СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности "На ярмарке фольклора". 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:  

1. Помочь учащимся в изучении особенностей жанров русского

                                    фольклора.

                         

2. Развивать познавательные способности младших школьников – речь,

                                  память, внимание, воображение, восприятие.

                             

3. Содействовать реализации творческого потенциала детей.

                            

 4. Способствовать пробуждению интереса к истории своего народа, его

                                  культуре, обычаям и традициям.

                          

  5. Воспитывать посредством изучения фольклора нравственные качества

                                 личности.

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "На ярмарке фольклора". 3 класс.»

Тема урока:

На ярмарке фольклора.


Цели урока:

1. Помочь учащимся в изучении особенностей жанров русского

фольклора.

2. Развивать познавательные способности младших школьников – речь,

память, внимание, воображение, восприятие.

3. Содействовать реализации творческого потенциала детей.

4. Способствовать пробуждению интереса к истории своего народа, его

культуре, обычаям и традициям.

5. Воспитывать посредством изучения фольклора нравственные качества

личности.


Оборудование: грамзапись русской народной песни « Коробейники» ; аудиозапись русских частушек; русские народные костюмы; вывески-плакаты для « прилавков»; шкатулка с детскими книгами и раскрасками; вырезанные из фольги силуэты ключей; воздушные шары; оборудование для игр: « Угадай пословицу», « Собери пословицу», « Сочини частушку», « Найди пару», « Третий лишний»; призы-отгадки «сказочные» предметы ( скатерть, шапка, яблоко) .


Ход урока:

  1. Орг.момент.

    • Где нам сегодня предстоит побывать вы узнаете если расположите шарики в соответствии с цветами радуги.



Я Р М А Р К А






  1. Сообщение темы и целей урока.

( Звучит грамзапись русской народной песни « Коробейники».Входят два учащихся в русских народных костюмах с лотками через плечо).


      1. Торопись, честной народ, -

В гости ярмарка идёт!

Добры люди, поспешите

И товар у нас купите!


      1. Не ленитесь, не зевайте –

Кошелёк свой доставайте!

Здесь найдёте, что хотите…

Подходите! Подходите!

  1. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Песнями, да сказками побалуйте!


  1. Давно мы вас ждём-поджидаем!

Ай, да загадки вам загадаем!


  1. « Делу – время, а потехе час!» - объявляем

И весёлую нашу ярмарку начинаем!


Учитель: - Ребята, о каких жанрах устного народного творчества вы сейчас услышали?

( О песнях, сказках, загадках, пословицах, поговорках).

- Какие ещё жанры устного народного творчества вам известны?

( Частушки, считалки, небылицы, скороговорки…)

- Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

( «Устное» - передавалось « из уст в уста», раньше не записывалось. « Народное» - создано народом. « Творчество» - от слова « творить».)

- Сегодня мы побываем на праздничной ярмарке и постараемся узнать как можно больше об устном творчестве русского народа.


  1. Актуализация знаний.

Учитель: - Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит « народная мудрость, народное знание».

Фольклор – это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит - самого себя. По содержанию песенок, потешек, считалок, можно узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа « учебником жизни», благодаря которому в детях с помощью слова, музыки, танца воспитывались доброта, смелость, честность. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка – потешка развеять грусть.

Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на ярмарке. Вас ждут необычные « товары» - прилавки с пословицами, поговорками, сказками. За активное участие вы будете получать жетоны. В конце урока учащиеся, набравшие наибольшее количество жетонов получат

« золотые» ключи. С их помощью мы сможем открыть волшебный ларец, в котором скрыто самое великое сокровище.

Готовы?


  1. Изучение нового материала.

      1. Прилавок « Пословицы».


1 Коробейник: Подходите, не стесняйтесь,

Умным словом угощайтесь!

Запасайтесь в прок учением,

Да хорошим настроением!


Учитель: - В старину говорили: « Без пословицы речь не молвится». А что такое пословица?

( Выслушиваются ответы учащихся).

- Пословица – это меткое суждение, краткое изречение, в котором содержится народная мудрость.

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете пословицы.





А) игра « Пословицы шутят».

Пословица тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Тут чьё-то место заняла?

Ус хорошо, а два – лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Не делай из муки слона.

Два сапога – тара.


Б) игра « Угадай пословицу».

( Учащиеся должны составить пословицы, в которых встречаются попарно соединённые слова).

Коса – камень ( Нашла коса на камень).

Лес – щепки ( Лес рубят – щепки летят).

Шило – мешок ( Шило в мешке не утаишь).

Синица – журавль ( Лучше синица в руках, чем журавль в небе).

Дело – мастер ( Дело мастера боится).

Дело – потеха ( Делу время – потехе час).


В) Игра « Собери пословицу».

    • одним из собирателей русских пословиц был воронежский поэт Алексей Кольцов. Если вы правильно выполните задание, то сможете прочитать пословицы, собранные им в Воронежской губернии в 1830 –е годы.




Не рой людям яму - сам упадёшь.



Тяп да ляп - не выйдет корабль.




В гостях хорошо, а дома лучше.




Дело мастера боится.



  1. Прилавок « Скороговорки».


2 Коробейник: Всех скороговорок

Не переговоришь,

Не перевыговоришь.

Ребятишки, не зевайте,

Скороговорки покупайте.

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!


Учитель: - Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Дети ведь не сразу могут произнести все звуки правильно: «р», «ш», «ф»…

Скороговорки – замечательное упражнение для развития речи, устранения её недостатков. Скороговорки – это ещё и игра, весёлая и безобидная, очень полезная. Играя в скороговорки, можно сделать свою речь чёткой и красивой.

2 Коробейник:

Рассказать скороговорку,

Тяжелей, чем влезть на горку.

Кто скороговорку правильно произнесёт,

Тот и приз себе возьмёт.

Игра « Бой скороговорок».

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • Наш Полкан попал в капкан.

  • Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

  • У ежа и ёлки все иголки колки.

  • Дели с дружком пироги с творожком.

  • У Дарьи в дому все оладьи в меду.

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  • Съел Валерик вареник,

А Валюшка – ватрушку.

  • Три сороки-тараторки

Тараторили на ёлке.


  1. Частушки.

1 Коробейник: Тара-тара-тара-ра!

Подходите, детвора!

Весёлы ребятушки,

Покупай частушки!

Учитель: - Частушки появились более 100 лет тому назад. Частой песней в старину называли скорую, плясовую песню. В разных местностях частушки именовались по разному: припевками, вертушками, коротушками.

Именно в частушках русскому народу удалось наиболее убедительно и энергично выразить свой характер, необыкновенную находчивость, продемонстрировать своё остроумие, бесстрашие, лихость.

А) Слушание частушек « Воронежские страдания».


Летят утки, летят утки и два гуся.

Ох, кого люблю, кого люблю – не дождуся.


Приди, милый, приди , милый, стукни в стену,

Ох, а я выйду, а я выйду, тебя встрену.


Как на милку, как на милку нагляжуся,

Ох, спокойно, я спокойно спать ложуся.


Когда милый, когда милый, бросать станешь,

Ох, не рассказы…не рассказывай, что знаешь.



Цветёт колос, цветёт колос, к земле клонит,

Ох, по милому, по милому сердце стонет.


Б) исполнение частушек:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей1


Ёлочки-сосёночки, зелёные-колючие,

В Воронеже девчоночки весёлые, певучие.


У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи.


Ёлочки-сосёночки, зелёные-колючие,

В Воронеже девчоночки весёлые, певучие.



Балалаечка-гудок своё дело знает,

Она в Ваниных руках хорошо играет.


Ёлочки-сосёночки, зелёные-колючие,

В Воронеже девчоночки весёлые, певучие.


Не хотела я плясать, всё гостей стеснялась,

А гармошка заиграла, я не удержалась.


Ёлочки-сосёночки, зелёные-колючие,

В Воронеже девчоночки весёлые, певучие.


Топни ножка моя, топни правенькая,

Я пляшу лучше всех, хоть и маленькая!


Ёлочки-сосёночки, зелёные-колючие,

В Воронеже девчоночки весёлые, певучие.


Если б не было воды. Не было б и кружки,

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?


Ёлочки-сосёночки, зелёные-колючие,

В Воронеже девчоночки весёлые, певучие.


  1. Народные игры.

2 Коробейник: А теперь, детвора,

Игре очередь пришла.

Не зевайте, в круг вставайте,

Дружно, весело играйте!

Учитель: - Игра – любимый жанр устного народного творчества у детей. Поиграем в народные игры!

Грачи летят.

Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поёт:

Грачи летят,

На всю Русь трубят:

-Гу-гу-гу-

мы несём весну!

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.

    • Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.

Журавли летят,

На всю Русь кричат:

    • Гу-гу-гу –

Не догнать нас никому!

    • Летят, летят! – вторят все.

Пчёлы летят.

Гудят, бренчат:

-Жу-жу-жу –

медову несём сыту!

    • Летят, летят!- подтверждают стоящие в кругу.

Поросята летят,

Полосаты визжат:

-Хрю-хрю-хрю –

надоело нам в хлеву!

    • Летят, летя…! – ошибаются некоторые из детей и поднимают руки. Кто ошибся. Тот выходит из круга и в игре не участвует. Игра продолжается. Называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары летят, медведи летят…

Золотые ворота.

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – « наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя « золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим гуськом и проходят под игровой припев в ворота:

Золотые ворота.

Проходите. Господа!

В первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: « Золотые ворота, пропустите вы меня!» ему отвечают: « Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь – серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или иную сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой – берут верёвку и перетягивают её.


  1. Загадки.

1 Коробейник: Весь товар на ярмарке хорош!

Выбирай, который хошь!

Кто загадку отгадает,

Тот товар и забирает.

Учитель: - Загадки были на Руси в глубокой древности. Это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи и быт народа. Поэтому загадки – это и история Родины.

( На «прилавке» – различные предметы . Учитель читает загадку. Учащиеся должны отыскать на «прилавке» предмет-«отгадку».)

Маленький мальчик

Синенький кафтанчик,

Жёлтая подкладка,

В середине сладко.

( Слива).


Как шарик, но румяно.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

( Яблоко).


В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт –

На зубок он попадёт

( Орех).


Деревянный Ивашка,

Чёрная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметочку кладёт.

( Карандаш).


Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краску.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

( Кисточка).


В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, перья. Скрепки, кнопки –

Что угодно для души.

( Пенал).


Моя подружка так живёт:

С утра она чернила пьёт.

Потом я ей даю тетрадь,

Она по ней идёт гулять.

( Ручка).


Круглые, румяные

Только из печи.

Отгадали, детки,

Кто мы?

( Калачи).


  1. Сказки.

2 Коробейник: Знают взрослые и дети.

Скажут без подсказок:

Нет на свете ничего

Лучше наших сказок!

Учитель: - Нет на свете ни одного человека, который бы не любил удивительный, волшебный мир сказки. Сказки помогают видеть в жизни хорошее и плохое, разоблачают жадность, трусость и ложь, побуждают человека стать лучше.

А хорошо ли вы знаете русские народные сказки?

А) « Найди пару».


    • Соедини линией первое слово имени героя со вторым:

Коза – Золотой гребешок

Лисичка- лебеди

Петушок- Хаврошечка

Гуси- с пальчик

Мальчик царевич

Иван- дереза

Царевна- сестричка

Змей- лягушка

Крошечка- Моревна

Василиса- дурачок

Марья- Премудрая

Иванушка- Горыныч


Б) « Третий лишний».



репка Дед Лиса



сестрица Алёнушка братец Иванушка Колобок



Иван-царевич Серый волк Змей-Горыныч



Медведь Маша Кощей-Бессмертный

В) «Сказочные предметы».

    • О каких сказочных предметах идёт речь?

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

( Скатерть-самобранка).


Эту шапку ты надень –

Стань невидим для людей!

(Шапка-невидимка).

Этот плод лишь надкусив,

Станешь молод и красив!

( Молодильное яблоко).


  1. Закрепление.

1 Коробейник: Вы по ярмарке ходили,

Всё, что нужно вам купили.

Веселились, развлекались,

А ума-то вы набрались?


Игра « Закончи фразу».

Изречение, в котором содержится мудрая мысль -…

Упражнение в чистом звукопроизношении -…

Народная плясовая, « частая» песня -…

Занимательные задания на сообразительность -…

Художественный способ познания окружающего мира -…


VI. Итог урока.

( Подсчитывается количество жетонов. Учащиеся , набравшие наибольшее их количество получают « ключи» от « волшебного» ларца .)

Учитель: Были вы внимательны,

Активны и старательны.

Получили вы ключи

И открыли все замки.

( Учитель открывает ларец и раздаёт учащимся призы – книги и раскраски с русскими народными сказками, загадками, пословицами.)

- Ребята, как вы думаете, почему фольклор – это и есть наше богатство?

- Фольклор – это духовное наследие русского народа, его прекрасное бесценное богатство. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. Но эта связь может прерваться, если мы с вами разучимся плясать, играть, рассказывать сказки. Недаром того, кто отрывается от своих корней, сам народ называет: «Иванами, не помнящими родства». А ведь эти корни питали множество поколений, которые берегли и умножали Древо Мудрости, Добра, Любви русского народа.

1 Коробейник: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

2 Коробейник: Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


  1. Д.з.

Оформить тематический альбом « Местный фольклор».


Литература:

  1. Артамонова Л.В. Ярмарка. Сценарий праздника // Начальная школа. – 1994. -№ 9. – с.66-70.

  2. Бахтин В. От былины до считалки. – Ленинград, 1982.

  3. Волина В. Пословицы, поговорки, ребусы. – Санкт-Петербург, 1997.

  4. Хрестоматия по фольклору. Сост. Селиванов Ф.М. – М., 1972.

  5. Шмидт В. Ярмарка. Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе // Начальная школа. – 1998. - №2. –с.107-110.

  6. Фольклор народов России. Сост. Калугина В.И. – М., 2002.

  7. Яценко И. Внеклассное чтение во 2 классе. – М., 2006.