СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие профориентационное "По дорогам будущих профессий"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Цель воспитательного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.

Образовательные:

- расширить, обобщить и побудить учащихся к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору;

Повторение и закрепление знакомых понятий: профессия, специальность, квалификация, должность. Умение контролировать ход своих мыслей, последовательно излагать в ответах.

Коррекционные:

-развивать познавательную и творческую активность; продолжать формировать коммуникативные способности умения работать в команде; развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь. Развивать эмоциональную сферу в ходе представления результатов деятельности.

Воспитательные

 

- воспитывать позитивное отношение к труду; умение работать в группах.

Просмотр содержимого документа
«Занятие профориентационное "По дорогам будущих профессий"»

Тема занятия : Игра «По дорогам будущих профессий»


1. Организационный момент, включающий:


1.Игра «Что изменилось?»

- игра тренирует наблюдательность и память, но кроме этого, она побуждает членов группы внимательно посмотреть на себя и на других;

-способствует развитию чувства привязанности, возникновению ощущения групповой сплоченности и самоутверждению.

*Словесный (объяснение инструкции игры)

*Наблюдения (дети осматривают объект)

*Практический (на наглядном примере ищут изменения, тренируя при этом зрительную память, внимание ) 2.Деление на команды «Собери пословицу»

Маленькое дело лучше большого безделья. Землю солнце красит, а человека — труд.

*Репродуктивный и проблемно поисковый (развитие внимания, мышления, зрительной ориентировки)

*Самостоятельная работа под руководством воспитателя(по средством поиска логического завершения предложения «Сложи пословицу»)

Деятельность воспитанников

Деятельность психолога

Примечание

1.-Дети осматривают друг, друга запоминая мельчайшие детали, как бы мысленно фотографируя соседа напротив.

Затем отворачиваются и меняют в своей внешности что-нибудь (детали одежды, прическу, мимику лица и т.д.).

Поворачиваются снова, осматривают друг друга и называют, что изменил в своем внешнем облике партнер.




2.Дети берут из шляпы листки со словами и составляют пословицу

- Встаньте, пожалуйста, в два ряда так, чтобы вы оказались напротив друг друга. Оглядите внимательно с ног до головы того, кто стоит напротив вас, и постарайтесь запечатлеть в памяти все подробности — сделайте как бы мысленную фотографию своего партнера (1 мин). Теперь повернитесь спиной друг к другу. Я прошу каждого изменить что-нибудь в своей внешности. Меняйте все, что хотите, — снимите одну сережку, ленточку, наденьте кольцо на другую руку и т.п. (30 сек).

5 минут

из 5 слов.

А теперь снова повернитесь и оглядите друг друга. Догадайтесь, что именно стоящий напротив вас партнер изменил в своем внешнем облике.


2. Сейчас вы подойдете к шляпе и возьмете по одному листку со словом . Затем попытаетесь составить 2 пословицы. Пословица состоит из 5 слов это и будет ваша команда. Две пословицы две команды: «Профессионалы», «Специалисты»



2. Мотивационно-целевой момент, включающий:

«Прогулка в парк»

*Образная наглядность (показ слайдов)

*Словесный (диалог воспитателя и воспитанников по средством вопросов к детям)

*Проблемно поисковый (самостоятельная постановка целей занятия, определение темы по средством рассуждений и опоры на ранее полученные знания)

*Метод стимулирования (похвала, одобрение за правильный ответ по средством фишек)

Деятельность воспитанников

Деятельность психолога

Примечание

Дети, смотря на слайды и определяют по действиям которые совершает человек, внешнему виду, характерным признакам вид его профессии.

(Дворник)



(электрик, слесарь, рабочий) (Курьер или почтальон)



(Продавец)


Представьте чудесный день! Давайте посмотрим, кто и что делает в парке. Вот человек с метлой разметает дорожки. Кто он по профессии?

По дорожке спешит человек в руках у него пластмассовый кейс одет он в спец . одежду. Кем же он работает и куда спешит?

Его обгоняет велосипедист, он одет в бейсболку, а за плечами у него рюкзак с корреспонденцией и ценными бумагами. Кто же он по профессии? Как раньше называлась его профессия?

На самом видном и оживленном месте стоит латок, с мороженным за ним стоит женщина и бойко предлагает купить её продукцию. Кто она по профессии?

К лотку подошла женщина в форме с погонами и

(слайд № 1)

5 минут


(Милиционер)




(Маляр, пекарь, няня, воспитатель, гувернантка, строители, архитекторы)







(Мы будем говорить о профессиях и том как её выбрать)







(Мы будущие выпускники и нам скоро придется выбирать, куда пойти учиться)

пилоткой на голове. Кто это строгая тетенька? На скамейке сидят три женщины они устали и присели передохнуть. У одной руки испачканы

краской она наверное кто по профессии? От другой женщины вкусно пахнет хлебом и булочками. Кем работает она?

А третья внимательно следит за детьми. Кем работает она?

Не подалеку в песочнице дети строят дома, замки, гаражи кем они станут, когда вырастут?

Прогулявшись по парку вы наверное догадались о чем пойдет речь на нашем занятии.

Правильно сегодня мы поговорим о профессиях, и тема нашего занятия звучит так: «По дорогам будущих профессии» пройдет оно в форме командной игры.

Как вы думаете, а для чего нужно знать и собирать информацию о профессиях?

Правильно и поэтому цели нашей командной игры такова:

  • побуждать учащихся к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору;

-развитие коммуникативных способностей и умения работать в команде;

  • воспитывать позитивное отношение к труду;



3. Деятельностный момент, включающий:


*Занятие пройдет в форме командной игры ( дети заранее поделены на 2 команды они будут выполнять определенные задания применяя ранее полеченные умения и навыки, а также научатся составлять объявления о приеме на работу)

*В ходе занятия буду использовать методы:


-Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение воспитателем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его воспитанниками; б) беседа по содержанию нового материала ( по средством определения значения слов), в том числе эвристическая или проблемно-поисковая (по средством конкурсов и заданий); в) работа с заданием (по средством ин; г) оценка работы ( по средством фишек, похвалы, одобрения).


  • Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала. Деятельность воспитанников: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов (по средством слайдов, конкурсов, инструкций).


-Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: усвоение воспитанниками и творческое применение умений и навыков. Деятельность воспитателя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность (по средством конкурсов , игры «Интервью»).


-Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: а) обобщающее изложение воспитателем знаний по нескольким связанным между собой темам программы по профориентации (по средством конкурсов «Путаница» , «Угадай профессию», «Собери пословицу») б) обобщающая беседа (по средством подведения итогов в конце занятия).


  • Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию воспитателя практических заданий (по средством конкурсов «Объявление», «Интервью).

*Для стимулирования деятельности учащихся в ходе занятия применю фишечную оценку знаний.

*Эмоциональное напряжение и усталость буду снимать психогимнастикой «Дотянись до звезды» и физкультминуткой для глаз Игра в футбол».

*Основные направления и способы реализации:

-Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания (слайды, демонстрационный материал раздаточный);

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (угадывание профессий по определенным признакам); развитие пространственных представлений и ориентации (психогимнастика «Дотянись до звезды»);

развитие слухового внимания и памяти (упражнения);


-Развитие основных мыслительных операций:

формирование навыков соотносительного анализа (по средством задании «Объявление»);

развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями по средством задания «Чем пахнут ремесла» );

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- Развитие различных видов мышления:

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями по средством викторины «Интервью»).


-Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (по средством пантомимы «Угадай профессию»).


-Развитие речи, владение техникой речи (по средством ответов на вопросы, рассуждений, доказательств по средством игры «Интервью»).


-Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря (по средством понятии, представлений «Прогулка по парку» «Объявление»)

Деятельность воспитанников

Деятельность психолога

Примечание












-Профессия - это вид деятельности которую он выполняет за деньги.

-Специальность – получают когда учатся в учебном заведении, а когда закончат получат профессию.

-Квалификация – это повышение уровня мастерства.

-Должность –это место, занимаемое человеком в организации.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства существования и развития.

Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация- это уровень профессионального мастерства.

Должность- это место, занимаемое человеком в


(слайд № 2)

5 минут







Команды получают листки с заданием и за пять минут выполняют задание чья команда быстрее.


(медицинский работник) (швея)

(театральная и кино-профессия) (веселая цирковая профессия)

(разноцветный рабочий)

(юридическая профессия) (зубной врач)

2.Команды получают листы с названиями профессий и начинают по очереди мимикой жестами выполнять действия совершаемые людьми во время работы. Конкуренты должны угадать – какая это профессия.






Дети садятся в круг и закрывают глаза, делают три глубоких вдоха. Представляют звездное небо. На небе выбирают самую прекрасную звезду которая похожа на их мечту.





Поднимают руки вверх и стараются до неё дотянуться, дотягиваются и снимают её. Бережно кладут её перед собой. Запоминают цвет который она излучает.

организации.

Молодцы! Вы правильно объяснили понятия слов с которыми вам придется столкнуться в будущем . А


Первый тур игры

1.Конкурс «Путаница».

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

рвач - вяше- терка - кулон - марля - авдотка -

нойзуб чвра -


2.Конкурс «Угадай профессию».

Задание: представители команд пантомимой показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия.


Психогимнастика “Дотянись до звезды”.

Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту а может быть она напомнила вам о минутах счастья, радости и вдохновения.

Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, какая она,


15 минут

Прислушиваются к своему дыханию и вспоминают кто находится рядом с ними и возвращаются в круг. Открывают глаза.

Отдохнувшие и умиротворенные садятся за свои места. Чтобы продолжить игру.








В течение 5 минут команды составляют по плану объявление о своих услугах при поиске работы.

















-

запомните какой свет она излучает.

А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг.

-Начинаем второй тур нашей игры.


Второй тур игры


  1. Упражнение «Объявление».


Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.

Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)

Вариант 2: команда сама выбирает профессию.

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.


Гимнастика для глаз «Поиграем в футбол глазами»



  1. Игра «Интервью».

Первая команда становится журналистами, а вторая

– дает им интервью. Журналисты готовят по три вопроса по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.




15 минут

-Для того, чтобы зарабатывать деньги .

-Скорее всего он закончит плохо , пойдет воровать и сядет в тюрьму. А может просто превратиться в бомжа и будет жить на улице.

-Думою что может если занимается тем делом которое нравится которое по душе.

-Того человека который что-то добился в профессии, имеет награды за свой труд.

-Профессий много , а хорошие они или плохие зависит от человека любит он трудиться или нет.

-Профессию можно получить в учебных заведениях училище, техникуме, университете, институте.

Примеры вопросов журналистов: Зачем нужно трудиться?

Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?

Может ли человек быть счастливым от своего труда?

Какого человека можно назвать успешным в жизни? Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?

Где можно получить будущую профессию? Сейчас мы подсчитаем фишки у обеих команд и определим победителей.

(подсчитываются фишки, чья команда набрала их наибольшее количество победила)

Победителям вручаются медали «Лучший знаток профессий»







4. Оценочно-рефлексивный момент:

-Обобщение, повторение основного содержания (посредством рефлексии «Понравилось не понравилось», вопросно - ответной системы;

-Развивать память, внимание, мышление (посредством беседы воспитателя с воспитанниками);

-Воспитывать волевые качества личности (посредством умения выслушивать ответ отвечающего товарища не перебивая)

Деятельность воспитанников

Деятельность психолога

Примечание



Дети берут со столов лица выбирают нужный рот и наклеивают его на смайлик. Показывают смайлик воспитателю и своим одноклассникам

Итог:

Наша командная игра подошла к концу и предлагаю вам оценить наше занятие. У вас на столах лежат смайлики, у них отсутствует рот, вам нужно будет этот рот приклеить. Если занятие понравилось рот лепите улыбающийся, если понравились не все моменты клеите рот прямой, если не понравилось

5 минут


На вопросы отвечают полным ответом.

занятие клеите грустный то есть улыбка перевернута.

-Как называлась наша командная игра?

-Для чего мы сегодня её проводили?

-Что нового для себя узнали?

-Как вы думаете для чего нужно иметь профессию?

-Где можно получить выбранную вами профессию?

-Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».