
Государственное бюджетное
образовательное учреждение Самарской области
«Школа – интернат № 4 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья городского округа Тольятти»
Занятие (элементы тренинга)
«Жить в мире с самим собой»
(8-е классы)
социальный педагог:
И.Н. Логина
2020-2021 уч. год
Занятие (элементы тренинга) «Жить в мире с самим собой»
Цели:
дать понятие о толерантности;
дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различий между ними;
способствовать развитию этого качества у подростков;
повышение сплоченности группы
показать как отношение к себе связано с толерантностью к другим
поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки
Оборудование: бумага, карандаши, ножницы, скотч, бланки опросника, лукошко с мелкими предметами, игрушки из «киндер-сюрпризов», значками.
Ход занятий:
1. Упражнение «Эмблема толерантности» (необходимое время 15 мин)
Каждый попытается самостоятельно нарисовать эмблему. После ознакомления с результатами творческих работ других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно
чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе.
Заключительный этап упражнения- презентация эмблем каждой подгруппы.
2. Упражнение «Черты толерантности» (необходимое время 7 минут)
Участники получают бланки опросника. Согласно инструкции заполняют бланки.
3. Мини-лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной личности» (5 минут)
Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек решает в своей жизни как толерантные, так и не толерантные поступки. Тем не меннее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
1. Знанием самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.
Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно большой разрыв между «Я-идеальным» (то есть представление о том, каким бы Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и свои недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В своих проблемах чаще склонен обвинять окружающих.
2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии с самим собой, так и с другими людьми.
3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящее событие от него не зависит. Он не властен над судьбой.
4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на «свой» и «чужой» группами.
5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружено, что интолерантная личность больше ориентирована на себя в работе с своими фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях.
6. Приверженность к порядку. Эти люди большое значение предают чистоте и порядку. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.
7. Способность к эмпатии, определяется как социальная чувствительность, уметь давать верные суждения о других людях.
8. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантных людей.
9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия
4. Упражнение «Лукошко» (10 минут)
Ведущий проходит по кругу с лукошком, учащиеся не заглядывая берут из лукошка предмет и после этого, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантность.
4. Рефлексия занятия (необходимое время 3 минуты)
Вопросы:
- Какие качества присуще толерантной личности?
- Какие качества характерны для интолерантной личности?
- Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для толерантной личности?
Приложение к занятию
Черты толерантной личности
Колонка А Колонка В
1. Расположенность к другим _________ _________
2. Снисходительность _________ _________
3. Терпение _________ _________
4. Чувство юмора _________ _________
5. Чуткость _________ _________
6. Доверие _________ _________
7. Альтруизм _________ _________
8. Терпимость к различиям _________ _________
9. Умение владеть собой _________ _________
10. Доброжелательность _________ _________
11. Умение не осуждать других _________ _________
12. Гуманизм _________ _________
13. Умение слышать _________ _________
14. Любознательность _________ _________
15. Способность к сопереживанию _________ _________
Инструкция: сначала в колонке А поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у вас наиболее выражены;
«0» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке В поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете спокойно отвечать честно. Затем ведущий заполняет прикрепляет на доску заранее приготовленный бланк опросника. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и является ядром толерантной личности ( сточки зрения данной группы).
Участники получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной личности каждого члена группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе(«+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданной в группой.