Конспект ООД в старшей группе познавательное развитие
«Зимние явления в природе»
Цель:
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
Упражнять в умении причинно-следственной связи явлений природы: солнце греет слабо, холодно, день короткий;
Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, память, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.
Ход занятия:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Дети здороваются.
-А вы любите играть?
- (Ответы детей)
- Давайте поиграем. У меня в руках волшебный клубочек.
Игра «Снежинка»
- Я буду называть слова и протягивать ниточку-лучик к каждому из вас. А вы повторяйте за мной. И крепко держите ниточку там, где я покажу. Если всё сделаете правильно, получится красивое стихотворение и необыкновенная фигура. Повторяйте слова за мной. Итак, начнём.
Гололёд, мороз, пурга,
Вьюга, белые снега,
Ветер, стужа, холода,
Гладь – замёрзшая вода,
Иней, хрупкие снежинки,
Чёрный лес, сосульки, льдинки,
Белое солнце, узор на окне,
Метели, сугробы,
Скрип в тишине.
Частые гости – снегирь и синица,
Природа уснула.
Здесь правит царица…
На каждую строчку стихотворения, если можно так сказать. Приходится один ребенок и одно место-перехват. А педагог каждый раз возвращается в центр круга.
- Здесь правит царица…… Вы догадались. Кто она?
- (Ответы детей). Зима.
-Конечно, это зима. А какая фигура у нас получилась?
- (Ответы детей)
- У нас получилась настоящая зимняя фигура – снежинка.
- Ребята, а как называются зимние месяцы?
- (Ответы детей) Декабрь, Январь, Февраль.
- Ребята, а расскажите пословицы про зимние месяцы.
- Дети рассказывают пословицы по желанию.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середина.
В феврале два друга – мороз и вьюга
-Ребята, а вы знаете, какое время года будет после зимы?
-(Ответы детей) Весна.
-Правильно Весна.
- Ребята, мне кажется, зима загрустила, потому что её время на исходе. Пора ей собираться в путь дорогу. А, давайте напоследок Зимушку – зиму порадуем. Покажем ей, сколько мы всего знаем про неё.
- Я для вас приготовила картинки. Выберите из них те, которые относятся к зиме. (Приготовлены на столе картинки зимы и осени)
Дети выбирают картинки. На каждую картинку зимы – ставят фишку.
- Всё правильно вы выбрали. Назовите признаки зимы.
- Падает снег; дети катаются на лыжах, санках, лепят крепости, снеговиков; холодно, люди одеваются в тёплые одежды; птицы прилетают из леса ближе к жилью человека; зимой бывает праздник Новый год; день короткий; морозные узоры на окнах; деревья без листьев в снегу; солнце светит мало, оно холодное.
- А загадки , вы знаете про зиму?
- Дети рассказывают загадки
В воздухе кружатся.
Белые Комарики
Под ноги ложатся.
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры. (Снежинки)
Вывожу коня-дружка!
За верёвочку – узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу,
А назад его тащу. (Санки)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.(снегирь)
- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку.
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (кормушка)
- Найдите отгадку у нас в группе. (Дети находят кормушку)
- Сейчас мы с вами сядем на стульчики.
- Как назвать птиц, которые живут у нас зимой?
- (Ответы детей) Зимующие
- Чем можно прикармливать птиц?
- ( Ответы детей) Хлебом, семечками, пшеном.
- Из чего делаются кормушки?
- (Ответы детей) Из фанеры, из пакетов из-под молока.
- Почему лучше сделать кормушку, а не сыпать корм просто на землю?
- (Ответы детей) Чтобы корм не заносило снегом, чтобы птицы знали место, где всегда есть корм.
- А еще, ребята, кормушки нужны, чтобы корм доставался всем птицам, а не только голубям и воронам. Когда корм сыплют просто на землю, они прилетают самыми первыми и всех отталкивают. А к кормушке с крышей им подобраться сложно.
- Давайте поиграет в игру «Угадай птицу» (Угадать птицу по фрагменту, по части- синица, снегирь, воробей, голубь «Не сорока, не ворона, и не чайка, а какая это птица отвечай- ка»)
- А сейчас давайте отдохнём с птицами.
Физминутка «Синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
- А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на экран и скажите ЧТО ЭТО?
(Слайд со следами от лыж, санок, коньков)
- (Ответы детей) Следы на снегу
- Какие ещё зимние развлечения вы знаете? Перечислите .
- (Ответы детей) Катание на санках, лыжах, коньках, лепим снеговика, крепость, играем в снежки…
- Правильно ребята. А сейчас мы с вами, поиграем в игру «Третий лишний» и я посмотрю, какие вы сообразительные. Вам необходимо выбрать, какое слово лишнее и почему.
Игра «Третий лишний»
Холод, жара, мороз;
Платье, шапка, шуба;
Коньки, лыжи, велосипед;
Воробей, ласточка, синица.
- Ребята, я сегодня пришла в детский сад и в группе нашла сундучок. Давайте посмотрим, что в нём лежит.
Предлагаю подойти к сундучку, и заглянуть, что там лежит (блин со сковородкой, чучело)
- О каком празднике напоминают вам эти предметы?
- (Ответы детей) Масленица
- Да, ребята, этим праздником зиму провожают, а весну встречают.
- Этот праздник весёлый. Дети и взрослые играют, веселятся. И мы с вами поиграем в игру «Составь фигуру».
Игра «Составь фигуру»
(По схеме составляем масленицу из частей Колумбово яйцо)
- Мы свами составим по схеме фигуру Масленицы.
- Молодцы, ребята.
- Как вы думаете, Зиме понравились наши игры?
- Что было самым интересным для вас?
- А что было трудным?
- Мы справились со всеми заданиями, порадовали Зимушку. А она нам приготовила подарок «Зимнюю раскраску»
- А сейчас мы пройдем по дорожкам:
- Если вам было интересно во время наших игр, и вы узнали много нового, то идите по красной дорожке
- если вам было скучно и не интересно, то по зелёной
- Скажем спасибо и до свидания нашим гостям!