- Цель воспитательного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.
Образовательные:
- расширить, обобщить и побудить учащихся к поиску информации о профессиях, осознанному профессиональному выбору;
Повторение и закрепление знакомых понятий: профессия, специальность, квалификация, должность. Умение контролировать ход своих мыслей, последовательно излагать в ответах.
Коррекционные:
-развивать познавательную и творческую активность; продолжать формировать коммуникативные способности умения работать в команде; развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь. Развивать эмоциональную сферу в ходе представления результатов деятельности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношение к труду; умение работать в группах.
Просмотр содержимого документа
«Занятие профориентационное "По дорогам будущих профессий"»
Тема занятия : Игра «По дорогам будущих профессий»
1. Организационный момент, включающий: 1.Игра «Что изменилось?» - игра тренирует наблюдательность и память, но кроме этого, она побуждает членов группы внимательно посмотреть на себя и на других; -способствует развитию чувства привязанности, возникновению ощущения групповой сплоченности и самоутверждению. *Словесный (объяснение инструкции игры) *Наблюдения (дети осматривают объект) *Практический (на наглядном примере ищут изменения, тренируя при этом зрительную память, внимание ) 2.Деление на команды «Собери пословицу» Маленькое дело лучше большого безделья. Землю солнце красит, а человека — труд. *Репродуктивный и проблемно поисковый (развитие внимания, мышления, зрительной ориентировки) *Самостоятельная работа под руководством воспитателя(по средством поиска логического завершения предложения «Сложи пословицу») |
Деятельность воспитанников | Деятельность психолога | Примечание |
1.-Дети осматривают друг, друга запоминая мельчайшие детали, как бы мысленно фотографируя соседа напротив. Затем отворачиваются и меняют в своей внешности что-нибудь (детали одежды, прическу, мимику лица и т.д.). Поворачиваются снова, осматривают друг друга и называют, что изменил в своем внешнем облике партнер. 2.Дети берут из шляпы листки со словами и составляют пословицу | - Встаньте, пожалуйста, в два ряда так, чтобы вы оказались напротив друг друга. Оглядите внимательно с ног до головы того, кто стоит напротив вас, и постарайтесь запечатлеть в памяти все подробности — сделайте как бы мысленную фотографию своего партнера (1 мин). Теперь повернитесь спиной друг к другу. Я прошу каждого изменить что-нибудь в своей внешности. Меняйте все, что хотите, — снимите одну сережку, ленточку, наденьте кольцо на другую руку и т.п. (30 сек). | 5 минут |
из 5 слов. | А теперь снова повернитесь и оглядите друг друга. Догадайтесь, что именно стоящий напротив вас партнер изменил в своем внешнем облике. 2. Сейчас вы подойдете к шляпе и возьмете по одному листку со словом . Затем попытаетесь составить 2 пословицы. Пословица состоит из 5 слов это и будет ваша команда. Две пословицы две команды: «Профессионалы», «Специалисты» | |
2. Мотивационно-целевой момент, включающий: «Прогулка в парк» *Образная наглядность (показ слайдов) *Словесный (диалог воспитателя и воспитанников по средством вопросов к детям) *Проблемно поисковый (самостоятельная постановка целей занятия, определение темы по средством рассуждений и опоры на ранее полученные знания) *Метод стимулирования (похвала, одобрение за правильный ответ по средством фишек) |
Деятельность воспитанников | Деятельность психолога | Примечание |
Дети, смотря на слайды и определяют по действиям которые совершает человек, внешнему виду, характерным признакам вид его профессии. (Дворник) (электрик, слесарь, рабочий) (Курьер или почтальон) (Продавец) | Представьте чудесный день! Давайте посмотрим, кто и что делает в парке. Вот человек с метлой разметает дорожки. Кто он по профессии? По дорожке спешит человек в руках у него пластмассовый кейс одет он в спец . одежду. Кем же он работает и куда спешит? Его обгоняет велосипедист, он одет в бейсболку, а за плечами у него рюкзак с корреспонденцией и ценными бумагами. Кто же он по профессии? Как раньше называлась его профессия? На самом видном и оживленном месте стоит латок, с мороженным за ним стоит женщина и бойко предлагает купить её продукцию. Кто она по профессии? К лотку подошла женщина в форме с погонами и | (слайд № 1) 5 минут |
(Милиционер) (Маляр, пекарь, няня, воспитатель, гувернантка, строители, архитекторы) (Мы будем говорить о профессиях и том как её выбрать) (Мы будущие выпускники и нам скоро придется выбирать, куда пойти учиться) | пилоткой на голове. Кто это строгая тетенька? На скамейке сидят три женщины они устали и присели передохнуть. У одной руки испачканы краской она наверное кто по профессии? От другой женщины вкусно пахнет хлебом и булочками. Кем работает она? А третья внимательно следит за детьми. Кем работает она? Не подалеку в песочнице дети строят дома, замки, гаражи кем они станут, когда вырастут? Прогулявшись по парку вы наверное догадались о чем пойдет речь на нашем занятии. Правильно сегодня мы поговорим о профессиях, и тема нашего занятия звучит так: «По дорогам будущих профессии» пройдет оно в форме командной игры. Как вы думаете, а для чего нужно знать и собирать информацию о профессиях? Правильно и поэтому цели нашей командной игры такова: -развитие коммуникативных способностей и умения работать в команде; | |
3. Деятельностный момент, включающий: *Занятие пройдет в форме командной игры ( дети заранее поделены на 2 команды они будут выполнять определенные задания применяя ранее полеченные умения и навыки, а также научатся составлять объявления о приеме на работу) *В ходе занятия буду использовать методы: |

-Коммуникативный метод обучения. Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение воспитателем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его воспитанниками; б) беседа по содержанию нового материала ( по средством определения значения слов), в том числе эвристическая или проблемно-поисковая (по средством конкурсов и заданий); в) работа с заданием (по средством ин; г) оценка работы ( по средством фишек, похвалы, одобрения).
Познавательный метод обучения. Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала. Деятельность воспитанников: наблюдение, моделирование, изучение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов (по средством слайдов, конкурсов, инструкций).
-Преобразовательный метод обучения. Дидактическая цель: усвоение воспитанниками и творческое применение умений и навыков. Деятельность воспитателя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность (по средством конкурсов , игры «Интервью»).
-Систематизирующий метод обучения. Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: а) обобщающее изложение воспитателем знаний по нескольким связанным между собой темам программы по профориентации (по средством конкурсов «Путаница» , «Угадай профессию», «Собери пословицу») б) обобщающая беседа (по средством подведения итогов в конце занятия).
Контрольный метод обучения. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию воспитателя практических заданий (по средством конкурсов «Объявление», «Интервью).
*Для стимулирования деятельности учащихся в ходе занятия применю фишечную оценку знаний.
*Эмоциональное напряжение и усталость буду снимать психогимнастикой «Дотянись до звезды» и физкультминуткой для глаз Игра в футбол».
*Основные направления и способы реализации:
-Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания (слайды, демонстрационный материал раздаточный);
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (угадывание профессий по определенным признакам); развитие пространственных представлений и ориентации (психогимнастика «Дотянись до звезды»);
развитие слухового внимания и памяти (упражнения);
-Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа (по средством задании «Объявление»);
развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями по средством задания «Чем пахнут ремесла» );
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Развитие различных видов мышления: развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями по средством викторины «Интервью»). -Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (по средством пантомимы «Угадай профессию»). -Развитие речи, владение техникой речи (по средством ответов на вопросы, рассуждений, доказательств по средством игры «Интервью»). -Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря (по средством понятии, представлений «Прогулка по парку» «Объявление») |
Деятельность воспитанников | Деятельность психолога | Примечание |
-Профессия - это вид деятельности которую он выполняет за деньги. -Специальность – получают когда учатся в учебном заведении, а когда закончат получат профессию. -Квалификация – это повышение уровня мастерства. -Должность –это место, занимаемое человеком в организации. | Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства существования и развития. Специальность- вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация- это уровень профессионального мастерства. Должность- это место, занимаемое человеком в | (слайд № 2) 5 минут |
Команды получают листки с заданием и за пять минут выполняют задание чья команда быстрее. (медицинский работник) (швея) (театральная и кино-профессия) (веселая цирковая профессия) (разноцветный рабочий) (юридическая профессия) (зубной врач) 2.Команды получают листы с названиями профессий и начинают по очереди мимикой жестами выполнять действия совершаемые людьми во время работы. Конкуренты должны угадать – какая это профессия. Дети садятся в круг и закрывают глаза, делают три глубоких вдоха. Представляют звездное небо. На небе выбирают самую прекрасную звезду которая похожа на их мечту. Поднимают руки вверх и стараются до неё дотянуться, дотягиваются и снимают её. Бережно кладут её перед собой. Запоминают цвет который она излучает. | организации. Молодцы! Вы правильно объяснили понятия слов с которыми вам придется столкнуться в будущем . А Первый тур игры 1.Конкурс «Путаница». Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии. рвач - вяше- терка - кулон - марля - авдотка - нойзуб чвра - 2.Конкурс «Угадай профессию». Задание: представители команд пантомимой показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия. Психогимнастика “Дотянись до звезды”. Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту а может быть она напомнила вам о минутах счастья, радости и вдохновения. Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, какая она, | 15 минут |
Прислушиваются к своему дыханию и вспоминают кто находится рядом с ними и возвращаются в круг. Открывают глаза. Отдохнувшие и умиротворенные садятся за свои места. Чтобы продолжить игру. В течение 5 минут команды составляют по плану объявление о своих услугах при поиске работы. - | запомните какой свет она излучает. А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг. -Начинаем второй тур нашей игры. Второй тур игры Упражнение «Объявление». Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист. Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер) Вариант 2: команда сама выбирает профессию. Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления. Гимнастика для глаз «Поиграем в футбол глазами» Игра «Интервью». Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят по три вопроса по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями. | 15 минут |
-Для того, чтобы зарабатывать деньги . -Скорее всего он закончит плохо , пойдет воровать и сядет в тюрьму. А может просто превратиться в бомжа и будет жить на улице. -Думою что может если занимается тем делом которое нравится которое по душе. -Того человека который что-то добился в профессии, имеет награды за свой труд. -Профессий много , а хорошие они или плохие зависит от человека любит он трудиться или нет. -Профессию можно получить в учебных заведениях училище, техникуме, университете, институте. | Примеры вопросов журналистов: Зачем нужно трудиться? Как сложится жизнь человека, который не стремится работать? Может ли человек быть счастливым от своего труда? Какого человека можно назвать успешным в жизни? Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему? Где можно получить будущую профессию? Сейчас мы подсчитаем фишки у обеих команд и определим победителей. (подсчитываются фишки, чья команда набрала их наибольшее количество победила) Победителям вручаются медали «Лучший знаток профессий» | |
4. Оценочно-рефлексивный момент: -Обобщение, повторение основного содержания (посредством рефлексии «Понравилось не понравилось», вопросно - ответной системы; -Развивать память, внимание, мышление (посредством беседы воспитателя с воспитанниками); -Воспитывать волевые качества личности (посредством умения выслушивать ответ отвечающего товарища не перебивая) |
Деятельность воспитанников | Деятельность психолога | Примечание |
Дети берут со столов лица выбирают нужный рот и наклеивают его на смайлик. Показывают смайлик воспитателю и своим одноклассникам | Итог: Наша командная игра подошла к концу и предлагаю вам оценить наше занятие. У вас на столах лежат смайлики, у них отсутствует рот, вам нужно будет этот рот приклеить. Если занятие понравилось рот лепите улыбающийся, если понравились не все моменты клеите рот прямой, если не понравилось | 5 минут |
На вопросы отвечают полным ответом. | занятие клеите грустный то есть улыбка перевернута. -Как называлась наша командная игра? -Для чего мы сегодня её проводили? -Что нового для себя узнали? -Как вы думаете для чего нужно иметь профессию? -Где можно получить выбранную вами профессию? -Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». | |