СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга «Жить в мире с самим собой»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие, которое дает представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различий между ними.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Жить в мире с самим собой»»

Государственное бюджетное

образовательное учреждение Самарской области

«Школа – интернат № 4 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа Тольятти»









Занятие (элементы тренинга)

«Жить в мире с самим собой»

(8-е классы)










социальный педагог:

И.Н. Логина








2020-2021 уч. год




Занятие (элементы тренинга) «Жить в мире с самим собой»


Цели:

  • дать понятие о толерантности;

  • дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различий между ними;

  • способствовать развитию этого качества у подростков;

  • повышение сплоченности группы

  • показать как отношение к себе связано с толерантностью к другим

  • поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки



Оборудование: бумага, карандаши, ножницы, скотч, бланки опросника, лукошко с мелкими предметами, игрушки из «киндер-сюрпризов», значками.



Ход занятий:


1. Упражнение «Эмблема толерантности» (необходимое время 15 мин)


Каждый попытается самостоятельно нарисовать эмблему. После ознакомления с результатами творческих работ других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно

чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе.

Заключительный этап упражнения- презентация эмблем каждой подгруппы.


2. Упражнение «Черты толерантности» (необходимое время 7 минут)


Участники получают бланки опросника. Согласно инструкции заполняют бланки.


3. Мини-лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной личности» (5 минут)

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек решает в своей жизни как толерантные, так и не толерантные поступки. Тем не меннее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знанием самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно большой разрыв между «Я-идеальным» (то есть представление о том, каким бы Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и свои недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В своих проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии с самим собой, так и с другими людьми.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящее событие от него не зависит. Он не властен над судьбой.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на «свой» и «чужой» группами.

5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружено, что интолерантная личность больше ориентирована на себя в работе с своими фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях.

6. Приверженность к порядку. Эти люди большое значение предают чистоте и порядку. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

7. Способность к эмпатии, определяется как социальная чувствительность, уметь давать верные суждения о других людях.

8. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантных людей.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия


4. Упражнение «Лукошко» (10 минут)


Ведущий проходит по кругу с лукошком, учащиеся не заглядывая берут из лукошка предмет и после этого, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантность.



4. Рефлексия занятия (необходимое время 3 минуты)


Вопросы:

- Какие качества присуще толерантной личности?

- Какие качества характерны для интолерантной личности?

- Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для толерантной личности?




Приложение к занятию



Черты толерантной личности


Колонка А Колонка В

1. Расположенность к другим _________ _________

2. Снисходительность _________ _________

3. Терпение _________ _________

4. Чувство юмора _________ _________

5. Чуткость _________ _________

6. Доверие _________ _________

7. Альтруизм _________ _________

8. Терпимость к различиям _________ _________

9. Умение владеть собой _________ _________

10. Доброжелательность _________ _________

11. Умение не осуждать других _________ _________

12. Гуманизм _________ _________

13. Умение слышать _________ _________

14. Любознательность _________ _________

15. Способность к сопереживанию _________ _________


Инструкция: сначала в колонке А поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у вас наиболее выражены;

«0» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке В поставьте:

«+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете спокойно отвечать честно. Затем ведущий заполняет прикрепляет на доску заранее приготовленный бланк опросника. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и является ядром толерантной личности ( сточки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого члена группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе(«+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданной в группой.