Занятие по развитию речи для детей разновозрастной группы
Технологическая карта
Образовательная область: коммуникация.
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Рассказывание по картине «Осень» из серии «Наша Таня».
Цель: Совершенствовать речевые навыки.
Задачи: Учить с помощью вопросов называть что нарисовано на картине детей 2-3 лет,
Учить описывать изображенное на картине, строить развернутые связные высказывания детей 4-5 лет.
Формировать навыки связной речи. Обогащать словарный запас детей. Учить в подборе определений, синонимов.
Развивать эстетическое восприятие красоты природы. Активизировать творческое воображение при помощи упр-й для глаз, творческие проявления детей через пальчиковую гимнастику, представить возможность к самовыражению самооценке, развивать фонематическое восприятие.
Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей, дополнять ответы.
Наглядный материал: Картина «Осень»/из серии «Наша Таня» С. А.Веретенникова/, ваза с осенними листьями, карточки с цветовыми пятнами, контурными изображениями геом-х фигур, карточки с изображением овощей.
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-побудительный
Дети, сейчас у нас будет занятие по развитию речи. Девиз нашего занятия:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Чтобы узнать о чем мы будем говорить, вы должны найти главное слово
Повторяют четверостишье.
Организационно- поисковый
1.Речевая разминка:
Уч-уч-уч- на небе много туч.
Ет-ет-ет- дождь холодный льет.
Дя-дя-дя- земля сырая от дождя.
Скажите, в какое время года бывает небо хмурым, часто идут холодные дожди? Правильно, осенью. Главное слово нашего занятия. Мы говорили, дождь идет, земля мокрая, значит, осень какая? /сырая/
2.ТРИЗовская игра «Цыпочка слов»
Осень- какая она? –сырая, что еще может быть сырым? –картофель, каким может быть еще картофель? –вкусным и т. д.
3. Обращаю внимание детей на вазу с листьями. Что стоит на столе? Кто собрал этот букет? Где мы с вами собирали такой красивый букет?
А теперь посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней? Что она несет в руке? Девочка несет букет осенних листьев. Она улыбается, радуется тому, что собрала красивый букет. Эту девочку зовут Таня. Как вы думаете, кому Таня несет листья?
Конечно, этот букет она отдаст маме. А где Таня собрала желтые листья? Посмотрите внимательно на картину.
Таня собирала листья в саду на дорожке, на траве. Где еще лежат желтые листья?
Везде желтеют листья : на скамейке, на траве, на дорожке сада. Где еще много желтых листьев вы видите7
А на этом кусте есть желтые листья?/показывает/ Где же они? Да, листья упали на траву. Смотрите, вот лист падает вниз./показывает/Кругом много желтых листьев . Когда же бывает так много листьев? Значит, Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку? Что надето на Тане? Почему Таня оделась потеплее? Правильно, осенью становится холодно, вот Таня и оделась потеплее. Какие игрушки она взяла с собой в сад?
Как она играет с ними? А кто бежит рядом с Таней? Это щенок бежит рядом с Таней.
А что это зеленеет в саду?
4.Зрительная гимнастика «Елка»
Вот стоит большая елка
Вот такой высоты.
У нее большие ветки
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки
А внизу- берлога мишки.
А теперь, дети, послушайте рассказ о том, как Таня гуляла осенью в саду.
После прошу 1-2 детей повторить то, что запомнили.
5.Что происходит с листьями осенью? /подбор синонимов/
Падают-…осыпаются
Летят-…кружат
Стелятся- …ложатся
Шуршат-….хрустят
Как называется это явление?/листопад/ Листопад, главная примета осени.
6.Физминутка. Игра «Мы –осенние листочки»
Дети 2мл. гр. Уходят.
7.Ребята, скажите, чем пахнет осень? А какие звуки у осени?
Ребята, вы, конечно, знаете, что осенью созревают овощи и фрукты. А какая осень на вкус? А ну-ка покажите, как вы едите сладкое яблоко, горький лук, кислый лимон. Молодцы! А сейчас наступило время игры.
8.Д/игра «Покажи правильно»
Перед вами карточки с цветовыми пятнами /красное, желтое, оранжевое, зеленое, черное, синее, коричневое, фиолетовое/,контурными изображениями геом-х фигур/ круг, овал, треугольник, квадрат/и изображениями овощей./помидор, огурец, морковь, баклажан, лук, кабачок, тыква/.Я вам показываю овощ, а вы мне выбираете ту карточку, на которой цвет и геометрическая фигура подходят этому овощу.
Очень хорошо мы с вами поиграли, и, наверное, вы чуть- чуть устали. Тогда отдохнем.
9.Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим, рубим;
Мы капусту трем, трем;
Мы капусту солим, солим;
Мы капусту жмем, жмем.
10.Упражнение на дыхание.
Вы не забыли как воет ветер за окном? Как?
Как дождь стучит по крыше?
Девочки будут изображать дождь, а мальчики- ветер.
Девочки: кап-кап-кап,
Мальчики: у-у-у-у
А теперь все вместе.
Ребята, занятие наше об осени подошло к концу. Разная бывает осень- веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом. Но мы любим ее за щедрость и красоту, за редкие, но славные теплые денечки.
Чтение стихотворения И. Ивенсина
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если холод, дождик льется-
Это время года осенью зовется.
Повторяют
-осенью
-сырая
Придумывают слова
-ваза с разноцветными листьями
-мы на прогулке
-девочку
-букет листьев
-маме
Таня собрала листья в саду.
-Желтые листья лежат на траве, на скамейке.
Полным ответом отвечают на вопросы.
-Таня оделась тепло.
-Таня взяла ведерко, совок и машину
Рядом с Таней бежит собака.
Смотрят вверх
Смотрят влево-вправо
Смотрят вниз
Внимательно слушают
Повторяют или составляют свой рассказ
Листья опадают
Подбирают слова близкие по значению
-листопад
Выполняют движения согласно тексту
Ответы детей
Сладкая, горькая, кислая
Изображают на лице разные вкусовые ощущения
Слушают, выполняют игровое задание
Имитируют
У-уу-у-
Кап-кап-кап
Слушают
Рефлексивно-корригирующий
О чем мы с вами говорили на занятии?
Что узнали об осени?
Что на занятии вам понравилось больше всего?
Вы молодцы, хорошо поработали сегодня и я хочу подарить вам осенние листочки. Желтые листочки возьмут те, кому было интересно на занятии,
Зеленые листочки возьмет тот, кто внимательно слушал меня и своих товарищей, правильно отвечал на вопросы,
Красные листочки возьмут те, кто совсем не отвечал. Всем спасибо!
Об осени
Делятся впечатлениями
самооценка
Ожидаемый результат:
Знать: Приметы осени
Иметь: Навыки рассказывания, творческое воображение
Уметь: Употреблять в речи определения, синонимы.