас.

Сегодня мы поговорим  о том, как наши ожидания и наше отношение  к миру влияют на то, что происходит с нами, каким образом мы сами себе создаем  трудности, и что нужно сделать  для того, чтобы справиться с ними.

Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, учителя, друга... Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас... Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души...

  • Что вы чувствовали тогда?

  • Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

  • Какие мысли приходили в голову?

  • Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

1.Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

- Нарисуйте себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – сильным и счастливым.

Обсуждение:

  • Какой человек выглядит симпатичнее?

  • На кого ты сейчас похож?

  • В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

  • На кого ты хотел бы быть похож?

  • Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

2.Психологическая притча «Кокон»

… Кокон долго лежал неподвижно без изменений. Но вот однажды в коконе появилось маленькое отверстие. Случайно проходивший человек остановился и стал наблюдать, что будет с коконом. Человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто остановила свои усилия, а отверстие оставалась все таким же маленьким. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она сможет летать. Ничего не этого не случилось. Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через маленькое отверстие в коконе, необходимо бабочке. Ей необходимо самой, собрав все свои силы, расти, развиваться, окрепнуть, разрушить стенки кокона и полететь.

Обсуждение:

- О чем эта притча? (Ответы учащихся).

Вывод: Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать… Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Надо научиться ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.


IV Основная часть

- Жизненные преграды и проблемы часто мешают нам трезво мыслить, вместо этого погружая нас в бездействие или тревогу. На подсознательном уровне мы стараемся избегать всего, что приносит нам психологический дискомфорт. В результате откладываем решение проблем до момента, когда ситуация или накалится до предела, и игнорировать ее мы уже не сможем, или решится сама (часто не в нашу пользу).


1.Разминка «Капкан или замкнутый круг»

- Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?

Представьте, что мы, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.

Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.

Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Подростки пытаются выбраться из круга разными способами, но «круг» принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия).

Обсуждение:

- Что чувствовали себя пойманные люди?

- О чем думал «капкан»?

- Как пришли к верному решению?

Вывод: Так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами.

    1. Диагностическое упражнение: «Путешествие по лесу»

- Закрой глаза и представь, что ты идешь по лесу. Какой это лес? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?

Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?

Вдруг на опушке появляется животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?

Ты идешь дальше, впереди — река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?

Ты оказался на другой стороне и увидел дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти?

Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг. Что ты видишь? В какую комнату ты пойдешь сначала? Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Что там лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?

Одна из комнат в доме — совершенно белая. В ней нет окон, все стены совершенно гладкие. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?

Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя — забор. Как ты окажешься на той стороне?

Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?

В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко от берега он находится? Ты будешь до него добираться?

Вот и все, твое путешествие счастливо закончилось. Скажи, тебе понравилось?

Интерпретация

    1. Упражнение «Вылепи свою проблему»

Если чувства злости, гнева, раздражения или некоего напряжения иногда появляются у вас, попробуйте избавиться от них. Возьмите кусок материала, подумайте о том, что вас тревожит, вылепите это. (Пауза) Таким образом, ваша проблема перед вами, а не внутри вас. Поговорите с ней. (Пауза) А теперь вы можете делать с ней что захотите (трансформировать во что-то иное, отложить в сторону или выкинуть – решаете вы).

4. Упражнение «Мои ресурсы»

- Многие люди, сталкиваясь с проблемами, чувствуют себя «загнанными» в тупик и неспособными изменить ситуацию. Это происходит потому, что их видение ситуации становится «туннельным», то есть они видят только тупик и не способны посмотреть на ситуацию со стороны. «Туннельное» зрение действительно похоже на то, что человек видит, находясь в настоящем туннеле. Он способен различить только светлое пятно. Для человека в ситуации беспомощности это светлое пятно – проблемная ситуация. Что же делать, как увидеть выход? Попытатесь найти ответ на этот вопрос.

Вывод: Самое главное, нужно успокоиться и оглянуться вокруг в поиске ресурсов. Ресурс – это запас, который есть у каждого. Ресурсы – это помощь друзей, значимых взрослых, обращение к людям, имеющим опыт разрешения подобных ситуаций. Ресурс – это собственные возможности, которых мы часто сами не осознаем.

5.Игра  «Обрыв».

- На полу изображена черта, за чертой – «обрыв». Все становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы.  Обратите  внимание, как  использовать поддержку группы.

Обсуждение:
- Легко ли было идти?

- Какие способы использовали?

- Хотели  ли бы вы реально оказаться  в такой ситуации?

- Как вы себя  повели?

- А если бы от этого  зависела ваша жизнь или жизнь  другого человека?

- Какое качество  для этого понадобиться? (Мужество).

Вывод: Жизнь требует мужества. Всегда есть люди, готовые помочь. Надо уметь принять поддержку близких людей.

6.Игра «Мяч»

Цель: научиться находить что-то хорошее даже в самых сложных и неприятных ситуациях.

- Сейчас я брошу  мяч одному из вас и задам ситуацию, если вы отвечаете позитивно, группа соглашается, а если нет, то вам снова

отвечать, и так  пока не найдете позитивного  способа. Ответив позитивно, мяч возвращаете мне.

Ситуации: 

  • Получил двойку…

  • Поскользнулся и упал  в людном месте…

  • Хочется на дискотеку,  а надо сидеть с младшим  братом (сестрой)…

  • Хотел подарить подарок,  а денег нет…

  • Конфликт с учителем…

  • Стал жертвой зависти,  наговаривают…

  • Дали кличку

  • Провоцируют на драку…

  • Потерял большую сумму  денег…

  • Поссорился с другом…

Вывод: Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потруднее. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя.

  1. Релаксационное упражнение «Очищение от тревог»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

- Согласитесь, что иногда вы очень устаете, и вам хочется отдохнуть. (Пауза.) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О – ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды) - выдох (подождать 3 секунды) - повторить 3 раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй, - правда, ведь, он стал легче?... Ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, живот... Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле... Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не более 30 секунд.) 

Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться - вы дома, и все вас очень любят...

8.Упражнение «Жалуется – хвастается».

- Я предлагаю вам встать в круг. Каждому из вас сейчас представится уникальная возможность пожаловаться на то, что сейчас доставляет беспокойство и похвастаться тем, что у вас случилось или лучше всего получается.

Вывод: Обязательно нужно сбрасывать скопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими проблемами с близкими людьми и друзьями.

8.Упражнение «Таблица».

- Заполните таблицу.

Кто из близких людей может  тебе помочь в трудной ситуации?


В чем заключается эта  помощь?


Кому ты можешь помочь? В  какой ситуации (проблеме)?


Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?



 Обсуждение.

Вывод: Многим людям мы нужны  и многие из окружающих могут нам оказать помощь в трудной ситуации.

V Заключительная часть занятия

Упражнение «Путаница»

Цель: научиться находить решение в самых сложных ситуациях.

- Встаньте в центре условного круга, придвиньтесь как можно ближе друг к другу, закройте глаза и поднимите обе руки вверх. Правой рукой нужно взять руку другого участника, кроме соседа. То же проделать с левой рукой. остается свободной.

- Соедините руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Вам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. 

Вывод: Надо позитивно относиться к жизни. Любую ситуацию можно «распутать» и справиться с трудностями.

2.Упражнение «Чемодан»

- Вы подготовились к жизненному пути и вам нужно собрать чемодан в дорогу, только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.
- Какие качества сегодня  нужны молодому человеку, чтобы  достойно  интересно жить и  добиться чего-то важного в  жизни?

- Какое главное качество  вы возьмете с собой? (Все  предложенные ответы записать на доске – в «чемодан»).

Это – мужество, общительность, толерантность, уверенность, целеустремленность, позитивное отношение к жизни, умение справляться с трудностями и т.д.


VI Рефлексия.

  1. Упражнение «Багаж»

Цель: задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия.

- Мысленно положите на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно, сильно хлопните в ладоши и скажите «Я справлюсь!»

2. Упражнение «Заключительное слово»

Класс становится в круг, держась за руки. Каждый произносит:

«Я знаю, что в жизни есть успех, и он зависит от…».

VII Прощание

- Закончить наше занятие я хочу следующими словами:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!





Список используемых источников


  1. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

  2. Притчи. http://basik.ru/wisdom/1550/.

  3. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях/ Автор-сост. М.Ю.Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград, 2008, 11-21.

  4. Некрасовы Заряна и Нина . Сказочные возможности: воспитание без назидания.— М.: Академический Проект, 2016.;— 211 с.

  5. Фоминова А. Как улучшить настроение. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2.

  6. www.psy.1september.ru (Школьный психолог, газета).

  7. Чистякова М.И. «Психогимнастика». Москва.1995,с.66.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!