СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие : "Семейные конфликты"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по профилактике конфликтных отношений в семье.

Просмотр содержимого документа
«Занятие : "Семейные конфликты"»

Занятие - ситуативная беседа "Семейные конфликты"

Подготовила воспитатель: Устюшенкова Я.А

Задача :

  • Рассмотреть понятие конфликта, на примерах конфликтных ситуаций подвести учащихся к выводу о причинах семейных конфликтов и путях их предупреждения и разрешения.

  • Воспитывать у школьников способность и стремление к самооценке, самоконтролю и саморегуляции.

  • Вырабатывать навыки работы с документами.

Оборудование:

  • анкета “Я и конфликты”,

  • тест “Конфликтная ли вы личность?”,

  • статьи Конституции нашего государства разных лет,

  • статьи из Кодекса о браке и семье,

  • сборник пожеланий “Семья”,

  • ситуативные сцены.

Ход занятия

Воспитатель: Россия переживает трудное время. В общественной и семейной жизни наблюдаются многие негативные явления. Наиболее характерными из них являются: ниспровержение нравственных идеалов и ценностей, разгул пошлости, излишняя популяризация насилия, секса и открытости семейных тайн, нравственная беспечность и социальное равнодушие. Растет преступность, особенно среди подростков… Скупые строки тревожной хроники… Что на ваш взгляд стало причиной преступлений?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель: Вы согласитесь со мной, что причиной явились семейное неблагополучие и издержки воспитания. Обратите внимание на статистику преступности за прошлый год по Брянской области:

Всего зарегистрировано 7601 преступление, — это на 1 процент больше,чем год назад, то есть по сути ничего не меняется. Есть определенный уровень брянской нравственности, бедности, водкопогруженности, который и обеспечивает затем , в основном всякой ерундой новостные ленты. При этом  за отчетный период зарегистрировано 26 убийств, что на 30 меньше показателей прошлого года (37); количество тяжких и особо тяжких преступных посягательств уменьшилось на 8 процентов – до 1273 случаев и на четверть ( до 137 человек) — число лиц, здоровью которых причине тяжких вред.

Познакомьтесь со статьями Конституции нашего государства. Докажите, что государство всегда придавало и придает немаловажное значение семье. Почему?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель: Семья – маленькая ячейка общества, в котором она живет. Чем не стабильнее общество, тем меньше условий для благополучия семьи и наоборот. 11% семей в России – неблагополучные семьи. А, значит, в них постоянно существует почва для конфликтов и, даже, преступлений. Но можно ли сказать, что семьи, вошедшие в оставшиеся 89% это идеальные семьи?

(Ответы воспитанников).

Слова воспитатель: Что такое идеальная семья?

(Ответы воспитанников).

Слова воспитанников: Может ли быть семья идеальной?

(Ответы Воспитанников)

Знаете ли вы идеальные семьи?

(Ответы воспитанников).

А ваша семья идеальна?

(Ответы воспитанников)

Воспитатель: Послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?” В ответ старей шина назвал лишь одно слово. Какое?

(Ответы воспитанники).

Слова воспитателя: Ответы на вопросы анкеты, проводимой накануне урока, показали, что больше всего конфликтов у вас возникает с родителями. Поэтому я решила посвятить наше сегодняшнее занятие теме “Семейные конфликты”. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим вопросы: 1. Причины конфликтов. 2. Правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. Что такое конфликт?

Слова воспитателя: Кто субъекты конфликта?

(Ответы воспитанников. Воспитатель корректирует ответы учащихся.)

Слова воспитателя: Как правило, конфликты в семье возникают между родителями и детьми, между родителями, между детьми. Итак, причины конфликтов и правила, позволяющие избежать семейных конфликтов. На эти вопросы вам предстоит ответить оценивая предложенные ситуации, работая в группах.

Ситуация 1. “Утро в семье” . Воспитанники инсценируют.

Слова воспитателя: В чем причина конфликта? Как избежать конфликта?

(Ответы воспитанников).

Слова воспитателя: Обобщаем: семейный уклад.

Ситуация 2. “Детство”  . воспитанники инсценируют.

Слова воспитателя: К какому конфликту могло привести такое воспитание? Как предотвратить подобные конфликты?

(Ответы воспитанников).

Слова учителя: 90% основ воспитания закладывается до 5 лет. А.Н.Толстой считал, что ребенок до 5-летнего возраста берет из окружающего мира для своего разума, чувств, воли и характера во много раз больше, чем от 5 лет до конца своей жизни.

Ситуация 3. “Воспитание. Воспитанники инсценируют.

«Четырехлетний Вова послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:

- Но ты ведь маме тоже так говорил! Вмешивается мать:

- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!» (Шуман С.Г. Родительские тревоги. - М., 1982).(слайд 7)

Прошу вас проанализировать эту ситуацию.

После этого родителям задается вопрос:

-Кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в вашей семье? Если можно, приведите пример



Слова воспитателя: Ваше мнение, пожалуйста.

(Ответы воспитанников).

Слова воспитателя: Ремень и постоянный крик унижают человеческое достоинство, противоречат правам ребенка. Вы уже должны знать, что существует такой документ, как Конвенция о правах ребенка, которая одобрена нашим государством. А раз одобрена, значит ее должны выполнять все. В Конвенции записано, что государство должно защищать детей от нанесения им физического или психологического ущерба. Это как раз о ремне и крике. Эти “способы воспитания” должны уйти в прошлое. А вот уйдут или нет – во многом зависит и от вас. Не от вашей покорности и готовности исполнить любую команду, а от умения во время понять, что родители желают вам добра, что они, как никто другой, простят и поймут, если вы не будете лгать и изворачиваться, вредничать.

Ситуация 4. “Обязанности” (текст – прилагается). Воспитанники инсценируют.

Слова воспитателя: Как можно избежать подобных конфликтов в семье?

(Ответы воспитанников).

Слова воспитателя: Не только права ребенка нужно знать, но и обязанности, и стараться их исполнять. Какие обязанности в семье вы выполняете?

(Ответы воспитанников).

Слова воспитателя: Психологический климат семьи во многом зависит от психологической совместимости людей. То есть от способности членов семьи согласовывать свои действия, добиваться благополучного психологического самочувствия во взаимоотношениях.

Слова воспитателя: К сожалению, грубость процветает во многих семьях. Именно она становится источником очень многих конфликтов в семье. Но не только грубость виновата. Научитесь владеть своими эмоциями, телом и душой и это поможет вам тонко регулировать отношения с домочадцами. Я хочу предложить вам “рецепты”. (Далее учитель предлагает учащимся советы из рукописного сборника “Семья”). Пусть эти советы станут золотыми правилами в вашей жизни. А какое правило позволяло древней китайской семье жить в любви и согласии?

(Ответы воспитанников).

Слова воспитателя: Терпение… (Далее учитель проводит анализ теста “Конфликтная ли вы личность?”)

Слова воспитателя: Терпение, любовь, забота, внимание – важнейшие условия семейного счастья. Воспитайте в себе эти качества, и, наверняка, семейный союз, который вам предстоит создать, станет идеальным.

Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.