ГБПОУ Профессиональное училище №5
Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Занятость и безработица»
Автор: Темираева Л.О.
Преподаватель истории и обществознания ПУ№5
Г.Владикавказ 2020г.
Тема: Занятость и безработица.
Урок получения теоретических знаний и практического опыта.
Цель: Знать основные понятия темы «рынок труда», «заработная плата», «трудоустройство» в области занятости; что такое безработица и её виды.
Уметь:
- оценивать действия субъектов социальной жизни;
- формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Формируемые УУД.
Личностные. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Готовность к выбору образовательной деятельности.
Предметные. Умение находить необходимую информацию педагогически отобранных источников; адекватно её воспринимать, применяя основные экономические термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.
Метопредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Ход урока.
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Интерактивная доска.
Что означает выражение: «Деньги, как навоз, если их не разбрасывать от них не будет толку». Р.Хайек (1899-1992гг.)
Политолог-экономист
Итак, мы продолжаем говорить об экономических проблемах общества по следующему плану:
Рынок труда
Причины и виды безработицы
Государственная политика в области занятости
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).
Рабочая сила – способность человека трудиться, т.е. физические и умственные возможности, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготовляемой продукции.
Спрос на труд – платежеспособность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства.
На каждом рабочем столе следующий список:
Факторы, оказывающие влияние
на конъектуру рынка труда
а) Производительность труда
б) Использование современных технологий
в) Состояние экономики в целом и её отдельных отраслей
г) Спрос на потребительские товары, необходимые обществу
д) Численность трудоспособного населения
е) Уровень квалификации
ж) Уровень и структура зарплаты
з) Социальная и налоговая политика государства
Обсудить каждый фактор и сделать выводы.
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Вопрос. Скажите, что такое прожиточный минимум МРОТ? (Это уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека).
Итак, человек должен работать, чтобы получать заработную плату. Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд, цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени.
Вопрос. Охарактеризуйте формы заработной платы.
Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящий от каких-либо условий.
Повременная – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени.
Сдельная – вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий.
Смешанные формы – итоги работы каждого работника и фирмы в целом.
Занятость и безработица связаны. Занятость – это система отношений между людьми, по поводу обеспечений рабочими местами и участие в хозяйственной деятельности.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически трудоспособного населения временно не занята в хозяйственной деятельности.
Причины безработицы:
А) Завышенные требования самих работников относительно желаемой ими заработной платы
Б) Низкий спрос на рабочую силу
В) Несоответствие между потребностями людей, которые ищут работу и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Естественная безработица 5,5% – 6,5% трудоспособного населения страны.
На столах обучающихся таблицы (работа с таблицей).
Виды безработицы
Название | Характеристика |
Структурная безработица | Связана с внедрением новых технологий, изменением структуры отраслей, НТП |
Фрикционная безработица | Связана с перемещением людей с одной работы на другую, с одной местности в другую, состояние взаимного поиска |
Циклическая безработица | Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства |
Сезонная безработица | Связана с неравномерной потребностью в рабочей силе в различные временные периоды в отдельных видах хозяйственной деятельности (сельское хозяйство, строительство) |
Скрытая безработица | Работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства |
Застойная безработица | Длительная безработица чередующаяся с краткими периодами временной случайной работы |
Сейчас во всем мире 205 млн. человек не имеют работы, это самый высокий показатель за всю историю человечества. Как вы думаете почему?
Безработица имеет позитивные и негативные последствия. Назовите их.
Негативные последствия:
- Реальный ВНП существенно меньше потенциального.
- Снижение налоговых поступлений в бюджет.
- Снижение уровня жизни населения.
- Потеря профессиональных знаний и навыков.
- Моральная травма.
Позитивные последствия:
- Развитие конкуренции на рынке труда.
- Формирование «резерва» рабочей силы для расширения производства.
- Усиление трудовой мотивации работающих.
Можно выделить следующие направление государственного регулирования труда:
А) Программы по стимулирования роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
Б) Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
В) Программа содействия найму рабочей силы.
Г) Программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение средств на пособия по безработице.
Сообщение обучающегося.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда. Основными направлениями деятельности биржи труда являются:
Регистрация безработных;
Регистрация вакантных мест;
Трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
Изменение конъектуры рынка труда и представление информации о ней;
Тестирование лиц, желающих получить работу
Профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
Выплата пособий по безработице.
Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
Что такое безработица? Можно ли ее избежать и что для этого нужно делать?
Знать основы рыночной экономики и рынка труда.
Постоянно повышать свою квалификацию.
Следить за инновационными проектами в республике.
Регулярно заниматься своим самообразованием.
Иметь несколько профессий.
Знать новые современные профессии.
Отвечать профессиональным требованиям.
Принимать активное участие в жизни организаций, не быть равнодушным, коммуникативным.
Молодежь не имеет работы из-за отсутствия опыта.
Низкооплачиваемая работа даст шанс получить опыт и добиться высокооплачиваемой.
Желательно иметь высшее образование.
Запишите в своих рабочих тетрадях то, о чем мы говорили.
Я предлагаю вам выбрать начало фразы из слайда и закончить вашей точкой зрения о безработице.
Сегодня я узнал…
Было важно…
Было интересно…
Я понял, что …
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я смогу…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Оценки. Домашнее задание §9.
Технологическая карта.
№ | Содержание | время | Применение инновационных технологий |
| Тема урока | | |
| Занятость и безработица | | Проблемное обучение |
I | I Организационный момент | | |
| Вопрос к обучающимся | 5м | |
II | II Изучение новой темы | | Развивающее обучение |
| Рынок труда | 10м | |
| Причины и виды безработицы | 10м | Личностно-ориентированное обучение |
| Государственная политика в области занятости | 10м | Информационно-коммуникативные технологии |
| Закрепление | | |
III | III Итоги урока | 8м | |
| Вопросы | | |
| Практические выводы | | |
| Выставление оценок | | |
| Домашнее задание | 2м | |
Схема анализа урока по ФГОС профессия мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Дата | Группа | ФИО преподавателя | ФИО посетившего |
1.10.2018 | №4 | Темираева Лариса Омарбиевна | Кайтукова Римма Васильевна |
Цель посещения: Изучение, обобщение и распространение опыта работы
Аттестация преподавателя
Тема урока: Занятость и безработица
Цели урока: Знать основные понятия темы «рынок труда», «заработная плата», «трудоустройство» в области занятости; что такое безработица и её виды.
Уметь:
- оценивать действия субъектов социальной жизни;
- формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Формируемые УУД.
Личностные. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Готовность к выбору образовательной деятельности.
Предметные. Умение находить необходимую информацию педагогически отобранных источников; адекватно её воспринимать, применяя основные экономические термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.
Метопредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
№ п/п | Параметры | Критерии |
1 | Мотивация | Умело организованное начало урока создало доброжелательную обстановку для работы обучающихся по усвоению знаний. Мотивация определяется проблемными заданиями. |
2 | Целеполагание | Преподаватель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала |
3 | Характер учебных занятий | Преподаватель использует разнообразные методы преподавания, учит работать с текстом, развивает умение осмыслить прочитанное, выделять главное, осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий. |
4 | Формы освоения урока | Используется самостоятельная индивидуальная и фронтальная форма работы с обучающимися |
5 | Управление познавательной деятельностью обучающихся и характеристика деятельности обучающихся на уроке | Обучающийся самостоятельно выявляют и формулируют проблему, ставят цели и определяют задачи и способы ее достижения. Коллективная работа повышает ответственность не только за свои успехи, но и за общие результаты, подчеркивается значимость в достижении каждого решения общей задачи |
6 | Методы используемые на уроке | Используется объяснительно-иллюстрированный, исследовательский и проблемный методы работы. Они соответствуют содержанию материала, целям и возрастным особенностям обучающихся, способствуют развитию наблюдательности и логического мышления, стимулируют обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания |
7 | Применение инновационных технологий (эффективность применения) | Применяются технологии ИКТ и проблемно-диалогического урока. Это повышает эффективность учебного труда, расширяет возможность получения дополнительного материала по предмету |
8 | Коммуникация обучающихся | Преподаватель успешно использует средства письменной коммуникации. По ходу урока обучающиеся делают необходимые записи для обобщения и осмысления учебного материала |
9 | Формирование УУД | Преподаватель оптимально сочетает объяснение нового материала в диалоге с обучающимися, применяет проблемный метод обучения, учит анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и отвечать на них |
10 | Организация обратной связи на уроке | Четко прослеживалась взаимосвязь репродуктивной деятельности обучающихся, шло формирование самоконтроля и взаимоконтроля |
11 | Система оценивания достижения обучающихся | Вырабатываются умение к самооценке, самоконтролю, самоаналицу деятельности |
12 | Рефлексия | Обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют свою роль в совместной деятельности с преподавателем |
13 | Результативность урока | Результаты урока совпадают со средствами контроля знаний обучающихся |
14 | Домашнее задание | Задание дифференцированного характера, стимулирующие обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания |
Выводы и рекомендации.
Урок цели достиг и соответствует целям анализа. Преподаватель в совершенстве владеет материалом. Урок оснащен наглядным информационным материалом. Имеет место критическое восприятие информации в результате самостоятельного поиска и анализа и использования собранной социальной информации, а также оценки происходящих событий, и самое главное, решение практических жизненных проблем, возникающих в обществе.