СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятость и безработица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятость и безработица»

ГБПОУ Профессиональное училище №5







Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Занятость и безработица»









Автор: Темираева Л.О.

Преподаватель истории и обществознания ПУ№5









































Г.Владикавказ 2020г.

Тема: Занятость и безработица.

Урок получения теоретических знаний и практического опыта.

Цель: Знать основные понятия темы «рынок труда», «заработная плата», «трудоустройство» в области занятости; что такое безработица и её виды.

Уметь:

- оценивать действия субъектов социальной жизни;

- формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Формируемые УУД.

Личностные. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Готовность к выбору образовательной деятельности.

Предметные. Умение находить необходимую информацию педагогически отобранных источников; адекватно её воспринимать, применяя основные экономические термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Метопредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Интерактивная доска.

Что означает выражение: «Деньги, как навоз, если их не разбрасывать от них не будет толку». Р.Хайек (1899-1992гг.)

Политолог-экономист

Итак, мы продолжаем говорить об экономических проблемах общества по следующему плану:

  1. Рынок труда

  2. Причины и виды безработицы

  3. Государственная политика в области занятости

  1. Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

Рабочая сила – способность человека трудиться, т.е. физические и умственные возможности, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготовляемой продукции.

Спрос на труд – платежеспособность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства.

На каждом рабочем столе следующий список:

Факторы, оказывающие влияние

на конъектуру рынка труда

а) Производительность труда

б) Использование современных технологий

в) Состояние экономики в целом и её отдельных отраслей

г) Спрос на потребительские товары, необходимые обществу

д) Численность трудоспособного населения

е) Уровень квалификации

ж) Уровень и структура зарплаты

з) Социальная и налоговая политика государства

Обсудить каждый фактор и сделать выводы.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Вопрос. Скажите, что такое прожиточный минимум МРОТ? (Это уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека).

Итак, человек должен работать, чтобы получать заработную плату. Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд, цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени.

Вопрос. Охарактеризуйте формы заработной платы.

  1. Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящий от каких-либо условий.

  2. Повременная – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.

  3. Сдельная – вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий.

  4. Смешанные формы – итоги работы каждого работника и фирмы в целом.

Занятость и безработица связаны. Занятость – это система отношений между людьми, по поводу обеспечений рабочими местами и участие в хозяйственной деятельности.

  1. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически трудоспособного населения временно не занята в хозяйственной деятельности.

Причины безработицы:

А) Завышенные требования самих работников относительно желаемой ими заработной платы

Б) Низкий спрос на рабочую силу

В) Несоответствие между потребностями людей, которые ищут работу и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Естественная безработица 5,5% – 6,5% трудоспособного населения страны.

На столах обучающихся таблицы (работа с таблицей).

Виды безработицы

Название

Характеристика

Структурная безработица

Связана с внедрением новых технологий, изменением структуры отраслей, НТП

Фрикционная безработица

Связана с перемещением людей с одной работы на другую, с одной местности в другую, состояние взаимного поиска

Циклическая безработица

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

Сезонная безработица

Связана с неравномерной потребностью в рабочей силе в различные временные периоды в отдельных видах хозяйственной деятельности (сельское хозяйство, строительство)

Скрытая безработица

Работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Застойная безработица

Длительная безработица чередующаяся с краткими периодами временной случайной работы



Сейчас во всем мире 205 млн. человек не имеют работы, это самый высокий показатель за всю историю человечества. Как вы думаете почему?

Безработица имеет позитивные и негативные последствия. Назовите их.

Негативные последствия:

- Реальный ВНП существенно меньше потенциального.

- Снижение налоговых поступлений в бюджет.

- Снижение уровня жизни населения.

- Потеря профессиональных знаний и навыков.

- Моральная травма.

Позитивные последствия:

- Развитие конкуренции на рынке труда.

- Формирование «резерва» рабочей силы для расширения производства.

- Усиление трудовой мотивации работающих.


  1. Можно выделить следующие направление государственного регулирования труда:

А) Программы по стимулирования роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

Б) Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

В) Программа содействия найму рабочей силы.

Г) Программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение средств на пособия по безработице.

Сообщение обучающегося.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Основными направлениями деятельности биржи труда являются:

  1. Регистрация безработных;

  2. Регистрация вакантных мест;

  3. Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

  4. Изменение конъектуры рынка труда и представление информации о ней;

  5. Тестирование лиц, желающих получить работу

  6. Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

  7. Выплата пособий по безработице.

  1. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

Что такое безработица? Можно ли ее избежать и что для этого нужно делать?

  1. Знать основы рыночной экономики и рынка труда.

  2. Постоянно повышать свою квалификацию.

  3. Следить за инновационными проектами в республике.

  4. Регулярно заниматься своим самообразованием.

  5. Иметь несколько профессий.

  6. Знать новые современные профессии.

  7. Отвечать профессиональным требованиям.

  8. Принимать активное участие в жизни организаций, не быть равнодушным, коммуникативным.

  9. Молодежь не имеет работы из-за отсутствия опыта.

  10. Низкооплачиваемая работа даст шанс получить опыт и добиться высокооплачиваемой.

  11. Желательно иметь высшее образование.

Запишите в своих рабочих тетрадях то, о чем мы говорили.

Я предлагаю вам выбрать начало фразы из слайда и закончить вашей точкой зрения о безработице.

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было важно…

  3. Было интересно…

  4. Я понял, что …

  5. Теперь я могу…

  6. Я почувствовал, что…

  7. Я приобрел…

  8. Я научился…

  9. Я смогу…

  10. Я попробую…

  11. Меня удивило…

  12. Урок дал мне для жизни…

Оценки. Домашнее задание §9.

Технологическая карта.

Содержание

время

Применение инновационных технологий


Тема урока




Занятость и безработица


Проблемное обучение

I

I Организационный момент




Вопрос к обучающимся


II

II Изучение новой темы


Развивающее обучение


  1. Рынок труда

10м



  1. Причины и виды безработицы

10м

Личностно-ориентированное обучение



  1. Государственная политика в области занятости

10м

Информационно-коммуникативные технологии


  1. Закрепление



III

III Итоги урока



Вопросы




Практические выводы




Выставление оценок




Домашнее задание




Схема анализа урока по ФГОС профессия мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей



Дата

Группа


ФИО преподавателя

ФИО посетившего

1.10.2018

№4

Темираева Лариса Омарбиевна

Кайтукова Римма Васильевна



Цель посещения: Изучение, обобщение и распространение опыта работы

Аттестация преподавателя

Тема урока: Занятость и безработица

Цели урока: Знать основные понятия темы «рынок труда», «заработная плата», «трудоустройство» в области занятости; что такое безработица и её виды.

Уметь:

- оценивать действия субъектов социальной жизни;

- формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Формируемые УУД.

Личностные. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Готовность к выбору образовательной деятельности.

Предметные. Умение находить необходимую информацию педагогически отобранных источников; адекватно её воспринимать, применяя основные экономические термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Метопредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

№ п/п

Параметры

Критерии

1

Мотивация

Умело организованное начало урока создало доброжелательную обстановку для работы обучающихся по усвоению знаний. Мотивация определяется проблемными заданиями.

2

Целеполагание

Преподаватель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала

3

Характер учебных занятий

Преподаватель использует разнообразные методы преподавания, учит работать с текстом, развивает умение осмыслить прочитанное, выделять главное, осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

4

Формы освоения урока

Используется самостоятельная индивидуальная и фронтальная форма работы с обучающимися

5

Управление познавательной деятельностью обучающихся и характеристика деятельности обучающихся на уроке

Обучающийся самостоятельно выявляют и формулируют проблему, ставят цели и определяют задачи и способы ее достижения. Коллективная работа повышает ответственность не только за свои успехи, но и за общие результаты, подчеркивается значимость в достижении каждого решения общей задачи

6

Методы используемые на уроке

Используется объяснительно-иллюстрированный, исследовательский и проблемный методы работы. Они соответствуют содержанию материала, целям и возрастным особенностям обучающихся, способствуют развитию наблюдательности и логического мышления, стимулируют обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания

7

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

Применяются технологии ИКТ и проблемно-диалогического урока. Это повышает эффективность учебного труда, расширяет возможность получения дополнительного материала по предмету

8

Коммуникация обучающихся

Преподаватель успешно использует средства письменной коммуникации. По ходу урока обучающиеся делают необходимые записи для обобщения и осмысления учебного материала

9

Формирование УУД

Преподаватель оптимально сочетает объяснение нового материала в диалоге с обучающимися, применяет проблемный метод обучения, учит анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и отвечать на них

10

Организация обратной связи на уроке

Четко прослеживалась взаимосвязь репродуктивной деятельности обучающихся, шло формирование самоконтроля и взаимоконтроля

11

Система оценивания достижения обучающихся

Вырабатываются умение к самооценке, самоконтролю, самоаналицу деятельности

12

Рефлексия

Обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют свою роль в совместной деятельности с преподавателем

13

Результативность урока

Результаты урока совпадают со средствами контроля знаний обучающихся

14

Домашнее задание

Задание дифференцированного характера, стимулирующие обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания



Выводы и рекомендации.

Урок цели достиг и соответствует целям анализа. Преподаватель в совершенстве владеет материалом. Урок оснащен наглядным информационным материалом. Имеет место критическое восприятие информации в результате самостоятельного поиска и анализа и использования собранной социальной информации, а также оценки происходящих событий, и самое главное, решение практических жизненных проблем, возникающих в обществе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!