СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная биология»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»



«РАССМОТРЕНО»

Протокол от

заседания предметного МО


Руководитель МО:

_______________


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол от

заседания МС


Председатель МС:

_______________ Васильева Л.И.

«УТВЕРЖДЕНО»


Приказ








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности

«Занимательная биология»


уровень образования: основное общее образование (9 класс)



Составитель: Азанова Оксана Сабировна, учитель биологии.






Программа разработана на основе:

  • требований ФГОС основного общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы;

  • примерной образовательной программы основного общего образования по биологии;

  • авторской программы: «Биология». 5- 9 кл. (базовый уровень) / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова - М.: Вентана-Граф, 2014 г., рекомендованной Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.








Ханты-Мансийск – 2020

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»

1. Личностные результаты

- Интерес к процессам, происходящим в природе;

- Умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- Сформированное целостное мировоззрение;

- Развитие общественной активности;

- Развитие гражданской позиции, через знание экологических проблем;

- Навыки здорового образа жизни, через знание биологии.


2. Метапредметные результаты

- Мотивация к обучению;

- Умение пользоваться справочными материалами;

- Осуществлять анализ и синтез;

- Умение формулировать вопросы;

- Самоанализ деятельности.


3. Предметные результаты


- Знание о строении и функционировании живых организмов;

- Знание основных правил санитарии и гигиены;

- Знание основ охраны природы;

- Умение проводить биологические опыты;

- Умение идентифицировать изучаемые объекты;

- Знание терминологии.


Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Особенности строения бактериальной клетки;

  • Особенности строения тканей растений и животных;

  • Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;

  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2. Признаки живых организмов (4 часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИППИ.

III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Тема 1. Введение

1

Биология как наука. Методы биологии.

1

Тема 2. Признаки живых организмов

4

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

1

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

1

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

1

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы

7

Царство Бактерии.

1

Царство Грибы

1

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

1

Царство Растения.

1

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

1

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

1

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

1

Тема 4. Человек и его здоровье

16

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1

Железы внутренней секреции. Гормоны

1

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1

Дыхание. Система дыхания.

1

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

1

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

1

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1

Покровы тела и их функции.

1

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

Органы чувств, их роль в жизни человека

1

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание

1

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

1

Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

1

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.

1

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

1

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

2

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

1

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

1

ВСЕГО

34


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!