СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Путешествие на планету Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности;

2) научить детей выделять нравственную сторону поступков, развивать чувство товарищества, взаимопомощи;

3) воспитывать такие качества, как вежливость, уважение к людям, внимательность, стремление совершать добрые поступки

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Путешествие на планету Толерантность"»

Занятие: «Занятие по планете Толерантность»

Цели:

1) формировать толерантное и уважительное отношение к личности;

2) научить детей выделять нравственную сторону поступков, развивать чувство товарищества, взаимопомощи;

3) воспитывать такие качества, как вежливость, уважение к людям, внимательность, стремление совершать добрые поступки

Ожидаемые результаты:

- Оптимизация межличностного общения учащихся.

- Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

- Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: презентация, мультфильм «Что случилось с крокодилом?», форматные листы (А4), карандаши, фломастеры, билеты в виде лепестков, круг с надписью «Толерантность», лепестки с надписями «Дружба», «Доброта», «Сочувствие, сострадание», «Вежливость», «Улыбка», «Уважение».

Слайд 1

На доске круг, в котором написано слово Толерантность.(после каждого выполненного задания появляются лепестки: доброта, вежливость, улыбка…)

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Создание мотивации к учебной деятельности. Целеполагание.

(Дети стоят у входа в кабинет)

- Ребята, сегодня наше занятие проведем в необычной форме, мы с вами отправимся в путешествие по планете «Толерантность» под девизом: «Мы разные, но мы вместе!» и попытаемся понять смысл очень интересного слова «Толерантность». А путешествовать мы будем на волшебном космическом корабле.

Слайд2

- Для того, чтобы мы отправились в путешествие, вам необходимо приобрести билеты на корабль. Для этого каждый из вас подходит ко мне и берет понравившийся ему билет. Каждый из вас занимает место в соответствии с его цветом. (3 группы: красные, жёлтые, зеленые по 8 чел.)


II. Этап подготовки к активному и созидательному усвоению

- Чтобы завести двигатели на корабле необходимо поиграть в игру «Мы разные» и сделать правильный вывод:





  1. Я хочу попросить встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, красивые.

  2. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

  3. Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

  4. Хлопните в ладоши у кого глаза карие, а теперь у кого глаза голубые, у кого зеленые?

- Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы 2 человек?

Вывод: - Значит, какие мы? (непохожие, разные)

- Но хоть мы и решили, что мы разные, у нас и есть общее, например, мы с вами учимся в одном классе, значит, несмотря на то, что мы разные, мы - вместе. Давайте повторим наш девиз «Мы разные, но мы вместе!»


(раздается гул двигателя)


- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Слайд 3

Рассказывает ученик:

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!


- Все люди разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное. А хорошо это или плохо? Попробуем разобраться. Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются друг от друга: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все, имя одно на всех. Понравилась бы вам жизнь, где люди ничем не отличаются друг от друга? Почему?


IV. Этап актуализации знаний


Слайд 4

- Скажите, ребята, вы знаете что такое  «толерантность»? Необычное слово, правда? Скажите, пожалуйста, как вы его понимаете? (отвечают)

- Может быть, оно кому-то пока незнакомо, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова.

- Слово толерантность имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость. Толерантность – это доброта души, милосердие, сострадание, дружба, уважение.

- Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.


V. Этап усвоения новых знаний


- Жители планеты приготовили для нас на каждой станции задания. Если мы будем дружными, добрыми, будем помогать друг другу, то с этими заданиями, естественно, справимся.


Слайд5

1 станция «Доброта»

- Ребята наш корабль прибыл на первую космическую станцию – станцию «доброты».

-Что же такое ДОБРОТА? Нам поможет словарь Ожегова. (1 группа найдет определение).

ДОБРОТА - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Итак, первое задание:

У каждой группы на столе лежат картинки, на которых изображены сказочные персонажи, вам необходимо их разделить на группы. (Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка)

- На какие 2 группы вы разделили персонажей? (положительные герои, отрицательные)

- Ну что ж, молодцы. Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом. И действительно, доброта открывает многие двери. Окружающие охотнее пойдут вам на встречу, если вы будете относиться к ним с добром.


Слайд6

(раздается гул двигателя)

- Наш корабль продолжает своё путешествие.

Прикрепляется 1 лепесток Доброта

Слайд 7





2 станция «Вежливость»

- Что такое вежливость? 2 группа ищет определение в словаре (прежде всего использование волшебных слов в своей речи)

Вежливость – умение вести так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.


Итак, игра «Пожалуйста». Сейчас я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, но только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны.

Пожалуйста, встаньте.

Будьте добры, поднимите правую руку.

Пожалуйста, поднимите левую руку.

Будьте любезны, сядьте.

Пожалуйста, похлопайте.

Потопайте.

Пожалуйста, улыбнитесь!

- Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.


Задание «Дополняй-ка».

Каждой группе дается карточка, где нужно дополнить предложение.

- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день

- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте

- Когда нас ругают за шалости, говорим: … простите, пожалуйста

- Везде и всюду говорят на прощание … до свидания

- Перед сном желаем … Спокойной ночи, приятных снов

Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Прикрепляется 2 лепесток Вежливость

Слайд 8

(раздается гул двигателя)

- Наш корабль продолжает своё путешествие.

Слайд9





3 станция «Улыбка».

Я думаю, что вы согласитесь со мной: если к человеку относиться с добротой, то ему обязательно захочется поделиться своей улыбкой. Возьмитесь за руки и скажите все дружно: «Мы – одна семья, вместе мы всегда!» Улыбнитесь соседу слева, а теперь соседу справа, все улыбнулись группе «красных», теперь группе «жёлтых», теперь – «зелёным», теперь «гостям».

Прикрепляется 3 лепесток Улыбка

Слайд10

(раздается гул двигателя)

- Наш корабль продолжает своё путешествие.

Слайд11

4 станция «Сочувствие, сострадание».

- Ребята, мы сегодня уже говорили, Толерантность – это терпимое отношение друг к другу, даже когда другой на тебя совсем не похож.

Сострадание - жалость, сочувствие умение переживать за другого человека.

А теперь я хочу показать вам мультфильм. Посмотрите его внимательно, после просмотра я задам вам несколько вопросов. (Что случилось с крокодилом?)

Вопросы: Вам понравился мультфильм? О чём он? Кто главные герои? Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? Чего необычного вы увидели в этом мультфильме? Как отнеслись к этому другие крокодилы, почему они смеялись?


- Также и в нашей жизни бывают случаи, когда рождаются дети, которые не похожи на всех остальных детей. Например, ребёнок родился без ножки или без ручки, или он имеет синдром Дауна, или у него нарушена опорно-двигательная система. И таких примеров можно привести очень много. Подобные случаи часто встречаются у людей, получивших серьёзные травмы в результате аварии. Таких людей называют "с ограниченными возможностями" или "инвалиды".

- Инвалидность – это состояние человека, при котором из-за болезни, полученной травмы или от рождения ему сложнее выполнять некоторые действия. Некоторые из людей с инвалидностью могут передвигаться, только используя инвалидное кресло, некоторые в результате болезни или несчастного случая потеряли руку или ногу. Среди людей с инвалидностью есть незрячие или слабовидящие люди.


- Каждый из вас, так или иначе, знаком с людьми с инвалидностью: кто-то видел их по телевизору, смотрел о них фильм или читал книгу. Кто-нибудь из вас по телевизору смотрел паралимпийские игры?

Паралимпийские игры — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. Стать участником и достойно выступить на Играх – цель спортивной карьеры для множества спортсменов. Миллионы зрителей во всем мире с нетерпением ждут начала соревнований, поддерживают спортсменов и с непередаваемым восторгом следят за яркими и красочными церемониями Игр. Спортсмены-паралимпийцы показывают чудеса спортивного мастерства. Паралимпийцы – это яркий пример того, что человеческие возможности безграничны. Многие здоровые люди с руками и ногами, не способны делать то, что делают инвалиды. Как вы считаете, почему равенство стало паралимпийской ценностью? (отвечают)

- Равенство – одна из основных паралимпийских ценностей, потому что паралимпийский спорт призван стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью и без инвалидности.


4 лепесток «Сочувствие, сострадание».

Слайд12

(раздается гул двигателя)

- Наш корабль продолжает своё путешествие.

Слайд13

5 станция «Уважение»

- Как вы понимаете слово УВАЖЕНИЕ? (3 группа ищет в словаре)

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Сказка-притча ( рассказывает учитель):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)

- Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. Конечно же, младшее поколение должно уважительно относиться к старшему.

- А как вы думаете, нужно ли уважительно относиться к своим одноклассникам, друзьям, детям из других классов. А в чем заключается это уважение? (ответы ребят)

Прикрепляется 5 лепесток «Уважение»

Слайд14

(раздается гул двигателя)

- Наш корабль продолжает своё путешествие.

Слайд15

6 станция «Дружба»

- Ребята, а что такое дружба? (ответы)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Я предлагаю сейчас посмотреть насколько вы дружные в классе, а для этого я попрошу выйти по одному человеку от каждой группы и, используя своё тело, построить «Мостик дружбы». (затем приглашаются еще 3, потом еще 3 и т.д.)

Когда все дети построятся предложить им повторить девиз: «Мы разные, но мы вместе!» 

- Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в школу в один класс, все мы любим конфеты, гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в классе, раздора в семье, не будет войны.

Прикрепляется 6 лепесток «Дружба»

Слайд 16

(раздается гул двигателя)


Этап проверки понимания нового и подведение итогов


Слайд17


- Наш корабль заканчивает свое путешествие, мы возвращаемся домой.

- В завершении, мне хотелось бы у вас спросить, что же такое толерантность? (ответы)

Этап рефлексия

- я предлагаю Вам на билетиках, с которыми мы начинали наше путешествие, написать составляющие толерантности и этими лепесточками дополнить наш цветок толерантности.

Слайд18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!