СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга "Я выбираю... "

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие, направлено на выработку своей жизненной позиции; формирование самосознания подростка;  личностный рост; развитие навыка уверенного поведения, ответственности за свои поступки; развитие коммуникативных навыков. Занятие проходит в форме игры-проектирования «Дорога в горы».  Детям предлагается совершить путешествие в горы, где в воображаемом пути  будет пять остановок. Каждая остановка предполагает два варианта ответа: вариант ответа – 10 баллов; вариант ответа - 5 баллов. В конце игры учащиеся подсчитывают баллы и, (по желанию), рассказывают о своём выборе.

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Я выбираю... "»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области








Занятие с элементами тренинга «Я выбираю…»






Подготовила: Малина Марина Валерьевна

педагог-психолог,

педагог дополнительного образования,













2023 г.

Тема занятия: «Я выбираю».

Форма занятия: занятие с элементами тренинга (1 час).

Цели занятия: выработка своей жизненной позиции; формирование самосознания подростка; личностный рост; развитие навыка уверенного поведения, ответственности за свои поступки; развитие коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы: бумага, ручки, планшеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Разминочное упражнение - приветствие «Твое будущее»

Добрый день! Начнем наше занятие с приветствия. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга таким образом: поворачиваясь к соседу, делаете ему небольшой прогноз на будущее. Например - Андрей, я думаю, что через пять лет, ты будешь жить в Москве. Или - Марина, мне кажется, что через год, ты станешь более уверенной в себе. Пожалуйста, начинайте.

Молодцы!

Вводная часть

Тема нашего сегодняшнего занятия «Я выбираю». Тема весьма актуальна для вашего возраста. Возраст, когда задумываетесь о том, какую специальность выбрать, какие задачи и цели перед собой ставить. Почему так трудно нам дается выбор? И чем больше вариантов – тем он труднее? Сегодня у вас будет возможность задуматься над личным опытом выбора в жизни и его последствиях, проанализировать свои действия и вывести собственную формулу жизненного самоопределения.

На протяжении всей жизни человеку приходится делать выбор. В какой университет поступить, на какой машине ездить, или что купить на ужин. Возможность выбирать — это проявление свободной воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Выбор — это предпочтение человека. Вместе с тем, выбор всегда сопряжен с трудностями. Хотя бы потому, что придется отказываться от одного в пользу другого.

Процесс выбора и постановки целей (осознанный или неосознанный), определяющий жизненную стратегию развития есть целеполагание. Звучит скучновато, но мы все занимаемся этим постоянно: осознанно или неосознанно ставим себе (а иногда и другим) цели.

У каждого человека есть цели: часть из них поставлена им самим, а многие определены семьёй, обществом, окружением. Окончить школу, поступить в ВУЗ, получить профессию, найти высокооплачиваемую работу – вот основной список стандартных жизненных ситуаций, в которых выбираются цели.
От выбранных Вами приоритетов будет зависеть уровень успешности и удовлетворённости жизнью. При неосознанном целеполагании цели появляются спонтанно, в зависимости от социальной среды, текущих обстоятельств и потребностей низшего уровня. Результат – отсутствие радости, целостности и гармонии в жизни.

Цель в жизни человека чрезвычайно важна, поскольку именно она стимулирует его к действию, поиску ресурсов, преодолению препятствий.

Умение делать выбор и ставить цель - не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности. Когда человек правильно ставит перед собой цель, она фиксируется в уме на подсознательном уровне, автоматически начиная влиять на его поведение, направляя его на достижение результата.

Сегодня мы с вами научимся правильно ставить перед собой цели, таким образом, чтобы они действительно начали работать и привели вас к желаемому результату.

  • Было ли в вашей жизни, что вы очень сильно чего-то хотели и в результате добивались этого?

  • Что именно вы делали, чтобы получить желаемый результат?

  • У кого еще такое мнение?

  • У кого другое мнение?

Итак, у вас были желания и мотивы. Любое действие начинается с желания выполнить это действие. Чем больше желание, тем лучше и результат. Но часто цели больше похожи на мечты. Ваша цель высшего уровня должна быть подкреплена и уточнена, это очень важно для успеха дела. Послушайте притчу, и подумайте, почему так сложно бывает сделать выбор, что влияет на наш выбор.

      К богатому фермеру устроился на работу молодой крестьянин. Фермер дал ему следующее поручение:

- Ну, как встанешь утром в 5 часов, коров, коз и овец подои, накорми и напои, в поле пастись выведи. Грядки пропалывай, поле засеивай, сено заготавливай, за свиньями следи, лис от курятника отгоняй, яйца собирай, птиц с поля прогоняй… В общем, часов в 12 ночи так и быть, спать ложись.

 Прошла неделя и фермер, видя, как хорошо и прилежно работает его работник, решил дать тому передохнуть. Подозвал он молодого человека, и говорит:

- Значит так. Ты хорошо работал, и на сегодня я тебя от обычных обязанностей освобождаю. Ты сделай вот что. Видишь вон тот амбар? В нем картошка. Она частично начала гнить. Тебе нужно всего-то сделать: перебрать картошку и разложить ее по трем кучам: в одну хорошую картошку, в другую уже гнилую картошку, а в третью ту, что только начала гнить. А потом можешь отдыхать весь день.

     Через два часа к фермеру возвращается совершенно взмокший, изможденный работник. Фермер удивленно посмотрел на него, а тот упал на колени и взмолился:

- Освободите меня от этой работы! Завтра в 4 утра встану, весь коровник очищу!!!

- Так в чем дело?! Это же не трудно!

- Дело в том, что я еще никогда не принимал столько решений!

     Всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого – или выбор в пользу будущего.

Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого. Выбор в пользу будущего - неизвестность и непредсказуемость. Будущее невозможно предвидеть и предсказать, но возможно планировать.

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Автобусная остановка». Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем делать похожие вещи. ... Поехали. Основная часть. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Автобусная остановка». Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем делать похожие вещи.

На каждом столе лежат синие листы. На одном написано «ЗНАТЬ», какие знания о себе вы хотите сегодня получить, на другом «УМЕТЬ», какие навыки хотите освоить, на третьем «ИСПЫТАТЬ», какой новый опыт хотите получить, пережить. Ваша задача записать на листе все, что вы считаете нужным, ничего не критикуя и не обсуждая. Через некоторое время я подам сигнал, и это будет значить, что «пришел автобус» и группам надо ехать на другую остановку, двигаясь по часовой стрелке, а лист остается на Остановке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться, прочитайте, что было сделано до Вас, и напишите что-то свое. Поехали.

2. Основной этап.

У каждого из вас сформировалось свое мнение, по поводу выбора будущей профессии, я предлагаю сейчас выполнить упражнение «Ассоциации». Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывает ассоциации к словосочетанию «моя будущая профессия». Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать.

Готовы? Давайте выслушаем мнение представителей каждой группы. Итак, начнем…

Молодцы.

Игра-проектирование «Дорога в горы» (презентация)

Я предлагаю вам совершить путешествие в горы. В воображаемом пути у вас будет пять остановок. Каждая остановка предполагает два варианта ответа:

  1. вариант ответа – 10 баллов;

  2. вариант ответа - 5 баллов.

Итак, начали.

Твой друг живёт в горах. Сегодня – выходной день, он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Вы решили, что будет полезно прогуляться. К тому же в тех местах, где вы живёте, очень жарко и хотелось побыть там, где прохладно. Вы садитесь в машину, заезжаете за друзьями и вместе отправляетесь в путь.

Первая остановка

Часть дороги очень плохая, впереди – большая яма, полная воды.

Варианты выбора:

  1. Вам удаётся объехать яму, и вы продолжаете путь.

  2. Вы застряли в яме. Выбраться без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто – нибудь вытащит.

Вторая остановка

Встречная машина вытащила вас. И вы на автостраде. На часах – полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко. Вам хочется прибавить скорости и показать возможности машины.

Варианты выбора:

  1. Вы отказываетесь от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей.

  2. Вы поддаётесь на уговоры друзей и жмёте на газ. Но на дороге – работник автоинспекции и вас штрафуют за превышение скорости.

Третья остановка

У вас совершенно испортилось настроение, а дорога становится всё круче. Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость.

Общение с друзьями раздражает. У вас возникают неприятные ощущения.

Варианты выбора:

  1. Вы открываете окно, включаете радио, и всё проходит.

  2. Вы останавливаете машину, выходите на обочину, ищете уголок, чтобы полежать и успокоится.

Четвёртая остановка

Раздражение прошло, стало легче. Вы отправляетесь в путь, горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей и вдруг – хлопок: прокол шины.

Варианты выбора:

  1. Призвав на помощь друзей, вы меняете колесо и продолжаете путь.

  2. Вы в ярости. Настроение безнадёжно испорченно. Вы пинаете машину и ушибаете ногу. Пока боль не утихнет, вы не можете отправляться в путь.

Пятая остановка

Дорога становится всё круче. Много времени потеряно, хочется достичь цели быстрее, и немного отдохнуть.

Варианты выбора:

  1. Вы обсуждаете с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, ссора с друзьями.

  2. Вы решаете ехать быстрее, но ГАИ не дремлет….. Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.

В конце игры учащиеся подсчитывают баллы и, (по желанию), рассказывают о своём выборе.

Анализ результатов:

Если ты набрал от 40 – до 50 баллов, то: это говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаёшь размышлять над своими поступками.

Ты понимаешь, что каждый твой поступок – это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Ты осознаёшь, что любые твои действия предполагают, определённые последствия для тебя, и ты поступаешь так, как подсказывает тебе твой разум.

Совершая определённые поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.

Если ты научишься рассуждать в игровой ситуации, то в жизни ты избежишь потерь и ошибок, которые поджидают тебя на пути.

Если ты набрал от 30 – до 40 баллов, то: ты считаешь, что можно жить, не думая о последствиях своих поступков. Тебе очень трудно принимать свои собственные решения, очень часто поступок, совершенный необдуманно, вызывает позднее раскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает поздно.

Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако очень хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.

Если ты набрал 25 баллов, то:

Твоё поведение - следствие безразличного отношения к себе и другим, что приводит часто к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, единоличное принятие решений, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что человек останется в изоляции и страдает как физически, так и психически.

Рефлексия игры.

  1. Дорога, по которой вы ехали. Напоминает нашу жизнь?

  2. Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач?

  3. Как к ним относится?

  4. Каким образом данная игра относится к теме нашего разговора?

Мы всегда делаем выбор исходя из своих ценностей. Именно выбор, который осуществляет человек,  является важным формирующим фактором в жизни. Обладая  движущей и направляющей силой,  выбор оказывает основное  влияние на её ход.  Как известно, далеко не все зависит только  от сложившейся ситуации и обстоятельств. Определяющее значение имеет именно  то, какова реакция человека, его решения и поступки в данных условиях.  Другими словами, значение имеет именно  то, каким есть его выбор.  Выбор, сделанный нами  сегодня, создаёт наше завтра.

Не зависимо от того,  совершаем ли мы выбор в какой-либо повседневной и, по сути своей, не значимой ситуации,  либо же  принимаем  важное решение, способное повлиять на  нашу дальнейшую жизнь, и в том и в другом случае выбор затрагивает нашу личность, проявляет её. И если выбор совершается нами самостоятельно, осознанно и осмысленно, то он определяет  и раскрывает нашу личность  в полной мере,  обретая  характер личностного выбора.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация».

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Профессиональное самоопределение — более конкретное понятие, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение — это более сложное понятие, оформить официально его невозможно (диплом «на личностность» по крайней мере психически здоровым людям пока еще не выдают...).
Профессиональное самоопределение зависит от внешних, чаще всего благоприятных условий; личностное самоопределение зависит от самого человека.

3. Заключительный этап.

Работа в группах «Личная профессиональная перспектива»

Завершая наше занятие, я предлагаю вам поработать в группах. Ваше задание создать стратегию личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Возьмите лист бумаги. Проставляя номер очередного вопроса, сразу же записывайте свой ответ. Итак, начали:

  1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

  2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?

  3. За три минуты напишите профессии, начинающиеся с буквы м, н, с. (Если всего более 17 профессий, то уже неплохо).

  4. Кем бы ты хотел стать (по профессии) через 10-15 лет?

  5. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте…

  6. Запишите три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три – связанных с обучением в школе.

  7. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя – надо конкретнее).

  8. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (поступлению в учебное заведение)?

  9. Кто и что могут помешать Вам в достижении целей?

  10. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

  11. Есть ли у Вас резервные варианты выбора?

  12. В чём Вы видите смысл своей жизни? (Ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать?).

  13. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (писать о том, что Вы хорошо учитесь нельзя: что Вы делаете сверх хорошей учёбы?).

Я предлагаю вам самим оценить свои ответы по 5-балльной школе.

1 балл – отказ отвечать на данный вопрос; 2 балла – честное признание в отсутствии ответа; 3 балла – минимально конкретизированный ответ; 4 балла – конкретный ответ, с попыткой обоснования; 5 баллов – хорошо обоснованный ответ.

Выделяют три основные составляющие выбора про­фессии, так называемых «Три кита». 1) учет своих желаний («хочу»); 2) учет своих способно­стей и возможностей («могу») и 3) учет потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»). Это и есть три важнейшие основы — «три кита» — профориентации. Фак­тически, опираясь на эти составляющие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при этом не следует забывать, что и желания, и возмож­ности, и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэто­му долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изме­нений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся.

Запишите вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана. Молодцы.

Это был ваш выбор для себя. ОН есть всегда. ОН рационален (так как мы выбираем для себя). Мы всегда чем- то жертвуем. НО в жизни есть другие ситуации. Когда нужно сделать выбор в пользу другого человека.

Мальчик, подающий надежды, одаренный ребенок.
Парень, единственный кормилец многодетной семьи.
Профессор, работающий над внедрением лекарства от рака. 
Политик, депутат государственной думы.

Все они тяжелобольные. У меня есть волшебное яблоко исцеления, которое дарует жизнь. Перед вами стоит не легкий выбор – кого вы спасете. (В результате работы получаются группы). Выбор труден? Смогли бы вы прийти к одному решению? Скажите, выбор рационален?

Выбор есть, мы жертвуем, но выбор не всегда рационален Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить?

Возьмем обыденную ситуацию. Школа. Перемена. Уйти или не уйти с урока? Группа слева приводит доводы – ЗА, справа – ПРОТИВ. (Один из учащихся должен выслушать доводы и выбрать ЗА и ли ПРОТИВ).

Выбор есть, мы жертвуем, выбор рационален? На сколько, актуальна эта тема? Каждый выбирает для себя. Выбираем тоже – как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя! Я желаю Вам легкого выбора, о котором бы Вы не пожалели.

Наше занятие подходит к концу. Проанализируйте, что получилось, что нет. Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой. Благодарю всех за работу!





















Литература

  1. Акатов Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. - 2014. - № 2 (30) - С. 182-190.

  2. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов. - М.: Генезис, 2012

  3. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие —Спб: Речь, 2013.

  4. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.



























Приложение

Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (по Е.А. Климову) (ответы пишут на листочках: проставляют номера вопросов и сразу дают ответ)

Компоненты ЛПП

Вопросы и задания по схеме построения ЛПП

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы

2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

3. Когда в России жить станет лучше?

4. Знание мира профессионального труда (макро-информационная основа самоопределения)

4. В виде задания: три буквы (м, н, с) — за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. Если всего более 17 профессий, то это уже неплохо

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями

5. Кем бы вы хотели стать (по профессии) через 20 —30 лет?

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели)

6. Выделите основные 5 — 7 этапов на пути к своей мечте

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы (микро­информационная основа выбора)

7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три — связанных с обучением в вузе или в колледже

8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей

8. Что в вас самих может помешать вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя — надо поконкретнее.)

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей)

9. Как вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)?

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям

10. Кто и что могут помешать вам в достижении целей?

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий

11. Как вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)

12. Есть ли у вас резервные варианты выбора?

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда.

13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего вы хотите приобретать профессию и работать)?

14. Начало практической реализации ЛПП.

14. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов? (Писать о том, что вы хорошо учитесь, нельзя — что вы делаете сверх хорошей учебы?)



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!