СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет»

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме человека. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства эстетического воспитания и, прежде всего искусство и художественно творческую деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Эстетическое воспитание принадлежит к числу непреходящих проблем. Оно осуществляется на протяжении всей жизни человека, независимо от возраста, трансформируется на жизненном пути, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку новые требования или модифицирует прежние.

Основам эстетического воспитания детей посвящены исследования философов и искусствоведов (Ю.Б. Борева, А.Ф. Еремеева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, И.Я. Ливяша, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Лосева и др.); педагогов и психологов ( Л.Г. Арчажниковой, А.В. Антоновой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, О.П. Радыновой, В.А. Разумного, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой и др.).

Основам комплексного подхода к эстетическому воспитанию детей посвящены исследования А.В. Антоновой, Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко, М.Б.Зацепиной, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Т.С. Комаровой, Л.В.Тодорова и др.

Несомненен тот факт, что эстетическое воспитание средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка.

О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые (О.А. Апраксина, А.В. Луначарский, Л.А.Рапацкая, В.Н. Скатерщиков, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров, Е.А.Флерина, Т.Я. Шпикалова и др.).

Очевидна творческая, художественная и познавательная ценность данных исследований, так как благодаря им, ученые находят наиболее совершенные и доступные пути (разрабатывают образовательные программы, вводят специальные и интегрированные курсы обучения), помогающие детям ориентироваться в мире искусства, знакомиться с художественной культурой, набираться жизненного опыта, реализовывать свои творческие возможности.

Вместе с тем, изучение накопленного педагогического опыта позволяет нам отметить недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к занятиям хореографией как средству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные хореографы, имеющие не только специальное (хореографическое), но педагогическое образование.

Однако в теории и практике изучения хореографического искусства, с позиции эстетического воспитания, как комплексного вида деятельности, включающего движения под музыку в соответствии с ритмом, темпом, характером музыки, как средства эстетического развития личности, мы видим большой интерес в исследованиях Э. Далькроза, Н.Г. Александровой, В.А. Гринера, М.А. Румера, Е.В. Коноваловой, С.М. Волконского и др.

Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий хореографией с эстетическим воспитанием накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств: Л.Н. Богатковой, С.И. Букатиной, А .Я. Вагановой, Е.Д. Васильевой, Ю.Н. Григоровича, И.А. Моисеева, Ю.И. Плахта, Т.В. Пуртовой, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова и др.

Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников.

Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.

По данным медицинских исследований ( JI.B. Баль, С.В. Баркановой, И.В. Звездипой, А.Г. Ильина и многих др. ) за последнее десятилетие произошел заметный рост частоты нарушений соматического здоровья среди детей, вступающих в подростковый период и подростков старшего возраста. Ученые утверждают, что ухудшение здоровья детей является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Соответственно, наряду с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач, стоящих в процессе эстетического воспитания и обучения детей, мы считаем необходимым, приобщая детей к прекрасному, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения, на что непосредственно направлены и занятия хореографией.

В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование и опытно- экспериментальная апробация разработанной нами системы занятий хореографией по программе «Жемчужина» для детей 9-12 лет в учреждении дополнительного образования.

Важным теоретическим источником определения места дополнительного образования в воспитании и развитии ребенка являются исследования Щ.А. Амонашвили, J1.A. Венгера, А.К. Бруднова, М.Б. Зацепиной, В. А. Караковского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского и др.

Анализ накопленного педагогического опыта позволяет нам заключить, что в настоящее время ведущими в дополнительном образовании становятся культурологическая и дето центристская парадигмы.

Культурологическая парадигма" ориентирует не только на получение знаний, но и на практическое освоение элементов культуры, поведения, общения, согласно требованиям сегодняшнего дня.

Детоцентристская парадигма" ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей с учетом индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

Изучение накопленного теоретического и практического педагогического опыта в области эстетического воспитания средствами искусства, а также изучение возможностей хореографического искусства в формировании и развитии личности ребенка позволило нам выделить особую актуальность изучаемого вопроса, а так же обнаружить недостаток исследований в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаток научного и методического современного оснащения изучаемого нами вопроса. В связи с чем, мы видим необходимость в осмыслении процесса эстетического воспитания детей средствами хореографии с учетом требований современного общества.

В этой связи мы считаем особо актуальным выбор и проведение научно-экспериментального исследования по теме: "Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет".

Эстетическое воспитание- понятие широкое, включающее комплекс задач (развитие эстетического восприятие, представления; развитие эстетического суждения; формирование эстетической оценки, эстетического отношения; формирование понятий (" красивое", "прекрасное" и т. п.) и отношений к ним и т. д. ), формирование художественно-эстетического вкуса.

Под эстетическим воспитанием, в процессе занятий хореографией, мы будим понимать наиболее специфическое для хореографической деятельности, а именно: развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять хореографические комбинации; умение импровизировать на знакомую или вновь слышанную музыку, желание сочинять танцевальные композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т. д.), этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.

Цель научного исследования - разработать и научно обосновать комплексную программу и основанную на ней систему занятий по хореографии, направленную на эстетическое воспитание детей 9-12 лет в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования - эстетическое развитие детей 9-12 лет в процессе занятий хореографией.

Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания детей 9-12 лет па занятиях хореографией в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования- эффективность эстетического воспитания детей 9-12 лет в процессе занятий хореографией может быть существенно повышена, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:

- специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанное на изучении хореографии (классической, народной, современной) и сопутствующих предметов (этики и эстетики, физиологии и гигиены, косметологии), основанных на традиционно сложившихся формах и методах обучения и воспитания (занятие, беседа, практические упражнения, творческие задания и т. д.) и инновационных (участие в шоу-программах, импровизация на музыку с учетом световых спецэффектов и т. д.), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения; специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические возможности детей 912 лет и базирующийся на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у детей, путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному (разучивание отдельных элементов русского танца, затем разучивание комбинаций русского танца, затем разучивание полного сюжетного русского танца с передачей заданного художественного образа);

- специально созданные педагогические условия (совместная деятельность педагогов-специалистов и хореографов; занятия в специально оборудованных стендами, наглядными пособиями, дидактическим материалом учебных кабинетах, мастерских; залах и сценах, оснащенных станками, зеркалами, свето и звукотехникой), способствующих развитию эстетического восприятия, представления; формированию эстетической оценки; а также специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности (создание эскиза костюма, грима, прически к танцу; сочинение ролевого сюжета танца и т. д.), ведущих к развитию неординарного мышления, творческой активности, способствующих повышению самооценки ребенка, придавать уверенность в собственные силы и возможности.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Определить теоретические предпосылки эстетического воспитания детей в условиях учреждений дополнительного образования средствами хореографии.

2. Охарактеризовать особенности и значение комплексной программы эстетического воспитания детей в условиях учреждений дополнительного образования.

3. Разработать и экспериментально проверить комплексную программу: содержание, формы и методы эстетического воспитания в процессе занятий хореографией по программе эстетического воспитания "Жемчужина" в системе дополнительного образования.

4. Определить и экспериментально проверить педагогические условия осуществления занятий хореографией по программе эстетического воспитания «Жемчужина» для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования.

5. Разработать критерии оценки эффективности осуществления эстетического воспитания в процессе занятий хореографией.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, культурологические положения, связанные с темой диссертации:

- в области философских и искусствоведческих знаний, определяющие роль искусства, в том числе и хореографического: В.Ф. Асмуса, Ю.Б. Борева, Г.Ф. Гегеля, К.Э. Гилберт, А.Ю. Гончарук, А.Ф. Еремеева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, И.Я. Левяша, А.Ф. Лосева, Б.Т. Лихачева, В.Ф. Мартынова, В.А. Разумного и др.;

- психолого-педагогические исследования о значении обучения, его содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических возможностей детей: Ю.К. Бабанского, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, И .Я. Лернера, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова и др.;

- по методике эстетического воспитания, направленного на обучение детей разнообразным видам художественно- творческой деятельности: А.В. Антоновой, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной, В.В. Краевского, Т.С.Комаровой, B.C. Леднева, Л.А. Рапацкой, Н.М. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.;

- по вопросам обучения детей хореографии, содержании и значении физического воспитания в формировании личности ребенка: И.А. Бадина, Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, П.Ф. Лесгафта, Г.А. Ильиной, B.C. Костровицкой, М. В. Левина, В.П. Мейя, И.А. Моисеева, З.С. Мироновой, Е.Г. Поповой, Т. А. Устиновой и др.

В соответствии с целью и задачами, в ходе работы над диссертацией, были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолго-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- изучение, анализ и обобщение теории и практики эстетического воспитания в общей педагогике и в учреждениях дополнительного образования;

- наблюдение за деятельностью детей и педагогов, диагностика и коррекция;

- изучение результатов творческой деятельности детей в области хореографии, этики, эстетики;

- моделирование новых форм и методов работы;

- анкетирование, беседы с детьми, педагогами, родителями; проведение педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ его результатов, методы статистической обработки данных.

Ведущим методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа с детьми 9-12 лет, включающая разработку содержания и системы занятий по хореографии, направленных на эстетическое воспитание детей по комплексной программе " Жемчужина" в системе дополнительного образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Центр Детского Творчества " Южнопортовый" Юго-Восточного Окружного Управления образования г. Москвы.

Опытно-экспериментальная работа велась автором диссертации в течение 1997-2004 года.

Всего экспериментом было охвачено 268 детей 9-12 лет, проживающих в городе Москве. На формирующем этапе- 45 детей, на контрольном 89 детей.

Этапы исследования: Первый этап (1997-2000 г.г.)- поисково-теоретический (констатирующий): изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературы; определение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач исследования; анализ и обобщение теории и практики эстетического воспитания в общей педагогики и в учреждениях дополнительного образования; проведение констатирующего эксперимента с помощью специально разработанных заданий.

Второй этап (2000-2003 г.г.)- опытно-экспериментальный (формирующий): составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента. Основной целью исследования на данном этапе явилась разработка содержания занятий по комплексной программе эстетического воспитания "Жемчужина" для детей 9-12 лет в системе дополнительного образования, которая способствовала созданию наиболее полной системы эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования, на основе интеграции хореографии с другими видами художественно-эстетической деятельности ребенка. А также разработку системы занятий к ней, выбор форм и методов работы и их апробацию.

Третий этап (2003-2004 г.г.)- заключительно-обобщающий (контрольный): обобщение и анализ итогово-экспериментальной работы, уточнение основных видов и методических рекомендаций диссертации, систематизация и оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования.

- Обосновано значение хореографического искусства в эстетическом воспитании детей 9-12 лет в условиях дополнительного образования, которое включает: развитие эстетического восприятия и представления, формирование эстетической оценки и навыков исполнения хореографических движений, творческое развитие ребенка;

- Определен комплекс учебных дисциплин при занятии хореографией (хореография классическая, народная, современная, этика и эстетика, физиология и гигиена, косметология), оказывающий наибольшее влияние на эстетическое развитие ребенка в возрасте 9-12 лет;

- Проанализированы педагогические и психологические основы взаимосвязи хореографии с другими видами художественно-эстетической деятельности, способствующими многогранному развитию ребенка (эстетики, этики, физиологии, гигиены, косметологии и т. д.) в условиях дополнительного образования;

- Установлено, что эстетическое воспитание в процессе занятияй хореографией наиболее эффективно может осуществляться в учреждениях дополнительного образования, так как учреждения данного типа располагают специальными условиями и возможностями (наличие педагогов-специалистов: хореографов, постановщиков, режиссеров, художников, мастеров по пошиву театрально-сценических костюмов, гримеров и т. п.; наличие оборудованных (станками, зеркалами, специальными напольными покрытиями) классов, залов, сцен (для занятий и выступлений), а также светового и музыкального оформления;

- Разработаны критерии оценки эффективности эстетического воспитания в процессе занятий хореографией, которые включают: формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объекты -хореографические движения, художественные образы в музыке, умение сопоставлять характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор и др.); технику и грамотность исполнения танцевальных движений и комбинаций; творчество в исполнительском мастерстве (умение находить нужную мимику, взгляд), сочинять хореографические комбинации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!