СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия на сплочение детского коллектива (5-7 классы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия на сплочение детского коллектива (5-7 классы)

Просмотр содержимого документа
«Занятия на сплочение детского коллектива (5-7 классы)»























Цикл занятий на сплочение классного коллектива













































Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………...…3

Цель и задачи………………………………………..………………………...3

Планируемые результаты …………………………………………………..4

Содержание программы……………………………………………………..4

Принципы, реализуемые в программе…………………………………….4

Тематическое планирование………………………………………………..5

Описание упражнений……………………………………………………….8




















































Пояснительная записка



Для полноценного развития ребенка огромное значение имеет его общение со сверстниками. От того, как складываются отношения в классе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

В любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан со сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы класса, а также психологический комфорт каждого из его участников. Данная программа направлена на формирование благоприятного микроклимата в классе в целом, и формирование положительного образа своего «Я» каждого школьника.

Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.

Задачи:

  1. Формирование благоприятного психологического климата в классе;

  2. Развитие умения работать в команде;

  3. Профилактика конфликтного поведения в коллективе;

  4. Сплочение классного коллектива.













Планируемые результаты освоения программы

- овладение школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.

Содержание программы:

Программа предназначена для учеников 5-8 классов.

В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 7 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Занятия проводятся не реже 1 раза в месяц по следующей схеме:

1. Вводная часть (Разминка).

2. Основная часть (Рабочая).

3. Заключительная часть (Рефлексия).

Принципы, реализуемые в программе:

- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражне­ния, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

-    принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания цен­ности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяет­ся наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.




Тематическеое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Деятельность

1 занятие

Занятие 1 - Знакомство.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями занятий, правилами работы в группе.


1

1.Вводное упражнение «Закрой глаза».

2. Правила группы.

3.Упражнение «Знакомство»

4. Упражнение «Ожерелье пожеланий».

5.Рефлексия.

2 занятие

Занятие 2

Цель: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе.

1

1.«Сосчитай до 10».

2.Упражнение «Строй»

3.Рисуночное упражнение «Мой класс».

4.Рефлексия.


3 занятие

Занятие 3

Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся. Развитие умение слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

1

1.Психогимнастика

2.Методика «Неоконченные предложения».

3. Упражнение «Рисуем с тобой».

4.Упражнение «Волшебный стул".

5.Рефлексия.

4 занятие

Занятие 4

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

1

1.Вводное упражнение: «Кто так же как я?»

2.Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…»

3.Упражнение «Пожелания».

4.Упражнение «Волшебный стул".

5.Рефлексия.

5 занятие

Занятие 5

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия, выработка умения договариваться. способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

1

1.Вводное упражнение «Восьмерки»

2.Упражнение «Какой я друг»

3.Упражнение  «Фигура из веревки»

4.Упражнение «Волшебный стул"

5.Рефлексия

6 занятие

Занятие 6

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе, изучение позитивных чувств и обучение конструктивным способам работы с этими чувствами

1

1.Вводное упражнение «Ванька-встань-ка»

2. «Цветовой тест»

3.Упражнение  «Восковая палочка»

4.Упражнение «Узнай, кого загадали»

5.Упражнение «Волшебный стул"

6Рефлексия

7 занятие

Занятие 7 – Итоговое

Цель: развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива

1

1.Вводное упражнение «счет до 10»

2. «Куб в пустыне»

3.Упражнение «Ценности команды»

4.Рефлексия

Итог


7
























Описание упражнений



Занятие 1 - Знакомство.

  • Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Закрой глаза».

- Мы сейчас с вами проверим, насколько каждый из вас внимателен. Вы сейчас закроете глаза, а я задам несколько простых вопросов. Говорите ответы тихо или можете отвечать про себя. Кричать не нужно.

  • Какого цвета стены у вас в классе?

  • А какого цвета парты?

  • Сколько окон в вашем классе?

  • Есть цветы в кабинете?

  • А если есть, то где находятся?

  • Какой цвет одежды сегодня у вашего классного руководителя?

  • Назовите цвет глаз вашего соседа по парте?

  • Упражнение «Знакомство» (клубок ниток).

Цель упражнения: познакомиться с участниками занятия

С помощью клубка ниток, каждый участник занятия передает, по очереди клубочек, называя свое имя и прилагательное, характеризующее его на первую букву своего имени. Ведущий начинает с себя. Далее, после того, как весь класс, включая классного руководителя, опутан нитью, идет размышление- диалог на тему: невидимые нити взаимоотношений.





Занятие 2 –

  • «Сосчитай до 10».

Цель упражнения: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.

Участники встают, не касаясь друг друга, ни плечами, ни локтями, закрывают глаза и «опускают носы вниз». Задание состоит в том, чтобы сосчитать до десяти. Число должен произносить только один человек. Если два или больше участников называют одно число одновременно – это считается ошибкой, и счет начинается заново – с «одного». Игра продолжается до тех пор, пока команда участников не сосчитает до десяти без ошибок и повторений.

Это упражнение также можно использовать в той ситуации, когда необходимо успокоить участников после веселой подвижной игры, подготовить для более серьезных упражнений, где необходимы внимание и серьезность.



  • Упражнение «Строй»

Цель упражнения: способствовать построению эффективного командного взаимодействия.

Ребят делят на 3 группы (по рядам) и по очереди предлагают построиться в шеренгу по первой букве имени, первой букве фамилии, дате рождения.



  • Рисуночное упражнение «Мой класс».

Цель упражнения: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе.

Инструкция: «Давайте сейчас нарисуем ваш класс. Посмотрите друг на друга. Вспомните самые интересные события в вашем классе. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. Я раздам каждому листочек, а вы подумаете и нарисуете свой класс: рисовать можно что угодно и как угодно. Можно нарисовать событие из жизни класса, эмоции, человека»

Затем все рисунки наклеиваются на общий ватман, далее следует обсуждение коллажа.

Занятие 3-

  • Психогимнастиика (Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”) Гимнастика мозга представляет собой очень простые для выполнения и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Всего несколько минут (3-5минут) занятий дают высокую умственную зарядку.




  • Методика «Неоконченные предложения».

Цель упражнения: развитие способности осознания детьми своих эмоциональных переживаний, которые у них вызывает школа.

Дети дописывают фразы:

  • «Мне нравится в школе то, что . . .»

  • «Мне не нравится в школе то, что . . .»

  • «Если бы я был учителем . . .» и.т.д.

  • Упражнение «Волшебный стул".

Цель упражнения: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

У доски стоит стул. Классу дается инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный стол». Способности этого стула таковы: приглашается кто-либо из вас на этот стул: как только он садится, «высвечиваются» только его достоинства. При этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул». Ваша задача: увидеть эту хорошую сторону, выразить его словами перед всеми присутствующими.



Занятие 4 –



  • Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…»

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе




Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.



  • Упражнение «Пожелания».

Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе



Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.





Занятие 5 –

  • Упражнение  «Фигура из веревки»

Цель упражнения: сплочение, выработка умения договариваться.

Все участники держат веревку и создают фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.



Занятие 6 –



  • Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Ванька-встань-ка»

Цель упражнения: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.

Ведущий показывает любое количество пальцев. В классе должно встать то количество ребят, которое показывает ведущий. Между собой переговариваться ребята не должны.

  • Упражнение  «Восковая палочка»

Цель упражнения: сплочение, умение действовать сообща.

Ребята становятся в тесный круг. Посередине становится участник и падает в сторону одноклассников. Те, в вою очередь должны поддержать товарища.







Занятие 7 – Итоговое



  • Упражнение «Ценности команды»

Цель упражнения: развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива



Ребята делятся на 4 команды. Каждая команда вытягивает карточку с описанием ценности совместной работы. За 5 минут команде необходимо написать, почему эта жизненная ценность необходима в команде. А также попытаться ее изобразить. Объяснить рисунок.

  1. Успех

Успех приходит тогда когда вся команда работает в едином ритме, когда каждый, не думая о собственной выгоде, видит общую цель. Сила и успех каждого – в том удивительном ощущении единства, которое дает совместная работа. Пройдут годы и Вы, радуясь успехам своих близких, с теплом и радостью будете вспоминать об ощущении успеха вашей команды. Но помните, что успех не является вашей единственной целью, он лишь показывает, что вы на правильном пути.

  1. Мысли

Думайте только о позитивном, поскольку любая мысль касается окружающих. Наполняйте свои мысли силой любви и таланта, а иначе они будут сухими. Мысль – это семя, а любовь и талант – это вода, которая питает его. Если Вы не добиваетесь успеха, поразмышляйте об этом, и Вы увидите причину. Овладейте искусством созидания хороших мыслей, и Вы сможете навсегда избавиться от пустоты. Осознайте ценность своей мысли.

  1. Сотрудничество

Сотрудничество основывается на вере, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу.

  1. Ответственность

Мир – это сцена, а мы актеры. Каждый актер играет свою уникальную роль и несет ответственность за свои действия. Быть ответственным значит играть точно свою роль, какой бы трудной не была задача. Каждый из Вас играет огромную роль в эффективной работе команды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!