Занятие внеурочной деятельности в 7 классе
№5
Тема. Логические цепочки
Цель занятия. Создание условий для развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в поиск закономерностей и составление логических цепочек.
Задачи занятия:
Обучающие:
Актуализация знаний и расширение представлений о логике и закономерностях.
Закрепление умений в определении обобщающих слов и навыков нахождения существенных признаков.
Учить находить закономерность в различных последовательностях.
Отработка умения решать логические задачи.
Развивающие:
Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию , анализировать ее, делать на ее основе выводы.
Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).
Воспитательные:
Стимулирование внутренней мотивации на изучение логики – как необходимого условия для саморазвития.
Создание условий для формирования познавательного интереса.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Устанавливать взаимосвязь между понятиями, находить закономерность различных последовательностей, выстраивать логические цепочки.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания; познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Оборудование. Карточки
Ход занятия
Оргмомент
Интеллектуальная разминка
Задание 1. Тренируем внимание. Посмотрите в течение 20 с на предлагаемый ряд чисел. Постарайтесь запомнить их взаимное расположение, порядок следования. После этого закройте их листом бумаги и ответьте на вопросы.
12 6 24 50 13 4 9
Чему равна разность между первым и вторым числами ряда?
Назовите по порядку их следования в ряду все чётные числа.
Каким по счёту было число, равное количеству стульев у Ильфа и Петрова?
Была ли среди чисел чёртова дюжина? Если да, то какой она шла по счёту?
Назовите все числа, кратные трём.
Какие числа взяты из таблицы умножения на шесть?
Какое по счёту число, равное количеству штатов США?
Правда ли, что два последних числа дают в сумме 15?
Запишите пять существительных первого склонения, число букв в которых соответствует предпоследнему числу ряда. Подберите к ним пару любых антонимов и синонимов.
Какое по счёту число соответствует количеству музыкантов в квартете?
Целеполагание и мотивация
Истинное воображение требует гениального знания.
А. С. Пушкин
Предложить учащимся сформулировать цели урока самостоятельно
Восприятие и осмысление нового материала
Логика - это наука выявления закономерностей. Закономерности выявляются с помощью логических цепочек. Следовательно логические цепочки - метод исследования. А наука Логика этот метод использует.
Логические цепочки помогают запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Цепочка может состоять из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Первичное закрепление
Индивидуальная работа
Задание 2. Исключите лишнее. За 5—6 мин из каждого ряда исключите слово, которое не относится к данному ряду слов, подберите к каждому ряду обобщающее слово.
Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.
Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.
Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
Смелый, храбрый, решительный, отважный, злой.
Работа в парах.
Задание 3. Аналогия. Из предложенных вариантов выберите по аналогии нужное слово.
Нож — сталь; стол — ...
а) вилка; б) дерево; в) стул; г) пища; д) скатерть.
Паровоз — вагоны; конь — ...
а) поезд; б) лошадь; в) овёс; г) телега; д) конюшня.
Лес — деревья; библиотека — ...
а) город; б) здание; в) библиотекарь; г) театр; д) книги.
Бежать — стоять; кричать — ...
а) ползать; б) молчать; в) шуметь; г) звать; д) плакать.
Утро — ночь; зима — ...
а) мороз; б) день; в) январь; г) осень; д) сани.
Физминутка
Повторение
Работа в группах: класс делиться на 4 группы, каждая решает одну из задач
Задание 4. Выделяем существенное. Подчеркните в скобках 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки).
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания).
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты).
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные).
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья).
Задание 5. Сравните понятия. Выполните сравнение двух понятий (в течение 4 мин) и запишите соответственно сходства и различия.
Солнце — Луна. Сани — телега. Линейка — треугольник.
Итог занятия
Это интересно
В древнегреческих мифах рассказывается, что Сфинкс задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Ребёнок, взрослый человек, старец с костылём!» Побеждённый Сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился.
Рефлексия