СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме: «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающее занятие «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления» может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 9 лет (1 – 3 классы). Занятие направлено на развитие познавательных способностей учащихся, проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме: «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления».»

Методическая разработка занятия

по теме: «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления».

Краткая аннотация

Развивающее занятие «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления» может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 9 лет (1 – 3 классы). Занятие направлено на развитие познавательных способностей учащихся, проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.


Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

Планируемые результаты

Познавательные:

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

- самостоятельное создание способов решения проблемы;

Личностные:

- формирование адекватной самооценки, самоуважения;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирование границ собственного знания и «незнания»;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- различать способ и результат действия;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные:

- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь формулировать свое мнение и позицию;

Оборудование:

Раздаточный материал с заданиями из рабочей тетради, автор О.А. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс, мультимедийная презентация, Музыка (Afric Simone  – Hafanana; Frederic Francois Chopin – Mother's Journey; Джеймс Ласт -Danse De Zorba (Сиртаки); музыка Я. Никитин, аранжировка С. Кузнецов Вальс дождя; Жили у бабуси минусовка, музыка из м/ф «Паравозик из Ромашково»), заготовка вагончиков разных цветов для релаксации, картинка паровозика, названия станций, фуражка машиниста,








Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем занятии, я предлагаю вам, отправиться в увлекательное путешествие.

Путешествовать мы будем по разным заданиям и упражнениям, а чтобы узнать на чем мы отправимся в путь, вам необходимо разгадать загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. Что это? (ответы детей)

- Правильно, это поезд –(картинка Паровозика прикрепляется на доске ).

- Наше путешествие начинается. Встаньте все, пожалуйста и подойдите ко мне. Знаете ли вы ребята, что в путешествие непременно нужно отправляться с хорошим настроением. (Ответы детей.)

А для того, чтобы улучшить свое настроение, и в процессе волшебного путешествия справляться со всеми заданиями и упражнениями, предлагаю вот что.

Упражнение на снятие негативных и отрицательных эмоций ( под музыку Afric Simone  – Hafanana)

- Слушаем и выполняем вместе со мной: левую руку прячем за спину. Перед вами лежат листы бумаги, берем его правой рукой, поднимаем руку вверх. Давайте помашем нашим сегодняшним замечательным гостям, которые остались на перроне.

Путешествовать следует с хорошим настроением, для этого необходимо избавиться от тяжелых мыслей, отбросить все неприятности. А для этого мы сейчас скомкаем лист правой рукой, не помогая левой. ( Дети стоят в кругу и мнут правой рукой лист.)

- Молодцы!!! Все плохие мысли вкладываем в эту бумагу, все наши отрицательные эмоции. А теперь давай выбросим получившиеся негативные комки в урну (урна стоит в центре детского круга.)

- Вот и все мы от негативных эмоций избавились, теперь мы  готовы отправиться в наше волшебное путешествие!

Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)

- В этой игре водящий будет «паровозиком», а остальные игроки «вагончиками». Нам необходимо образовать состав из нескольких «вагонов». Каждый «вагончик» по знаку «паровозика» цепляется к другому «вагончику». «Паровозиком» будет… (называется более понятливый ребёнок). «Паровозик» подходит по очереди к каждому, прикасается к плечу и таким образом цепляет к себе «вагончик» за «вагончиком». Каждый новый «вагончик» прицепляется руками к плечам предыдущего «вагончика». «Паровозик» движется, пыхтит, гудит, а «вагончики стучат колёсами». Задача «Паровозика» подъехать к первой станции.

Сейчас я буду читать по одной строчке из стихотворения, а «вагончики» будут стучать колёсами «тук-тук-тук» после каждой строчки. Когда я произнесу слово «машинист», будет говорить только «паровозик»: «чух-чух-чух». Итак, начинаем.

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

 Поезд мчится темным лесом,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор.
Чух- чух- чух, чух – чух - чух.

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Первой остановки просит

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу первую станцию.

Остановка : « Гимнастика для ума»! ( картинка первой станции прикрепляется на доске Приложение №1)

На этой станции мы с вами сделаем упражнения, которые улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Упражнение «Колечко» ( под музыку Frederic Francois Chopin – Mother's Journey)

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение « Кулак – ребро - ладонь». ( под музыку Джеймс Ласт -Danse De Zorba (Сиртаки)

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Упражнение «Качание головой ». ( под музыку Я. Никитина, аранжировка С. Кузнецова Вальс дождя

Расслабить плечи, уронить голову вперёд. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц. ( упражнение улучшает мыслительную деятельность). Выполнять 30 сек.

- Ребята вы молодцы, пора нам снова отправиться в путешествие! «Паровозиком» будет… 

Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

 Поезд мчится темным лесом,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Второй остановки просит

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу вторую станцию.

Остановка : «Разминка»- ( картинка второй станции прикрепляется на доске Приложение №2).

- На этой станции мы с вами задержимся не долго, помним, что на вопросы нужно отвечать быстро и дружно!

Разминка:

  1. Закончи предложения:

Самолетом правит…. (летчик)

Трактор водит … (тракторист)

Электричку … (машинист)

Стены выкрасил … (маляр)

Доску выстругал… (столяр)

В доме свет провел…(монтер)

В шахте трудится… (шахтер)

В жаркой кузнице…(кузнец)

Кто все знает? … (Молодец!)

  1. Скажи противоположное:

Большой - ? (маленький)

Сытый - ? (голодный)

Громкий - ? (тихий)

Плохой -? (хороший)

Холодный - ? (горячий)

Темный - ? (светлый)

Жесткий - ? (мягкий)

Злой -? (добрый)

- Молодцы, на этой станции вы показали, что умеете отвечать быстро и дружно, а главное правильно!

- И снова мы с вами готовы отправиться в путешествие! «Паровозиком» будет… 

Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

 Поезд мчится темным лесом,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Третьей остановки просит

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу третью станцию. Остановка : «Внимание» -( картинка третьей станции прикрепляется на доске Приложение №3)

- Ребята, на этой станции вы будете выполнять задания, которые направлены на развитие вашего внимания.

Слайд №1 Первое задание Слайд №2 Второе задание

(Приложение №6) (Приложение №7)

Слайд №3 Третье задание Слайд №4 Четвертое задание

(Приложение №8) (Приложение №9)



- Молодцы! На этой станции вы хорошо выполнять задания и снова мы готовы отправиться в путешествие! «Паровозиком» будет… 

Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

 Поезд мчится темным лесом,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Четвертой остановки просит

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.


Внимание!Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу четвертую станцию.

Остановка : «Игровая» -( картинка четвертой станции прикрепляется на доске Приложение №4

Речь с движением (под музыку «Жили у бабуси» минусовка)

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!(идут по кругу вытянув шеи вперед и отставив руки - "крылья" назад,)

Наши курочки в окно –

Ко- ко–ко! Ко –ко –ко! (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя – петушок

Рано–рано по утру

Нам споет: ку-ка –ре-ку!(встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)

- Молодцы! А теперь наш машинист ……приглашает вас ехать дальше! Вы готовы?

Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Для детей вагон второй.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

 Поезд мчится темным лесом,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
В гости едет к нам профессор.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Пятой остановки просит

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу пятую станцию.

Остановка : «Логически - поисковая» -( картинка пятой станции прикрепляется на доске Приложение №5)

Задания на этой станции помогут вам научиться наблюдать, сравнивать, находить закономерности.

Слайд №5 Слайд№6

(Приложение №10) (Приложение №11)

- Внимание! Уважаемые пассажиры , вот и подошло к окончанию наше путешествие. Вы все сегодня были молодцы и хорошо потрудились . Мне было приятно и интересно с вами. Хочу сказать вам большое спасибо!

И на последок я прошу вас выбрать себе вагончик:

Красный – если сегодня на занятии у вас получилось все отлично;

Желтый – получилось все хорошо;

Зеленый – только часть заданий выполнена так, как хотелось;

Синий – не получилось так, как хотелось.

- Выбрали? А теперь я попрошу вас прикрепить ваши вагончики к нашему паровозику.







Учебно – методическая литература для учителя

  1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2013

  2. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003

  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.


Рабочие тетради для учащихся

Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей(6-7 лет):Рабочие тетради: в 2-х частях, часть 2/ О. Холодова. – 7-е изд., прераб.-М.: Росткнига, 2008. – 56с. М.:



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!