Занятия с будущими первоклассниками
После начальной диагностики готовности к обучению в школе при приеме возможно выявление некоторого числа детей, нуждающихся в специальных занятиях по подготовке к школе.
Такие занятия могут быть организованы до начала учебного года по заявкам родителей: ни для кого не секрет, что в настоящее время сократилось число детей, посещающих дошкольные учреждения, в которых традиционно проводилась необходимая подготовка детей к школе. Иногда такие занятия — просто необходимое условие для успешного вступления в школьную жизнь. Материал, предложенный дальше, прошел практическую апробацию в школах.
~ Занятие 1 ~
1. Развитие математических способностей:
а) Ориентировка в пространстве:
— В каком городе (селе) ты живешь?
— Назови свой адрес.
— Сколько этажей в вашем доме?
— Сколько этажей над вашей квартирой?
— Сколько этажей под вашей квартирой?
— Какие улицы находятся рядом с домом?
— Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
— Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
— Как называются остановки транспорта?
— Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
б) Игра «Путешествие по городу» (рассматривание открыток с видами города и беседа по ПДД, знакомство с дорожными знаками).
в) Ориентирование по словесному описанию.
— Поставь зайчика посередине стола, слева от него — мишку, справа — уточку и т. д.
2. Развитие интеллекта и навыков общения
а) Знакомство:
Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя, и т. д.
б) «Слушай хлопки»: Дети идут по кругу. Ведущий хлопает в ладоши раз — дети принимают позу «плакучей ивы», два — поза «лягушки» — присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу, три раза — поза «аиста» — на одной ноге, руки в стороны, четыре раза — ходьба по кругу.
в) «Послушай, что за окном»: Послушайте и запомните, что происходит за дверью, за окном, расскажите, что вы слышите.
3. Речевая готовность ребенка к школе. Правильность произношения звуков.
Назвать картинки:
с — сук, коса, автобус, сь — сетка, осел, гусь,
з — зонт, коза, зъ — земляника, обезьяна,
ц — цапля, кольцо, огурец,
ш — шуба, шишка, душ,
ж — жук, ежи,
ч — чайник, бочка, ключ,
щ — щетка, ящик, клещ,
р — рука, арфа, тигр, рь — репа, гриб, фонарь,
л — лук, волк, стол.
4. Развитие познавательных процессов.
Тест «Переплетенные линии»
«Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки».
Тест: «Теппинг-тест»
За 30 с. ребенок должен простым карандашом поставить как можно больше точек (на каждый квадрат по 1).
Кол-во точек — показатель быстроты, сравнение 1-го и последнего квадратов — это выносливость ребенка.
~ Занятие 2 ~
1 Развитие математических способностей:
а) Игры на выявление величины и формы предметов.
Игра «Дома зверей»
Одинаковые по размеру картинки
слон собака жук Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.
Сравнение лент по длине (длинная — короткая),
карандашей по ширине (широкий — узкий).
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) Закрепление знакомства:
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает у всех детей: «Как зовут этого мальчика (девочку)?» Дети хором называют его имя.
б) «Не пропусти растение». Развитие способности к переключению внимания
Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку — выбывает.
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
в) «Делай, как я» (развитие произвольного внимания):
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу — второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на сигнал начинают поднимать левую руку. Затем по сигналу опускают сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется с ускорением темпа. Те, кто допустил ошибку, выбывают.
3. Речевая готовность ребенка к школе:
а) Умение различать звуки речи на слух:
1. Хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен звук [ж]:
жук, пожар, тарелка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок, бумага, лыжи.
2. Звук [з]:
звонок, глаза, дом, рыба, забор, коза, незабудка, луна, зонтик, тетрадь.
4. Развитие познавательных процессов:
а) Тест «Цифровая таблица» (определение объема внимания, скорости его распределения и переключения):
Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.
11 | 18 | 14 | 17 | 24 |
21 | 20 | 13 | 25 | 22 |
1 | 12 | 8 | 3 | 23 |
16 | 4 | 2 | 19 | 7 |
6 | 10 | 15 | 5 | 9 |
5. Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки:
Тест: «Теппинг-тест» (см. Занятие 1).
~ Занятие 3 ~
1. Развитие математических способностей:
а) Количественные представления и понятия:
Уточнение понятий: много, мало, столько же, поровну, одинаково — на счет.
б) Представление о числе:
— счет предметов в группе;
— счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;
— счет от 1 и т. д., в прямом и обратном порядке;
— счет от заданного числа до заданного (от 2 до 8, от 10 до 7 и т. д.);
— сравнение чисел, какое число больше (меньше).
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) «Кто больше увидит и запомнит?» (развитие внимания и памяти):
Ведущий считает до 30, а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы, в названиях которых — 2 слога, после все называют эти предметы.
б) «Внимательные руки» (развитие произвольного внимания, фонематического слуха):
Если в слове есть [и] — поднять правую руку,
[й] — левую, нет ни того, ни другого — руки на коленях:
лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, алмаз, буйвол, вагон, златогривый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, ученый, диктант, ладонь, маленький, соседи, первый, айва, солома, гибкий, яйцо, илистый и т. д.
в) «Закончи слово» (развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе):
6—10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог и т. д.
3. Речевая готовность ребенка к школе:
Умение различать звуки на слух:
Услышав в слове звук [з] или [ж], показать нужную букву:
жаворонок, кожа, зубы, жир, вязание, заколка, прожектор, поле, крот. («ловушка»)
4. Развитие познавательных процессов:
а) Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости:
На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их (для читающих):
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТ
ПОМЯЧВТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМШ
ЦЫСДРЗЩНТСПРЖОКВИАИПЩУ
БАЫВАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШО
ТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛ
КАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУСЬ
АВТОБУСШЫГМИКРОТБИТРАЬЧЮ.
5. Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки:
«Теппинг-тест» (см. Занятие 1).
~ Занятие 4 ~
1. Развитие математических способностей:
а) Нумерация.
б) Счет предметов в прямом и обратном порядке.
в) Счет конкретных предметов.
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) «Перекличка-путанка» (развитие произвольного внимания)
Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, тот выбывает из игры.
б) «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов):
Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» — все опускают руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками. Кто ошибается, выбывает из игры.
в) «Слушай и исполняй» (развитие внимания и памяти):
Ведущий называет и исполняет 1—2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности .
3. Речевая готовность ребенка к школе:
Умение различать звуки на слух:
Услышав в слове [з] [ж], показать нужную букву:
козочка, сушка, жасмин, свисток, луковица, свежесть, разведчик, золушка, записка, вазочка.
4. Развитие познавательных процессов:
Тест «Закрась фрукты» (определение способности цветовосприятия):
Закрась фрукт в соответствующий цвет.
5. Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.
«Теппинг-тест» (см. Занятие 1).
~ Занятие 5 ~
1. Развитие математических способностей:
а) Порядковый счет.
б) Цифры.
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) «Не пропусти профессию» (развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора):
Дети встают в круг, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:
лампа, водитель, ножницы, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка.
б) «Разноцветные мячики» (развитие внимания, быстроты мышления):
Дети садятся в кружок. Ведущий бросает красный или синий мяч. Если красный — поймавший называет гласный звук, синий — согласный звук.
в) «Зеваки» (развитие произвольного внимания):
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движения. Не выполнивший задание выбывает.
3. Речевая готовность ребенка к школе.
Звуковой анализ слов.
Есть ли в слове звук [р]:
картинка, сыр, лампа, ворона, ландыш, парашют, ветер.
Определить место звука [ш] в слове (в начале, середине, конце):
шум мышка душ
школа мешок камыш
шило машина ландыш
шалаш ромашка шалаш
4. Развитие познавательных процессов.
а) «Определи звуки» (развитие способностей к фонематическому различию):
картинки (на доске) — жук, обезьяна, ключ, зонт, чайник, мяч, волк.
Ведущий произносит какое-либо слово, просит показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.
~ Занятие 6 ~
1. Развитие математических способностей.
Сравнение множеств и чисел:
— где кружков больше? меньше?
— в каком ряду не хватает?
— как сделать, чтобы стало поровну?








2. Развитие интеллекта и навыков
а) «Назови соседей» (развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов):
Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30. Поймавший называет «соседей» числа. Если ошибается — выбывает.
б) «Придумай сказку»
Дети по очереди говорят по одному предложению на тему, предложенную учителем, так, чтобы получилась сказка. Название для сказки выбирается из тех, которые придумают ребята.
3. Речевая готовность ребенка к школе.
а) Звуковой анализ слов (выделение звука из начала и конца слова):
Какой первый звук в словах: астра, азбука, осень, улей, озеро?
Какой последний звук в словах: окно, кенгуру луна, зима?
4. Развитие познавательных процессов.
Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры»
~ Занятие 7 ~
1. Развитие математических способностей.
а) Математические знаки:
— Какая рука у нас больше работает?
Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится
— Какая рука меньше трудится? Левая
б) Сравнение чисел, количества предметов.
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) Правая, левая (развитие произвольного внимания, слуха, сосредоточения, фонематического слуха):
Ведущий читает ряд слов с согласным на конце. Дети поднимают правую руку — если окончание твердое; левую — если мягкое:
брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, вес, жарь, пыль, хорь, жар, цепь, высь, вяз, конь, обмен, воз, мыс, петь, печаль, рост, пир, солист, трус, худеть, грусть, груз, шаг, шаль, яд, юг, янтарь, щит, шторм.
б) Мячик — смягчитель (развитие внимания, речи, темпа мышления):
Дети сидят кружком. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым окончанием, а поймавший произносит то же слово, но с мягким окончанием:
угол, брат, ел, топ, мел, хор, стал, пыл, жар, был, цеп, вес, любит, ходит, носит, мочит, варит, строит, обут, служит, поит, ценит, хмурит, пилит, шутит, дал, пар, шар, прав.
в) Тропинка (подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности):
Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» — все дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего;
«копна» — направляются к центру круга, выставив руки вперед;
«кочки» — доги приседают, положив руки на голову.
3. Речевая готовность ребенка к школе.
Развитие словарного запаса:
— Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
— Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
— Какие ты знаешь деревья, цветы?
— Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
— Какую ты знаешь мебель?
— Какую ты знаешь посуду?
— Какую ты знаешь одежду, обувь?
4. Развитие познавательных процессов.
Упражнение на развитие представлений о временах года (показ 4 картинок с изображением явлений природы в 4 временах года):
— Когда бывает снег?
— Когда опадают листья с деревьев?
— Когда появляются подснежники?
— Когда птицы строят гнезда?
— Назовите на картинке времена года.
~ Занятие 8 ~
1. Развитие математических способностей:
а) Число и цифра 1.
б) Число и цифра 2.
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) «Найди себе пару» (развитие внимания, наблюдательности, мышления):
Задание: найди пару и вставь рядом, чтобы получилось
слово (каждый слог на отдельной строчке): на — сос, ка — мыш, го — ра, жи — вот, пар — та, во — да.
б) «Закончи предложение» (развитие понятийного мышления):
Дети сидят кружком. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. Ребенок, не сумевший дважды закончить предложение, выбывает из круга.
Лимоны кислые, а сахар ...
Собака лает, а кошка ...
Ночью темно, а днем ...
Трава зеленая, а небо ...
Зимой холодно, а летом ...
Ты ешь ртом, а слушаешь ...
Утром мы завтракаем, а днем ...
Птица летает, а змея ...
Лодка плывет, а машина ...
Ты смотришь глазами, а дышишь ...
У человека две ноги, а у собаки ...
Птицы живут в гнездах, а люди ...
Зимой идет снег, а летом ...
Ты читаешь глазами, а пишешь ...
Дрова пилят, а гвозди ...
Певец поет, а строитель ...
в) «Правильно услышим и покажем, что услышали» (развитие мышления, слухового сосредоточения):
Дети сидят кружком. Ведущий говорит, что если они услышали:
восклицательную фразу — то обе поднятые руки соединены над головой;
вопросительную фразу — правая рука поднята и согнута полукругом, левая — кулачок перед грудью; утвердительную фразу — оба кулачка прижаты друг к другу:
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Петр что делает?
— Да на печи лежит.
— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно?
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Да один ворот остался.
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А еще хочешь?
— Хочу!
3. Речевая готовность ребенка к школе:
а) Развитие словарного запаса (проверка умения подбирать обобщающие слова для групп предметов):
а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака (домашние животные);
б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, слон, бегемот, носорог (дикие животные);
в) курица, петух, индюк, утка, гусь (домашние птицы);
г) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса (насекомые);
д) щука, лещ, окунь, камбала, сом (рыбы);
е) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, каштан, липа, ива (деревья);
ж) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, тыква (овощи);
з) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, вишня (фрукты);
и) малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика, виноград (ягоды);
к) тарелка, вилка, нож, чашка, стакан, кружка, чайник, кувшин, сковорода (посуда);
л) стол, стул, кресло, кровать, диван, шкаф, буфет, тумбочка (мебель);
и) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, юбка, брюки, майка (одежда).
4. Развитие познавательных процессов. Тест «Лишний предмет»
(оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения)
На карточке — 4 предмета, один из них — лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом)
~ Занятие 9 ~
1. Развитие математических способностей.
Число и цифра 3, 4.
2. Развитие интеллекта и навыков:
а) «Сколько в слове слогов?» (развитие внимания, быстроты мышления):
Дети сидят кружком. Ведущий бросает мяч, называет слово. Ребенок называет количество слогов в этом слове:
дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шарф, часы, рука, шарф, чашка, мир, лес, мальчик, голова, хлеб, корова, змея, мука, кино, рыба, бабочка, бочка.
б) «Синий, красный» (развитие внимания, быстроты мышления):
Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребенок называет количество в этом слове гласных, если мяч красный, согласных, если мяч синий:
окно, лед, рама, книга, шум, лом, вода, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, мыс, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла.
в) «Рыба, птица, зверь» (развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления):
Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит:
«рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба...»
Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро дать название. Если ответ неверный, ребенок выбывает из игры.
3. Речевая готовность ребенка к школе:
а) Развитие словарного запаса (проверка наличия в словаре ребенка глаголов).
Кто как передвигается:
человек — птица — рыба —
змея — кузнечик —
Кто как издает звуки:
корова — лошадь —
коза —
свинья — жук — собака —
лягушка —
кошка —
комар —
ворона —
волк —
медведь —
тигр —
змея —
голубь —
в) Кто как ест:
собака кость ... кошка молоко ...
курица зерно ... корова траву ...
г) Кто чем занимается:
повар ... врач ...
учитель ... ученик...
фотограф ... строитель ...
художник ... пианист ...
писатель ... продавец ...
д) Что может делать это животное: собака — (лает, играет, служит, сторожит)
кошка — волк —
медведь — заяц —
змея — лягушка —
4. Развитие познавательных процессов:
Упражнение «Соотношение понятий» (разложить перед ребенком картинки, на которых 4 стадии развития ветки — от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.
Предлагается определить порядок размещения картинок по смыслу.
~ Занятие 10 -
1. Развитие математических способностей.
Число и цифра 5, 6.
2. Развитие интеллекта и навыков общения:
а) Хор (развитие фонематического слуха, внимания, мышления):
Одного ребенка просят выйти за дверь, а остальным дают карточки со словами из одного предложения. По сигналу дети одновременно произносят свое слово. А «отгадчик» должен понять и произнести предложение целиком.
Примеры предложений:
Шел по улице отряд. Пошла коза за орехами. Вот два петуха. Летела сорока высоко. Муха денежку нашла. Повар готовил обед. На болоте стоит пень.
б) «Смотри на руки» (способствует успокоению и организации):
Стоят друг за другом, первый — командир (он показывает различные движения рук, а остальные повторяют эти движения).
в) «Много — один» (развитие внимания, быстроты мышления):
Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч и называет слово во множественном числе. А ребенок возвращает мяч — в единственном числе:
грачи, леса, ряды, мосты, холмы, следы, кроты, косы, глаза, шкафы, слоны, кусты, носы, блины, листы, грибы, гномы, зонты.
3. Речевая готовность ребенка к школе:
а) Образование множественного числа имен существительных:
стул — дерево — глаз —
окно — день — ветер —
платье — ухо — медвежонок —
бельчонок —
б) Согласование прилагательных с существительными: добавить к каждому существительному прилагательное (высокая зелень)
дуб какой? трава какая?
дерево какое? деревья какие?
4. Развитие познавательных процессов.
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя существующие признаки. Найди лишнее слово:
1) старый, дряхлый, маленький, ветхий;
2) храбрый, злой, смелый, отважный;
3) яблоко, слива, огурец, груша;
4) молоко, творог, сметана, хлеб;
5) час, минута, лето, секунда;
6) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
7) платье, свитер, шапка, рубашка;
8) мыло, метла, зубная паста, шампунь.