СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по развитию речи для детей разновозрастной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по развитию речи для детей разновозрастной группы

Технологическая карта

Образовательная область: коммуникация.

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Рассказывание по картине «Осень» из серии «Наша Таня».

Цель: Совершенствовать речевые навыки.

Задачи: Учить с помощью вопросов называть что нарисовано на картине детей 2-3 лет,

Учить  описывать изображенное на картине, строить развернутые связные высказывания детей 4-5 лет.

Формировать навыки связной речи. Обогащать словарный запас детей. Учить в подборе определений, синонимов.

Развивать эстетическое восприятие красоты природы. Активизировать творческое воображение при помощи упр-й для глаз, творческие проявления детей через пальчиковую гимнастику, представить возможность к самовыражению самооценке, развивать фонематическое восприятие.

Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей, дополнять ответы.

Наглядный материал: Картина «Осень»/из серии «Наша Таня» С. А.Веретенникова/, ваза с осенними листьями, карточки с цветовыми пятнами, контурными изображениями геом-х фигур, карточки с изображением овощей.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

 

 

 

 

 

Дети, сейчас у нас будет занятие по развитию речи. Девиз нашего занятия:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Чтобы узнать о чем мы будем  говорить, вы должны найти главное слово

 

 

Повторяют четверостишье.

Организационно- поисковый

1.Речевая разминка:

Уч-уч-уч- на небе много туч.

Ет-ет-ет- дождь холодный льет.

Дя-дя-дя- земля сырая от дождя.

Скажите,  в какое время года бывает небо хмурым, часто идут холодные дожди? Правильно, осенью. Главное слово нашего занятия. Мы говорили, дождь идет, земля мокрая, значит, осень какая? /сырая/

2.ТРИЗовская игра «Цыпочка слов»

Осень- какая она? –сырая, что еще может быть сырым? –картофель, каким может быть еще картофель? –вкусным и т. д.

3. Обращаю внимание детей  на вазу с листьями. Что стоит на столе? Кто собрал этот букет? Где мы с вами собирали такой красивый букет?

А теперь посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней? Что она несет в руке? Девочка несет букет осенних листьев. Она улыбается, радуется тому, что собрала  красивый букет. Эту девочку зовут  Таня. Как вы думаете, кому Таня несет листья?

Конечно, этот букет она отдаст маме. А где Таня собрала желтые листья? Посмотрите внимательно на картину.

Таня собирала листья в саду на дорожке, на траве. Где еще лежат желтые листья?

Везде  желтеют листья : на скамейке, на траве, на дорожке сада. Где еще много желтых листьев вы видите7

А на этом кусте есть желтые листья?/показывает/ Где же они? Да, листья упали на траву. Смотрите, вот лист падает вниз./показывает/Кругом много желтых листьев . Когда же бывает так много листьев? Значит, Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку? Что надето на Тане? Почему Таня оделась потеплее? Правильно, осенью становится холодно, вот Таня и оделась потеплее. Какие игрушки она взяла с собой в сад?

Как  она играет с ними? А кто бежит рядом с Таней? Это щенок бежит рядом с Таней.

А что это  зеленеет в саду?

4.Зрительная гимнастика «Елка»

Вот стоит  большая елка

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки

А внизу- берлога мишки.

А теперь, дети, послушайте рассказ о том, как Таня  гуляла осенью в саду.

После  прошу 1-2 детей повторить то, что запомнили.

5.Что происходит с листьями осенью? /подбор синонимов/

Падают-…осыпаются

Летят-…кружат

Стелятся- …ложатся

Шуршат-….хрустят

Как называется это явление?/листопад/ Листопад,  главная примета осени.

6.Физминутка. Игра «Мы –осенние листочки»

Дети 2мл. гр. Уходят.

7.Ребята, скажите, чем пахнет осень? А какие звуки у осени?

Ребята, вы, конечно, знаете, что осенью созревают овощи и фрукты. А какая осень на вкус? А ну-ка покажите, как вы едите сладкое яблоко, горький лук, кислый лимон. Молодцы! А сейчас наступило время игры.

8.Д/игра «Покажи правильно»

Перед вами карточки с цветовыми  пятнами /красное, желтое, оранжевое, зеленое, черное, синее, коричневое, фиолетовое/,контурными изображениями геом-х фигур/ круг, овал, треугольник, квадрат/и изображениями овощей./помидор, огурец, морковь, баклажан, лук, кабачок, тыква/.Я вам показываю овощ, а вы мне выбираете ту карточку, на которой цвет и геометрическая фигура подходят этому овощу.

Очень хорошо мы с вами поиграли, и, наверное, вы чуть- чуть устали. Тогда отдохнем.

9.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим;

Мы капусту трем, трем;

Мы капусту солим, солим;

Мы капусту жмем, жмем.

10.Упражнение на дыхание.

Вы не забыли как воет ветер за окном? Как?

Как дождь стучит по крыше?

Девочки будут изображать дождь, а мальчики- ветер.

Девочки: кап-кап-кап,

Мальчики: у-у-у-у

А теперь все вместе.

Ребята, занятие наше об осени  подошло к концу. Разная бывает осень- веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым  снегом. Но мы любим ее за щедрость и красоту, за редкие, но славные теплые денечки.

Чтение стихотворения И. Ивенсина

Если  на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если холод, дождик льется-

Это время года осенью зовется.

 

 

Повторяют

 

 

 

-осенью

 

 

-сырая

 

 

 

Придумывают слова

 

-ваза с разноцветными листьями

 

-мы на прогулке

-девочку

-букет листьев

 

 

 

-маме

Таня собрала листья в саду.

 

 

-Желтые листья лежат на траве, на скамейке.

 

 

Полным ответом отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

-Таня оделась тепло.

 

-Таня взяла ведерко, совок и машину

Рядом с Таней бежит собака.

 

Смотрят вверх

 

 

Смотрят влево-вправо

Смотрят вниз

 

Внимательно слушают

 

Повторяют или составляют свой рассказ

Листья опадают

 

Подбирают слова близкие по значению

 

 

-листопад

 

 

 

Выполняют движения согласно тексту

 

Ответы детей

 

 

 

Сладкая, горькая, кислая

Изображают на лице разные вкусовые ощущения

 

 

 

Слушают, выполняют игровое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имитируют

 

 

 

 

 

У-уу-у-

Кап-кап-кап

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

Рефлексивно-корригирующий

О чем мы с вами говорили на занятии?

Что узнали об осени?

Что на занятии вам понравилось больше всего?

Вы молодцы, хорошо поработали сегодня и я хочу подарить вам осенние листочки. Желтые листочки возьмут те, кому было  интересно на занятии,

Зеленые листочки возьмет тот, кто внимательно слушал меня и своих товарищей, правильно отвечал на вопросы,

Красные листочки возьмут те, кто совсем не отвечал. Всем спасибо!

Об осени

Делятся впечатлениями

 

 

 

 

самооценка

 

 

 

Ожидаемый результат:

Знать: Приметы осени

Иметь:  Навыки рассказывания, творческое воображение

Уметь:  Употреблять в речи определения, синонимы.