СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия с элементами тренинга для 10 класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены 2 занятия для учащихся 10 класса, которые проводятся с целью сплочения коллектива и развития кретивности. Занятия проводятся в сентябре.

Просмотр содержимого документа
«Занятия с элементами тренинга для 10 класса»

Занятия с элементами тренинга

«Здравствуйте, это мы» (10 класс)

Цель:

1. Создание условий для сплочения коллектива и

развития креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

Задачи:

1. Способствовать осознанию своих собственных сильных сторон.

2. Развивать навыки конструктивного общения и взаимодействия с одноклассниками и классным руководителем.

3.Способствовать развитию отдельных свойств креативности.

Занятие 1.

  1. Упражнение “Создание визитки и знакомство”.

Время: 6 минут.

Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Инструкция: «Предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя».

Представиться по кругу, называя свое имя и имя предыдущего участника.

Анализ:

1. Как вы себя чувствуете?

2. Какое у вас настроение?

3. Упражнение «Правила работы группы».

Цель: создание комфортной благоприятной атмосферы в группе, повышение у участников тренинга заинтересованности в прохождении занятий.

Время: 10 минут.

Материал: листы с записанными правилами.

Инструкция: “Теперь вам будут предложены правила поведения в нашей группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила”.

Правила

1.Называть друг друга по имени, обозначенном на “визитке”.

2.Уважать говорящего, не перебивать, слушать, иметь право быть услышанным.

3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.

4.Говорить от своего имени (“я считаю...”, “я думаю...”).

5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.

6.Избегать прямых оценок людей (“мне не нравишься ты”), а говорить о действии того или иного человека (“мне не нравится твой проступок”).

7.Быть открытым в общении.

8.Активно участвовать в происходящем.

9.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

10. Если нарушены правила, то следует санкция (санкцию придумывает сам человек)

4. Небольшой теоретический блок: Что такое креативность?

Время- 3 мин

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Параметры креативности

Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.

К другим параметрам относят:

• нестандартность, оригинальное решение задач;

• способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;

• гибкость мышления и действий;

• развитое образное представление;

• использование метафор и ассоциаций;

• внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;

• придание абстрактным образам реальных форм.

5. Психологическая разминка: упражнение «Рекорд группы».

Цель: включение учащихся в активную деятельность.

Ход упражнения: Ведущий подсчитывает количество участников тренинга и предлагает группе поставить рекорд - перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное - ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его.

После того, как группа добилась положительного результата, ведущий вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 15 (например) раз за одну минуту. Сможем ли мы это сделать за 50 секунд? Помните, что главное - кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали». Когда группа добилась этого результата, ведущий вводит креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 15 участников тренинга перекинут друг другу мяч всего за 15 секунд».

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами участники. Когда решение найдено, ведущий вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд: я гарантирую, что можно перекинуть мяч в группе из 15 человек всего за 3-5 секунд». Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное количество участников сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладони. Самое трудное в этом решении: последний в серии - а ведь 15 участников просто не смогут встать рядом друг с другом, чтобы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому придется делать две «этажерки», - быстро передает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол.

Рефлексия: Понравилось ли упражнение? Возникали ли какие-нибудь трудности при выполнении?

Время: 10 мин.

6. Упражнение «1 из 3»

Цели: тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки.

Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

На площадке для упражнения должно быть 3 условных обозначения.

Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.)

• Кто вы: деревня, город, столица?

• Кто вы: вода, огонь, земля?

• Кто вы: палатка, квартира, вилла?

• Кто вы: табличка с надписью – “Посторонним вход воспрещен!”

• “Скоро вернусь...”

• “Добро пожаловать!”

• Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?

• Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?

• Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?

• Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы? (Остаться в группах)

Завершение: обсуждение игры

– Что понравилось, а что нет?

– Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?

– На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

– Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде?

– Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

7. Упражнение «Оригинальное использование».

Цель: тренировка качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).

Ход упражнения: Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например:

Старых газет;

Пустых картонных коробок;

Бутылочных пробок;

Порванных колготок;

Перегоревших лампочек;

Алюминиевых банок из-под напитков;

Снега, льда.

Работа выполняется в командах по 4 – 5 человек. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет один способ использования предмета. Называние оценивается в 1 балл. Следующая подгруппа представляет еще один способ и т.д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.

Рефлексия: Понравилось ли упражнения? Какие из названных способов использования обычных предметов больше всего запомнились? С какими сложностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

Время: 18 мин.

8. Упражнение «Проверь свою креативность» 3 мин. + 3 мин комментарий

Дорисовать предмет.



  1. «Пожелания» 5 мин

Инструкция: "Группа высказывает пожелания друг другу. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить".

  1. «Обратная связь» 7 мин

Получение информации о состоянии участников. Оценка эффективности работы группы.

Занятие 2.

  1. Организационный момент. 3 мин.

2. Упражнение «Чудо-стул»

Цели: – стимулировать творческую работу группы с помощью театральной игры, импровизировать способности по визуализации образа. Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.

Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру – самый заурядный – обычнее не бывает – стул! Но это в этой жизни, предмет находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью... А в театре... Во, что можно превратить стул силой воображения?

Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку выходит в центр, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа начинаю отсчет до трех (как на аукционе!), если до цифры 3 не окажется новый участник в центре со своим вариантом чудесного превращения стула, то последний игрок будет признан победителем.

Вопросы для обсуждения:

Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными? Это упражнение было для вас трудным или наоборот очень легким?

Время: 10 мин.

3. Упражнение «Что делает буква?».

Цель: развитие как вербальной креативности, так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто – странном контексте.

Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, М, К, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий. Упражнение выполняется индивидуально. Потом проводится выставка получившихся рисунков.

Рефлексия: Что интереснее всего в созданных рисунках? Что больше всего понравилось при выполнении упражнения? Какие возникали трудности?

Время: 10 мин

4. Упражнение «Отгадай»

Цель: развитие коммуникативных навыков и способностей эффективного использования невербальных средств общения.

Описание: У педагога в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.

Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, сообщить Светлане, что написано на карточке».

Отгадывающим следует обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у них будут возникать в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

Рефлексия:

• Возникли ли у вас трудности в этом упражнении? Какие?

• Как вы думаете, что помогало вам дать правильный ответ?

• Как изменялось ваше состояние по ходу выполнения упражнения?

Время: 10 мин.

5. Упражнение «Вместе или раздельно?»

Цель: развитие внимательности и логического мышления.

Один из участников выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Вначале признак этот должен быть только визуальным. Нарпимер, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – те, у кого очков нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...

После того, как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.

На «продвинутом» этапе можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов...

10 мин.

6. Упражнение «Я + Ты» 5 мин.

Цель: понимание и сплочение, понять своего партнера – значит успешно закончить это упражнение.

Делим участников на пары и просим их встать возле одной из стен комнаты.

Инструкция: возьмите по одному листу формата А4 на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша задача – произвольно передвигаться по комнате до противоположной стены. Разговаривать нельзя. Роняете листок, начинаете сначала.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите о своих ощущениях?

2. Какие были трудности?



7. Упражнение «Найди взаимосвязь» 5 мин

Это упражнение можно делать одному, в паре или в компании друзей. Для начала необходимо случайным образом выбрать 2 слова. Для этого нужно выбрать две карточки со словами. Затем нужно найти их взаимосвязь, и использовать в одном предложении. Задание можно усложнить, попробовав составить небольшой рассказ, используя 5 случайных слов.



8. Упражнение «Удивительный рассказ»

Цель: развитие письменной речи, творческих способностей и умения свободно оперировать словесным мышлением, осознание барьеров креативности.

Описание: Каждый из участников пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 3 минуты.

Через три минуты педагог предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем задание усложняется: каждый пишет рассказ о классе в группе одноклассников. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания дается 5 минут. (Можно не задавать тематику написания рассказа).

Когда работа завершена, каждая группа зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Рефлексия:

• Опишите свое состояние при выполнении этого упражнения?

• Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями? Почему?

Время: 25 мин.

  1. «Обратная связь» 7 мин

Получение информации о состоянии участников. Оценка эффективности работы группы.



Занятие 3.

  1. Оргмомент

  2. Упражнение «Шестьдесят секунд»

Цель: развитие творчества в общении, умение находить новые идеи.



Разделиться на группы по 4 человека. Представьте себе, что ваша группа получила одну минуту эфирного времени на телевидении. Вы можете использовать эту минуту, чтобы донести до телезрителей некое послание. Ваша задача заключается в том. Чтобы создать сценарий клипа, в котором как можно более точно будет указано о, что вы хотели бы сказать телезрителям и что бы вы хотели до них донести. Может быть, вы хотели бы их убедить в том, чтобы они не тратили время зря и принимались серьезно за учебу, а может быть, вы посоветуете им посмотреть какой-то фильм, который вы считаете важным. В любом случае ваше послание должно выражать ваши ценностные представления. У вас есть полчаса на то, чтобы придумать сценарий ролика.

По окончании времени снимаются видеоролики. Затем идет просмотр видеороликов.

Обсуждение в большом кругу:

Чему была бы посвящена эта минута, если бы все зависело от меня?

Насколько легко мы пришли к консенсусу в нашей группе?

Какая из ценностей самая важная?

Какова наиболее вероятная реакция телезрителей?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!