Методическая разработка занятия
по теме: «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления».
Краткая аннотация
Развивающее занятие «Развитие концентрации внимания. Развитие мышления» может проводиться с детьми младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 9 лет (1 – 3 классы). Занятие направлено на развитие познавательных способностей учащихся, проходит очень динамично, весело, позитивно. Занятие будет полезно педагогам-психологам, а также классным руководителям, воспитателям, сотрудникам различных центров работающими с детьми младшего школьного возраста.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Планируемые результаты
Познавательные:
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- самостоятельное создание способов решения проблемы;
Личностные:
- формирование адекватной самооценки, самоуважения;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование границ собственного знания и «незнания»;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
Коммуникативные:
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь формулировать свое мнение и позицию;
Оборудование:
Раздаточный материал с заданиями из рабочей тетради, автор О.А. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс, мультимедийная презентация, Музыка (Afric Simone – Hafanana; Frederic Francois Chopin – Mother's Journey; Джеймс Ласт -Danse De Zorba (Сиртаки); музыка Я. Никитин, аранжировка С. Кузнецов Вальс дождя; Жили у бабуси минусовка, музыка из м/ф «Паравозик из Ромашково»), заготовка вагончиков разных цветов для релаксации, картинка паровозика, названия станций, фуражка машиниста,
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем занятии, я предлагаю вам, отправиться в увлекательное путешествие.
Путешествовать мы будем по разным заданиям и упражнениям, а чтобы узнать на чем мы отправимся в путь, вам необходимо разгадать загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. Что это? (ответы детей)
- Правильно, это поезд –(картинка Паровозика прикрепляется на доске ).
- Наше путешествие начинается. Встаньте все, пожалуйста и подойдите ко мне. Знаете ли вы ребята, что в путешествие непременно нужно отправляться с хорошим настроением. (Ответы детей.)
А для того, чтобы улучшить свое настроение, и в процессе волшебного путешествия справляться со всеми заданиями и упражнениями, предлагаю вот что.
Упражнение на снятие негативных и отрицательных эмоций ( под музыку Afric Simone – Hafanana)
- Слушаем и выполняем вместе со мной: левую руку прячем за спину. Перед вами лежат листы бумаги, берем его правой рукой, поднимаем руку вверх. Давайте помашем нашим сегодняшним замечательным гостям, которые остались на перроне.
Путешествовать следует с хорошим настроением, для этого необходимо избавиться от тяжелых мыслей, отбросить все неприятности. А для этого мы сейчас скомкаем лист правой рукой, не помогая левой. ( Дети стоят в кругу и мнут правой рукой лист.)
- Молодцы!!! Все плохие мысли вкладываем в эту бумагу, все наши отрицательные эмоции. А теперь давай выбросим получившиеся негативные комки в урну (урна стоит в центре детского круга.)
- Вот и все мы от негативных эмоций избавились, теперь мы готовы отправиться в наше волшебное путешествие!
Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)
- В этой игре водящий будет «паровозиком», а остальные игроки «вагончиками». Нам необходимо образовать состав из нескольких «вагонов». Каждый «вагончик» по знаку «паровозика» цепляется к другому «вагончику». «Паровозиком» будет… (называется более понятливый ребёнок). «Паровозик» подходит по очереди к каждому, прикасается к плечу и таким образом цепляет к себе «вагончик» за «вагончиком». Каждый новый «вагончик» прицепляется руками к плечам предыдущего «вагончика». «Паровозик» движется, пыхтит, гудит, а «вагончики стучат колёсами». Задача «Паровозика» подъехать к первой станции.
Сейчас я буду читать по одной строчке из стихотворения, а «вагончики» будут стучать колёсами «тук-тук-тук» после каждой строчки. Когда я произнесу слово «машинист», будет говорить только «паровозик»: «чух-чух-чух». Итак, начинаем.
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Для детей вагон второй. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. | Поезд мчится темным лесом, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. В гости едет к нам профессор. Чух- чух- чух, чух – чух - чух. Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Первой остановки просит Чух-чух-чух, чух-чух-чух. |
- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу первую станцию.
Остановка : « Гимнастика для ума»! ( картинка первой станции прикрепляется на доске Приложение №1)
На этой станции мы с вами сделаем упражнения, которые улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Упражнение «Колечко» ( под музыку Frederic Francois Chopin – Mother's Journey)
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение « Кулак – ребро - ладонь». ( под музыку Джеймс Ласт -Danse De Zorba (Сиртаки)
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Упражнение «Качание головой ». ( под музыку Я. Никитина, аранжировка С. Кузнецова Вальс дождя
Расслабить плечи, уронить голову вперёд. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц. ( упражнение улучшает мыслительную деятельность). Выполнять 30 сек.
- Ребята вы молодцы, пора нам снова отправиться в путешествие! «Паровозиком» будет…
Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Для детей вагон второй. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. | Поезд мчится темным лесом, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. В гости едет к нам профессор. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Второй остановки просит Чух-чух-чух, чух-чух-чух. |
- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу вторую станцию.
Остановка : «Разминка»- ( картинка второй станции прикрепляется на доске Приложение №2).
- На этой станции мы с вами задержимся не долго, помним, что на вопросы нужно отвечать быстро и дружно!
Разминка:
Закончи предложения: Самолетом правит…. (летчик) Трактор водит … (тракторист) Электричку … (машинист) Стены выкрасил … (маляр) | Доску выстругал… (столяр) В доме свет провел…(монтер) В шахте трудится… (шахтер) В жаркой кузнице…(кузнец) Кто все знает? … (Молодец!) |
Скажи противоположное: Большой - ? (маленький) Сытый - ? (голодный) Громкий - ? (тихий) Плохой -? (хороший) | Холодный - ? (горячий) Темный - ? (светлый) Жесткий - ? (мягкий) Злой -? (добрый) |
- Молодцы, на этой станции вы показали, что умеете отвечать быстро и дружно, а главное правильно!
- И снова мы с вами готовы отправиться в путешествие! «Паровозиком» будет…
Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Для детей вагон второй. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. | Поезд мчится темным лесом, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. В гости едет к нам профессор. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Третьей остановки просит Чух-чух-чух, чух-чух-чух. |
- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу третью станцию. Остановка : «Внимание» -( картинка третьей станции прикрепляется на доске Приложение №3)
- Ребята, на этой станции вы будете выполнять задания, которые направлены на развитие вашего внимания.
Слайд №1 Первое задание Слайд №2 Второе задание
(Приложение №6) (Приложение №7)
Слайд №3 Третье задание Слайд №4 Четвертое задание
(Приложение №8) (Приложение №9)
- Молодцы! На этой станции вы хорошо выполнять задания и снова мы готовы отправиться в путешествие! «Паровозиком» будет…
Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Для детей вагон второй. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. | Поезд мчится темным лесом, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. В гости едет к нам профессор. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Четвертой остановки просит Чух-чух-чух, чух-чух-чух. |
Внимание!Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу четвертую станцию.
Остановка : «Игровая» -( картинка четвертой станции прикрепляется на доске Приложение №4
Речь с движением (под музыку «Жили у бабуси» минусовка)
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!(идут по кругу вытянув шеи вперед и отставив руки - "крылья" назад,)
Наши курочки в окно –
Ко- ко–ко! Ко –ко –ко! (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)
А как Петя – петушок
Рано–рано по утру
Нам споет: ку-ка –ре-ку!(встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)
- Молодцы! А теперь наш машинист ……приглашает вас ехать дальше! Вы готовы?
Игра «Паровозик и вагончики» ( под музыку из м/ф «Паравозик из Ромашково»)
Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Машинист во всю хлопочет, Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится под горой, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Для детей вагон второй. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. | Поезд мчится темным лесом, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. В гости едет к нам профессор. Чух-чух-чух, чух-чух-чух. Поезд мчится и грохочет, Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Пятой остановки просит Чух-чух-чух, чух-чух-чух. |
- Внимание! Уважаемые пассажиры мы приехали на нашу пятую станцию.
Остановка : «Логически - поисковая» -( картинка пятой станции прикрепляется на доске Приложение №5)
Задания на этой станции помогут вам научиться наблюдать, сравнивать, находить закономерности.
Слайд №5 Слайд№6
(Приложение №10) (Приложение №11)
- Внимание! Уважаемые пассажиры , вот и подошло к окончанию наше путешествие. Вы все сегодня были молодцы и хорошо потрудились . Мне было приятно и интересно с вами. Хочу сказать вам большое спасибо!
И на последок я прошу вас выбрать себе вагончик:
Красный – если сегодня на занятии у вас получилось все отлично;
Желтый – получилось все хорошо;
Зеленый – только часть заданий выполнена так, как хотелось;
Синий – не получилось так, как хотелось.
- Выбрали? А теперь я попрошу вас прикрепить ваши вагончики к нашему паровозику.
Учебно – методическая литература для учителя
Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2013
Младший школьник. Развитие познавательных способностей / под ред. И.В.Дубровиной – М.: Просвещение, 2003
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей(6-7 лет):Рабочие тетради: в 2-х частях, часть 2/ О. Холодова. – 7-е изд., прераб.-М.: Росткнига, 2008. – 56с. М.:
5