Хлеб – всему голова
Мне больно, когда, я случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
П. Бровка
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.
План
1.Вступительная беседа.
2.Информационный блок.
Как делают хлеб?
Пословицы о хлебе.
Блокадный хлеб.
3.Подведение итогов.
Ход воспитательского часа
Вступительная беседа
Воспитатель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
(Ответы детей.)
Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?
(Дети высказывают предположения.)
Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.
(Читает стихотворение В. Бакалдина.)
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь , отведать просим…
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом , где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
Информационный блок
Откуда к нам приходит хлеб? (Показ слайдов)
Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Посмотрите как было раньше и теперь. ( просмотр)
Повторяем этапы выращивания хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.
Физкультминутка
Зернышко
Облако, облако!
Белое, хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя,
(Дети поднимают руки вверх)
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено,
(Дети изображают сеятелей)
Маленькому зернышку
Без воды нельзя.
(Дети через стороны поднимают руки вверх)
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб»- древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Хлебу не менее 15 тысяч лет. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб – это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Недаром народ создал пословицы:
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб – это жизнь.
Хлеб – кормилец.
Без золота проживешь, а без хлеба – нет.
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед , если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба- нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу – много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает.
В нашей стране выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.
В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих – 250 г, служащих – 125 г, для детей – 125 г. ( Демонстрация фотографий и кусочка хлеба весом 125 г)
А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют хлебом за столом. Ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показать кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Хлеб - драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Подведение итогов
Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? О чем вас заставил задуматься наш воспитательский час? (Ответы детей)
Скажите пожалуйста после нашего занятия у вас изменится представление о хлебе? Поняли ли вы его истинную цену?