Тема: «Звук и буква С».
Цели:
- закрепить знания детей о звуках С и СЬ, образ буквы С;
- Чтение слов из знакомых букв.
- закрепить навык составления слов из слогов, чтения;
- Учить делить слова на слоги.
= Развивать фонематический слух, внимание, память.
Оборудование: листья кувшинок с предметными картинками, звуковые схемы слов, буквы, слоговые карточки, «указательный камень», игла, лук со стрелами.
Ход:
Орг. момент.
В: Начинается наша сказка,Заплетается наша сказка. Ни про Конька Горбунка, Ни про глупого щенка, Ни про брата и сестрицу, А про Ивана и Царицу.
Дети входят в зал, их встречает Иван Царевич.
В: Почему ты такой грустный?
Иван Царевич: Я Царевну погубил –Шкуру я её спалил.
В: У Бессмертного Кощея Ты ищи её скорее. Смерть Кощееву найдиИ Царевну вороти. Собирайся быстро в путь, А мы поможем как-нибудь.
В/ль обращается с просьбой о помощи к детям, предупреждает их о том, что на пути много препятствий придется преодолеть.
Основная часть.
В: Вот болото на пути. Через него нам как пройти?
1.В: Мы сможем пройти через болото, если отгадаете загадки:
Отгадайте загадки, а отгадки запоминайте.
1. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, Меж собою говорит (Самолёт).
2. она весит под потолком, звенят подвески из стекла, ее мы включим вечерком и станет комната светла (люстра)
3. он сосет и пыль и сор чистит кресло и ковер (пылесос)
- Назовите отгадки по - порядку (самолет, люстра, пылесос). Катя, поставь картинки в том порядке, в котором назвали.
- самолёт ,люстра, пылесос – какой звук есть в каждом слове? (звук С).
- Произнесите звук С. Как, вы, думаете, какой это звук? (согласный).
- Правильно, звук С согласный. Почему звук С согласный? (его нельзя петь и воздух выходит с преградой).
- Произнесите звук С и скажите, как его произносим (твёрдо).
- Закройте ушки и послушайте звук С. Слышите звук С или нет? (нет, не слышим).
- Значит, какой звук С? (глухой).
- Звук С - согласный, твёрдый, глухой. –
Звук С обозначается буквой С (показ буквы С).
Давайте посмотрим картинки и определим место звука в слове
2. В:посмотрите на эти предметы что спрятались в болоте и по их первым звукам сложите слово (получилось слово СТРеЛА) – она подскажет, куда двигаться дальше.Картинки (Сорока. топор, Рыба, Ель, лиса, аист) Много с буквами хлопот,Уж такой они народ.Но, когда с умом, толково Их поставишь в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят.
Физминутка ; со скороговоркой: на болоте тишина. Только эхо откликается. Давайте с ним поиграем.
- На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко. Повторяйте, как эхо, последний слог последнего слова:
Ой-ой-ой, летит оса! (СА-СА-СА) Укусила в нос оса! (СА-СА-СА)
Стал мой нос, как колесо! (СО-СО-СО) Не боюсь я злой осы! (СЫ-СЫ-СЫ)
Я осу в руке несу (СУ-СУ-СУ)
3.Иван Царевич достает лук и запускает стрелу, попадает слоговой дом .
Иван Царевич: Ну и ну! Опять загадки!
Стрела указывает им дорогу, которая приведет к указательному камню.
Можем дальше мы идти…А вот и камень на пути.
Иван Царевич: Чтенья нет трудней на свете –Выручайте меня, дети! Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата сам, сом, сук, суп).выкладывают разрезную азбуку составляя слова - Сегодня мы узнаем, какие звуки живут в слове сом, в каком порядке они располагаются.
-Назовите первый звук. (С). Он какой? (согласный твердый, мы его обозначим синим кружочком)
- Назовите следующий звук. (О). Он какой? (гласный, обозначается красным кружочком)
Назовите последний звук? (М). Он какой? (согласный твердый, обозначается синим кружочком)
Саша, назови звуки по порядку.
- Сколько гласных звуков, сколько согласных? Молодцы!
Дети рассматривают надпись на камне, пелагог читает
Прямо пойдёшь – жизнь потеряешь. налево пойдёшь – в чаще пропадёшь_
Направо пойдёшь – смерть кощея найдёшь.
Дети идут направо и находят иглу, на конце которой – смерть Кощея. Иван Царевич ломает её.
Иван Царевич: Смерть Кощееву нашли
И Царевну мы спасли.
Итог. Педагог: Помогали в этом звуки.
С ними не было нам скуки.
Буква С нам помогла И от трудностей спасла.
Педагог обращается к Ивану:Ты к Царевне торопись, Вместе с нею воротись.
Попрощаться нам пора.До свидания. Пока! С каким звуком познакомились сегодня? Дайте характеристику. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны.
Приложение
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/30/s_5a70193c0ecec/816387_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/30/s_5a70193c0ecec/816387_2.png)