Тема: Слог, ударение.
Цели: дать представление о слоге, ударении, соотносить название предмета со слоговой схемой слова;
обучать детей правильному согласованию слов в предложении; формировать у детей умения задавать вопросы и отвечать на них; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Оборудование: презентация, алфавит.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Ребята, к нам сегодня пришел … Впрочем сами назовите.
Экран.
Ответы: Маша из мультфильма «Маша и медведь».
- Где находится Маша.
- Какие цветы растут на лугу.
II. Актуализация знаний.
- Маша тоже пошла в школу и учит буквы. Поможем ей.
Экран
1.Повторение алфавитной песенки. Экран.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем мы белье.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинчик быстро съем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем по мосту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – ах, какая чаща!
Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.
Э, Ю, Я – вот и все мои друзья!
2. Игра «Покажи буковку в азбуке».
-Маша предлагает поиграть в игру «Покажи буковку».
Я буду читать стихотворения, а вы показывать на плакате «Азбука» первую букву в отгадке.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ... (ножиком).
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног, Вот и весь я ... (осьминог).
Стройный, быстрый, Рога ветвисты,
Он с бубенчиком в руке,
Встает на заре, Поет во дворе, На голове — гребешок,
Кто это? (Петушок.)
Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная... (радуга).
И в море не купаются, И нет у них щетинки, А все же называются Они - морские... (свинки).
III. Постановка темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое ударение, из чего состоят слова.
IV. Работа над новым материалом 1.
Знакомство с понятием «слог». Работа по предметным картинкам. (Тематические группы «Звери» и «Птицы») Экран
-Кто нарисован?
-Почему я в вопросе применила слово «кто»?
-На какие две группы можно разделить всех этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)
-Слова состоят из частей, которые мы называем словом «слоги». Узнать количество слогов можно хлопками, ладошкой под подбородком и другими способами.
Скажем хором слово «лиса». Сколько частей вы услышали в слове? -Я покажу на доске, что в этом слове две части. (Учитель вычерчивает схему)
-Какой первый слог в слове белка? Какой второй слог?
Далее устанавливается слоговый состав слов «чайка», «ворон» «гусь», «лебеди», «волк».
-Назовите односложные, двусложные, трехсложные слова.
Схема слога. Экран
2. Понятие об ударении.
-Посмотрите на схемы. Экран. Там, кроме поперечных черточек, которыми обозначены границы между слогами, есть еще одна черточка, которая находится над словом. Она обозначает ударение.
-В слове обычно бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов. Очень важно правильно и быстро определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово трудно узнать, а порой и понять, что оно означает.
V. Закрепление изученного. Лепка.
- Слепите из пластилина Маше животное. Определите какое это слов: односложное, … (Ответы детей)
VII. Подведение итогов.
-Что узнали на уроке?
-Как называются части, на которые делятся слова?
-Почему некоторые слоги называют ударными?
-Какая бывает речь?
-Из чего состоит речь?
-Из чего состоит предложение?