Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение № 4 «Теремок»
Занятие в средней группе по экспериментированию
на теме «Воздух»
Подготовила и провела:
Воспитатель – Психолог Кошелева Н.Н.
2017
Программное содержание:
Закрепить и обобщить знания детей о воздухе.
Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Оборудование и материалы:
карточки с изображением предметов живой и неживой природы;
тазик с водой, стеклянная банка;
изображение тропического острова;
пустая бутылка;
повязки для глаз;
запись пения птиц;
бумажные кораблики (по количеству детей) ;
целлофановые пакеты (по количеству детей) ;
духи, апельсин, хлеб, мыло.
Аквариум с рыбкой.
Предварительная работа: проведение бесед на тему «Воздух»; проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, наблюдения за живой и неживой природой.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель : сегодня мы с вами отправляемся в гости. А вот к кому? Сейчас и узнаем.
Дети с воспитателей подходят к девочке с крыльями (фея)
Фея : Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать в моем королевстве воздуха. Я приглашаю вас в свой мир — мир необычного и таинственного. Я приготовила вам несколько заданий. А в конце вас ждет сюрприз. Что вы знаете о моем мире (Что вы знаете о воздухе)
(ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный)
Фея: Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха. А проверить это очень просто.
Воспитатель: а я знаю как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
Воспитатель: Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей). А теперь давайте подойдем к мольбертам (на столе возле мольбертов лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы) .Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.
Фея: Подумайте, как еще мы можем доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей). Давайте проведем такой эксперимент.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель показывает детям банку.
Воспитатель: Что находится в банке? (ответы детей — она пустая). А вот и нет. В банке находится воздух. Сейчас мы это и докажем.
Воспитатель предлагает детям перевернуть банку вверх дном и опустить ее на дно тазика.
Воспитатель: Почему в банку не попала вода? (ответы детей). Правильно, в банке был воздух, ему некуда деваться — поэтому он воду не впустил в банку.
Воспитатель: А если банку сейчас тихонько наклонить, то. Что будет? (ответы — воздух выйдет). Воздух начнет выходить и мы его увидим.
Один из детей наклоняет банку и в тазике появляются пузыри.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас ловил воздух? Как это можно сделать? (ответы детей). Предлагаю вам взять в руки целлофановые пакеты и попробовать поймать воздух.
Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух.
У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится.
Воспитатель: А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно
закрытый пакет.
Воспитатель: Вот так мы с вами смогли доказать, что вокруг нас есть воздух.
Дети садятся на стулья.
Фея: у меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она приглашает нас к себе в гости. Но прежде чем мы туда отправимся попробуйте ответить на вопрос — чем дышат рыбы? (ответы детей — водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детях наливает в банку воду из-под крана.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети — воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.
Воспитатель: Дорогая Фея, мне кажется, что дети устали, им нужно отдохнуть.
Физкультминутка (показывает фея)
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем:
Крылья сложим назад.
Фея: Молодцы, ребята. Справились с моими заданиями. Вот вам мой подарок - я предлагаю отправиться в морское путешествие. Каждый из вас будет капитаном корабля (дети берут по бумажному кораблику). А мне пора отправляться по делам!
Фея уходит.
Воспитатель: Давайте представим, что таз — это море. (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть). А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.
Воспитатель: После такого сильного шторма корабли наши пошли ко дну и нас выбросило на остров. Посмотрите вокруг, как красиво. Как замечательно поют птицы! (раздается пение птиц)
Присаживайтесь на песочек. Обратите внимание, чем пахнет на нашем острове? (ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Воспитатель подходит у каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб). Один ребенок вдыхает просто воздух.
Воспитатель: Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод? (ответы детей — воздух не имеет запаха, пахнут предметы) .
Воспитатель: а теперь закройте глаза и мы снова окажемся у нас в саду.
Воспитатель: Вот подошли к концу наши приключения. Давайте теперь вместе попробует сделать вывод, что же мы узнали о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он не имеет запаха, без него невозможно жить, он есть даже в воде, он упругий, если находится в разных вещах)