Тема: «Дом, в котором мы живём» Дата __________________
Цель: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; дать представление о строительных профессиях; пополнить знания о конструкциях домов.
Задачи:
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
развивать мышление, связную речь;
развивать умение сравнивать, анализировать;
развивать творческое воображение, мелкую моторику.
Ход занятия
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня очень добрый день!
- Игра-импульс.
- Игра "Встаньте все, кто…"
Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет сестру, брата, любит кататься с горки, кормить птиц и т. д.
- Игра "Повтори движение"
Дети стоят в кругу (проверим, умеете ли вы быть одним целым?). Педагог показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.
Разминка.
- Упражнения на развитие дыхания (каша, сова).
- Упражнения на развитие силы голоса (тихо-громко; медленно-быстро).
- Упражнения биоэнергопластики (с опорой на картинки кубика).
Основная часть. Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово. (Дом)
Слайд 1
- А в каком домике живёт наш язычок?
Слайд 2
- Что есть в домике у язычка? (потолок-нёбо, бугорки-альвеолы, пол-нижнее нёбо, двери-зубы и губы и т.д.)
Молодцы! Это домик язычка. А ещё есть много других разных домов-жилищ. Вы любите сказки? Давайте поиграем в игру «Назови жильё». Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, какое у него жильё.
- Где живёт Баба – Яга? (В избушке на курьих ножках.)
- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (Старик со старухой; царь и царица; Кощей Бессмертный; Снежная Королева; три поросёнка и т. д.) (Теремок (изба; замок; пещера; ледяной дворец; соломенном, деревянном и каменном домах).
- Это были сказочные (вымышленные сказочниками дома).
- А ещё есть дома животных! Давайте переместимся в лес и скажем кто гда живёт…
Слайд 3
Выходим из леса… и видим жильё человека
Беседа «Где мы живем»
- А где живём мы с вами, современные люди? (В современных домах.)
Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о домах, какие они бывают и из чего состоят, для чего служат.
Слайд 4-5
- А в каком доме вы живёте? Назовите свой домашний адрес? (Дети называют.)
- Зачем людям нужны дома? (В них люди живут.)
- Какие бывают дома? (Дома бывают разные.)
- Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный.)
- Если дом построен из панелей? (Панельный.)
- Если построен из кирпича? (Кирпичный.)
- Из камня? (Каменный.)
Посмотрите, какие они разные: одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные, каменные, деревянные. Дома жилые, дома в которых мы работаем или проводим своё свободное время, свой досуг. (Дети рассматривают картинки)
- Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
- Зрительная гимнастика
- Наши глаза устали, им необходимо отдыхать.
Глаза вправо отведу
На соседа посмотрю
Посмотрю теперь я прямо
И закрою их руками.
Если взгляд отведу –
Шарик слева я найду.
Теперь вправо посмотрю –
Глазами шарик поищу.
Подниму глаза я к верху,
Отыщу цветную ленту,
Потом снова опущу
И на метку посмотрю.
Имитируют движения
- Беседа «Что есть еще в доме?»
А теперь вернемся к нашему дому. Для чего нужен дом, мы выяснили. Чтобы жить. А если в доме несколько этажей, из чего он состоит? – Из квартир. А квартиры из чего состоят? – Из комнат. А сейчас отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:
Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом. (Прихожая)
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
Сладкий сон
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будит иногда. (Спальня)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Зал)
Давайте сейчас с вами обставим каждую из этих комнат.
Мы сейчас с вами разделимся на подгруппы. Каждая подгруппа будет обставлять свою комнату, а потом мы проверим правильно ли вы это сделали.
- Физкультминутка
Много слов мы называли
И немножечко устали.
А теперь пора нам встать,
Руки кверху всем поднять.
Опустить обратно
Делать так приятно.
Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем.
- Молодцы.
Посмотрите на следующую картинку! Какой красивый дом! Как вы думаете, люди каких профессий строят современные дома? (архитектор, монтажник, маляр, замерщик, прораб, каменщик, плотник, дизайнер…..) Их великое множество! И каждая профессия важна! И чтобы дом был красивым, уютным, тёплым и прочным – от людей требуется высокий профессионализм!
Слайды 7-8
Пальчиковая гимнастика.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Работа по карточкам – развитие графических навыков, развитие артикуляционных навыков.
(Обводим по точкам домик, произносим звуки «д-д-д», «т-д-т-д», «тррр», «дррр»)
Работа со звуковыми линейками. Звукобуквенный анализ слова «Дом».
Попевка «Дом»
Итог.
О чем мы с вами сегодня говорили?
Какие дома мы с вами вспоминали?
Что нового вы сегодня узнали?
Дополнительный материал.
Медведь живет в…(берлоге),
Лиса, барсук – в … (норе),
Бобер построил … (хатку),
Белка живет в … (дупле),
Крот под … (землей) ютится –
Там он с семьёю всей.
А где живем мы с вами,
Кто скажет мне скорей? (Ответы детей.)
- У медведя, чей дом? (Медвежий).
- У зайца, чей дом? (Заячий).
- У волка, чей дом? (Волчий).
- У белки, чей дом? (Беличий).
- У барсука, чей дом? (Барсучий).
- У черепахи, чей дом? (Черепаший).
- У лягушки, чей дом? (Лягушачий).
Пальчиковая игра на развитие мелкой моторики (выполняется стоя):
Стояла изба в деревушке. | (дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки) |
В ней жили смешные старушки. | (указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые платочки) |
Бельё зашивали метелками, | (Одну руку держат ребром, другой имитируют движение подметания пола) |
Полы подметали иголками, | (Имитирует движения подметания пола, соединив все пальцы вместе, держат иголки) |
Солили волнушки в подушке, | (Имитируют движение соления, трут пальчики друг о друга, затем ладошки соединяются вместе – подушка) |
И шли подремать на кадушке. | (Потягиваются, соединяют пальцы, принимая форму бочонка). |
Стояла изба в деревушке. | (дети указательными пальчиками в воздухе рисуют контур избушки) |
В ней жили смешные старушки. | (указательным пальчиком задевают нос, качают головой из стороны в сторону, держась за воображаемые платочки) |
Бельё зашивали иголками, | (имитируют движение шитья иголкой) |
Полы подметали метёлками, | (имитируют движение подметания пола) |
Солили волнушки в кадушке, | (имитация движения соления, пальчики трут друг о друга, кадушка – пальцы соединены, принимают форму бочонка) |
И шли подремать на подушке. | (Потягивание, соединение рук вместе, под щеку). |
Пословицы о доме:
- Дома как хочу, а в людях как велят.
- Дома ешь что хочешь, а в гостях что дадут.
- Дома стены помогают.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы…»
(Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно).
Крыша нужна дому для того, чтобы…
Двери нужны дому для того, чтобы…
Окна нужны дому для того, чтобы…
Мебель нужна дому для того, чтобы…
Кухня нужна дому для того, чтобы…
.
Дидактическая игра «Чем занимается… ?»
Чем занимается каменщик? (Ответы детей)
Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.
Чем занимается плотник? (Ответы детей)
Плотник делает из дерева двери, окна, деревянные лестницы.
Чем занимается электрик? (ответы детей)
Электрик прокладывает провода, чинит электрические приборы.
Чем занимается маляр? (ответы детей)
Маляр красит стены, белит потолки.
Пальчиковая игра “Строим дом”:
Целый день тук да тук. Раздаётся звонкий стук. Молоточки стучат. Строим дом для ребят. Вот какой хороший дом, Как мы славно заживём! | Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх. Движение сверху большим пальцем. Постучать кулаком о кулак. Правым кулаком постучать сверху по левому. Сжимание пальцев обеих рук и разжимание их. Вращение кистями обеих рук. |