СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия с будущими первоклассниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовительные занятия - необходимое условие для успешного вступления в школьную жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Занятия с будущими первоклассниками»

Занятия с будущими первоклассниками

После начальной диагностики готовности к обуче­нию в школе при приеме возможно выявление некото­рого числа детей, нуждающихся в специальных заняти­ях по подготовке к школе.

Такие занятия могут быть организованы до начала учебного года по заявкам родителей: ни для кого не сек­рет, что в настоящее время сократилось число детей, по­сещающих дошкольные учреждения, в которых тради­ционно проводилась необходимая подготовка детей к школе. Иногда такие занятия — просто необходимое ус­ловие для успешного вступления в школьную жизнь. Материал, предложенный дальше, прошел практичес­кую апробацию в школах.

~ Занятие 1 ~

1. Развитие математических способностей:

а) Ориентировка в пространстве:

— В каком городе (селе) ты живешь?

— Назови свой адрес.

— Сколько этажей в вашем доме?

— Сколько этажей над вашей квартирой?

— Сколько этажей под вашей квартирой?

— Какие улицы находятся рядом с домом?

— Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?

— Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?

— Как называются остановки транспорта?

— Какие магазины, учреждения находятся побли­зости от вашего дома?

б) Игра «Путешествие по городу» (рассматривание открыток с видами города и беседа по ПДД, знаком­ство с дорожными знаками).

в) Ориентирование по словесному описанию.

— Поставь зайчика посередине стола, слева от него — мишку, справа — уточку и т. д.

2. Развитие интеллекта и навыков общения

а) Знакомство:

Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя, и т. д.

б) «Слушай хлопки»: Дети идут по кругу. Ведущий хлопает в ладоши раз — дети принимают позу «плакучей ивы», два — поза «лягушки» — присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки меж­ду ногами на полу, три раза — поза «аиста» — на одной ноге, руки в стороны, четыре раза — ходьба по кругу.

в) «Послушай, что за окном»: Послушайте и запомните, что происходит за дверью, за ок­ном, расскажите, что вы слышите.

3. Речевая готовность ребенка к школе. Правиль­ность произношения звуков.

Назвать картинки:

с — сук, коса, автобус, сь — сетка, осел, гусь,

з — зонт, коза, зъ — земляника, обезьяна,

ц — цапля, кольцо, огурец,

ш — шуба, шишка, душ,

ж — жук, ежи,

ч — чайник, бочка, ключ,

щ — щетка, ящик, клещ,

р — рука, арфа, тигр, рь — репа, гриб, фонарь,

л — лук, волк, стол.

4. Развитие познавательных процессов.

Тест «Переплетенные линии»

  1. «Упражнение на развитие выносливости и быс­троты мышц кисти руки».

Тест: «Теппинг-тест»












За 30 с. ребенок должен простым карандашом поставить как мож­но больше точек (на каждый квадрат по 1).

Кол-во точек — показатель быстро­ты, сравнение 1-го и последнего квад­ратов — это вынос­ливость ребенка.

~ Занятие 2 ~

1 Развитие математических способностей:

а) Игры на выявление величины и формы предметов.

Игра «Дома зверей»

Одинаковые по размеру картинки

слон собака жук Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.

Сравнение лент по длине (длинная — короткая),

карандашей по ширине (широкий — узкий).

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) Закрепление знакомства:

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает у всех детей: «Как зовут этого мальчика (девочку)?» Дети хо­ром называют его имя.

б) «Не пропусти растение». Развитие способности к переключению внимания

Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произ­носит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку — выбывает.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромаш­ка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, каштан, пальма, палат­ка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, оду­ванчик, мимоза.

в) «Делай, как я» (развитие произвольного внимания):

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок под­нимает вверх правую руку, по второму сигналу — второй ре­бенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на сигнал начинают поднимать левую руку. Затем по сигналу опускают сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повто­ряется с ускорением темпа. Те, кто допустил ошибку, выбы­вают.

3. Речевая готовность ребенка к школе:

а) Умение различать звуки речи на слух:

1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук [ж]:

жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи.

2. Звук [з]:

звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна, зонтик, тетрадь.

4. Развитие познавательных процессов:

а) Тест «Цифровая таблица» (определение объема внимания, скорости его распределения и переключе­ния):

Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

11

18

14

17

24

21

20

13

25

22

1

12

8

3

23

16

4

2

19

7

6

10

15

5

9


5. Упражнение на развитие выносливости и быст­роты мышц кисти руки:

Тест: «Теппинг-тест» (см. Занятие 1).

~ Занятие 3 ~

1. Развитие математических способностей:

а) Количественные представления и понятия:

Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково — на счет.

б) Представление о числе:

— счет предметов в группе;

— счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;

— счет от 1 и т. д., в прямом и обратном порядке;

— счет от заданного числа до заданного (от 2 до 8, от 10 до 7 и т. д.);

— сравнение чисел, какое число больше (меньше).

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) «Кто больше увидит и запомнит?» (развитие внима­ния и памяти):

Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в ком­нате и запоминают все предметы, в названиях которых — 2 слога, после все называют эти предметы.

б) «Внимательные руки» (развитие произвольного вни­мания, фонематического слуха):

Если в слове есть [и] — поднять правую руку,

[й] — левую, нет ни того, ни другого — руки на коленях:

лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, каран­даш, перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, уче­ный, диктант, ладонь, маленький, соседи, первый, айва, солома, гибкий, яйцо, илистый и т. д.

в) «Закончи слово» (развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе):

6—10 детей встают в две шеренги друг против друга. Край­ний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог и т. д.

3. Речевая готовность ребенка к школе:

Умение различать звуки на слух:

Услышав в слове звук [з] или [ж], показать нужную букву:

жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле, крот. («ловушка»)

4. Развитие познавательных процессов:

а) Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости:

На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв сло­ва, подчеркнуть их (для читающих):

ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТ

ПОМЯЧВТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМШ

ЦЫСДРЗЩНТСПРЖОКВИАИПЩУ

БАЫВАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШО

ТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛ

КАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУСЬ

АВТОБУСШЫГМИКРОТБИТРАЬЧЮ.

5. Упражнение на развитие выносливости и быст­роты мышц кисти руки:

«Теппинг-тест» (см. Занятие 1).

~ Занятие 4 ~

1. Развитие математических способностей:

а) Нумерация.

б) Счет предметов в прямом и обратном порядке.

в) Счет конкретных предметов.

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) «Перекличка-путанка» (развитие произвольного внимания)

Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются тогда, когда правильно назва­ны и имя, и фамилия. Кто ошибается, тот выбывает из игры.

б) «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализато­ров):

Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» — все опускают руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воз­дух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками. Кто ошиба­ется, выбывает из игры.

в) «Слушай и исполняй» (развитие внимания и памяти):

Ведущий называет и исполняет 1—2 раза несколько раз­ных движений. Дети воспроизводят движения в той же по­следовательности .

3. Речевая готовность ребенка к школе:

Умение различать звуки на слух:

Услышав в слове [з] [ж], показать нужную букву:

козочка, сушка, жасмин, свисток, луковица, све­жесть, разведчик, золушка, записка, вазочка.

4. Развитие познавательных процессов:

Тест «Закрась фрукты» (определение способности цветовосприятия):

Закрась фрукт в соответствующий цвет.

5. Упражнение на развитие выносливости и быст­роты мышц кисти руки.

«Теппинг-тест» (см. Занятие 1).

~ Занятие 5 ~

1. Развитие математических способностей:

а) Порядковый счет.

б) Цифры.

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) «Не пропусти профессию» (развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора):

Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, стале­вар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попу­гай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, эконо­мист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, ар­тист, свеча, газета, шутка.

б) «Разноцветные мячики» (развитие внимания, быст­роты мышления):

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает красный или си­ний мяч. Если красный — поймавший называет гласный звук, синий — согласный звук.

в) «Зеваки» (развитие произвольного внимания):

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останав­ливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продол­жают движения. Не выполнивший задание выбывает.

3. Речевая готовность ребенка к школе.

Звуковой анализ слов.

Есть ли в слове звук [р]:

картинка, сыр, лампа, ворона, ландыш, парашют, ветер.

Определить место звука [ш] в слове (в начале, середине, конце):

шум мышка душ

школа мешок камыш

шило машина ландыш

шалаш ромашка шалаш

4. Развитие познавательных процессов.

а) «Определи звуки» (развитие способностей к фоне­матическому различию):

картинки (на доске)жук, обезьяна, ключ, зонт, чайник, мяч, волк.

Ведущий произносит какое-либо слово, просит показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.

~ Занятие 6 ~

1. Развитие математических способностей.

Сравнение множеств и чисел:

— где кружков больше? меньше?

— в каком ряду не хватает?

— как сделать, чтобы стало поровну?




2. Развитие интеллекта и навыков

а) «Назови соседей» (развитие внимания, памяти, ско­рости мыслительных процессов):

Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя чис­ла от 0 до 30. Поймавший называет «соседей» числа. Если ошибается — выбывает.

б) «Придумай сказку»

Дети по очереди говорят по одному предложению на тему, предложенную учителем, так, чтобы получилась сказка. Назва­ние для сказки выбирается из тех, которые придумают ребята.

3. Речевая готовность ребенка к школе.

а) Звуковой анализ слов (выделение звука из начала и конца слова):

Какой первый звук в словах: астра, азбука, осень, улей, озеро?

Какой последний звук в словах: окно, кенгуру луна, зима?

4. Развитие познавательных процессов.

Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры»


~ Занятие 7 ~

1. Развитие математических способностей.

а) Математические знаки:

— Какая рука у нас больше работает?

Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится

— Какая рука меньше трудится? Левая

б) Сравнение чисел, количества предметов.

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) Правая, левая (развитие произвольного внимания, слуха, сосредоточения, фонематического слуха):

Ведущий читает ряд слов с согласным на конце. Дети под­нимают правую руку — если окончание твердое; левую — если мягкое:

брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, вес, жарь, пыль, хорь, жар, цепь, высь, вяз, конь, обмен, воз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, трус, худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, янтарь, щит, шторм.

б) Мячик — смягчитель (развитие внимания, речи, тем­па мышления):

Дети сидят кружком. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым окончанием, а поймавший произносит то же слово, но с мягким окончанием:

угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, служит, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.

в) Тропинка (подвижная игра на развитие дисциплини­рованности, организованности, сплоченности):

Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропин­ка» — все дети становятся друг за другом, кладут руки на пле­чи впереди стоящего;

«копна» — направляются к центру круга, выставив руки вперед;

«кочки» — доги приседают, положив руки на голову.

3. Речевая готовность ребенка к школе.

Развитие словарного запаса:

— Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?

— Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?

— Какие ты знаешь деревья, цветы?

— Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

— Какую ты знаешь мебель?

— Какую ты знаешь посуду?

— Какую ты знаешь одежду, обувь?

4. Развитие познавательных процессов.

Упражнение на развитие представлений о временах года (показ 4 картинок с изображением явлений при­роды в 4 временах года):

— Когда бывает снег?

— Когда опадают листья с деревьев?

— Когда появляются подснежники?

— Когда птицы строят гнезда?

— Назовите на картинке времена года.

~ Занятие 8 ~

1. Развитие математических способностей:

а) Число и цифра 1.

б) Число и цифра 2.

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) «Найди себе пару» (развитие внимания, наблюда­тельности, мышления):

Задание: найди пару и вставь рядом, чтобы получилось

слово (каждый слог на отдельной строчке): на — сос, ка — мыш, го — ра, жи — вот, пар — та, во — да.

б) «Закончи предложение» (развитие понятийного мышления):

Дети сидят кружком. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. Ребенок, не сумевший дважды закон­чить предложение, выбывает из круга.

Лимоны кислые, а сахар ...

Собака лает, а кошка ...

Ночью темно, а днем ...

Трава зеленая, а небо ...

Зимой холодно, а летом ...

Ты ешь ртом, а слушаешь ...

Утром мы завтракаем, а днем ...

Птица летает, а змея ...

Лодка плывет, а машина ...

Ты смотришь глазами, а дышишь ...

У человека две ноги, а у собаки ...

Птицы живут в гнездах, а люди ...

Зимой идет снег, а летом ...

Ты читаешь глазами, а пишешь ...

Дрова пилят, а гвозди ...

Певец поет, а строитель ...

в) «Правильно услышим и покажем, что услышали» (развитие мышления, слухового сосредоточения):

Дети сидят кружком. Ведущий говорит, что если они ус­лышали:

восклицательную фразу — то обе поднятые руки соедине­ны над головой;

вопросительную фразу — правая рука поднята и согнута полукругом, левая — кулачок перед грудью; утвердительную фразу — оба кулачка прижаты друг к другу:

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит.

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожег.

— Зачинить можно?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Да один ворот остался.

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А еще хочешь?

— Хочу!

3. Речевая готовность ребенка к школе:

а) Развитие словарного запаса (проверка умения под­бирать обобщающие слова для групп предметов):

а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, со­бака (домашние животные);

б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, слон, бегемот, носорог (дикие животные);

в) курица, петух, индюк, утка, гусь (домашние пти­цы);

г) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пче­ла, оса (насекомые);

д) щука, лещ, окунь, камбала, сом (рыбы);

е) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, то­поль, каштан, липа, ива (деревья);

ж) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, тыква (овощи);

з) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, ли­мон, вишня (фрукты);

и) малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика, виноград (ягоды);

к) тарелка, вилка, нож, чашка, стакан, кружка, чайник, кувшин, сковорода (посуда);

л) стол, стул, кресло, кровать, диван, шкаф, буфет, тумбочка (мебель);

и) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, сви­тер, юбка, брюки, майка (одежда).

4. Развитие познавательных процессов. Тест «Лишний предмет»

(оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения)

На карточке — 4 предмета, один из них — лишний. Необ­ходимо объяснить, почему ребенок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом)

~ Занятие 9 ~

1. Развитие математических способностей.

Число и цифра 3, 4.

2. Развитие интеллекта и навыков:

а) «Сколько в слове слогов?» (развитие внимания, бы­строты мышления):

Дети сидят кружком. Ведущий бросает мяч, называет сло­во. Ребенок называет количество слогов в этом слове:

дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, сундук, жи­раф, кот, шуба, каток, шарф, часы, рука, шарф, чашка, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, корова, змея, мука, кино, рыба, бабочка, бочка.

б) «Синий, красный» (развитие внимания, быстроты мышления):

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребенок называет количество в этом слове гласных, если мяч красный, согласных, если мяч синий:

окно, лед, рама, книга, шум, лом, вода, перо, шля­па, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, ком­пот, кукла.

в) «Рыба, птица, зверь» (развитие способности к пере­ключению внимания, памяти, мышления):

Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит:

«рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба...»

Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро дать название. Если ответ неверный, ребенок выбы­вает из игры.

3. Речевая готовность ребенка к школе:

а) Развитие словарного запаса (проверка наличия в словаре ребенка глаголов).

Кто как передвигается:

человек — птица — рыба —

змея — кузнечик —

Кто как издает звуки:

корова — лошадь —

коза —

свинья — жук — собака —

лягушка —

кошка —

комар —

ворона —

волк —

медведь —

тигр —

змея —

голубь —

в) Кто как ест:

собака кость ... кошка молоко ...

курица зерно ... корова траву ...

г) Кто чем занимается:

повар ... врач ...

учитель ... ученик...

фотограф ... строитель ...

художник ... пианист ...

писатель ... продавец ...

д) Что может делать это животное: собака — (лает, играет, служит, сторожит)

кошка — волк —

медведь — заяц —

змея — лягушка —

4. Развитие познавательных процессов:

Упражнение «Соотношение понятий» (разложить пе­ред ребенком картинки, на которых 4 стадии развития ветки — от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.

Предлагается определить порядок размещения картинок по смыслу.

~ Занятие 10 -

1. Развитие математических способностей.

Число и цифра 5, 6.

2. Развитие интеллекта и навыков общения:

а) Хор (развитие фонематического слуха, внимания, мышления):

Одного ребенка просят выйти за дверь, а остальным дают карточки со словами из одного предложения. По сигналу дети одновременно произносят свое слово. А «отгадчик» должен понять и произнести предложение целиком.

Примеры предложений:

Шел по улице отряд. Пошла коза за орехами. Вот два петуха. Летела сорока высоко. Муха денежку нашла. Повар готовил обед. На болоте стоит пень.

б) «Смотри на руки» (способствует успокоению и орга­низации):

Стоят друг за другом, первый — командир (он показыва­ет различные движения рук, а остальные повторяют эти дви­жения).

в) «Много — один» (развитие внимания, быстроты мышления):

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во множественном числе. А ребенок возвращает мяч — в единственном числе:

грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза, шкафы, слоны, кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.

3. Речевая готовность ребенка к школе:

а) Образование множественного числа имен суще­ствительных:

стул — дерево — глаз —

окно — день — ветер —

платье — ухо — медвежонок —

бельчонок —

б) Согласование прилагательных с существительными: добавить к каждому существительному прилагатель­ное (высокая зелень)

дуб какой? трава какая?

дерево какое? деревья какие?

4. Развитие познавательных процессов.

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существующие при­знаки. Найди лишнее слово:

1) старый, дряхлый, маленький, ветхий;

2) храбрый, злой, смелый, отважный;

3) яблоко, слива, огурец, груша;

4) молоко, творог, сметана, хлеб;

5) час, минута, лето, секунда;

6) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

7) платье, свитер, шапка, рубашка;

8) мыло, метла, зубная паста, шампунь.