СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра "Рыбалка", 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Занимательная биология»

Урок – игра « Рыбалка»

для учащихся 7-х классов

Е.Н. Клюшова, учитель биологии МБОУ –Верх-Тулинская сош №14 , с. Верх- Тула Новосибирский район ,Новосибирская область


В игре используются познавательные вопросы (представлены в приложении). Это загадки, пословицы, занимательные вопросы.

Учащимся предлагается ответить на вопросы из области математики, литературы, географии, связанные с темой « Надкласс Рыбы».


Задачи урока:

Образовательные: расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Надкласс Рыбы».

Развивающие: продолжить формировать универсальные учебные навыки: анализировать и систематизировать информацию, уметь пользоваться дополнительными источниками информации.

Воспитательные: создать условия для развития навыков работы в группе, принятия коллективного решения.

Оборудование: удочка (к леске закреплён магнит), «море» (изготовлено из окрашенного в голубой цвет картона или ватмана с рисунками рыб), 5-ти копеечные монеты (используются в качестве жетонов для «ловли рыбы»), аудиозапись шума моря, «черный ящик», фотографии рыб (леща, стерляди), фигурки рыб.

Подготовка к игре:

Для участия в игре заранее формируем команды и жюри.

Каждая команда выбирает капитана, придумывает название своему рыболовному судну. При этом, названия судов должно соответствовать теме урока. На полу закрепляем «море», раскладываем жетоны.

Участники игры украшают классную комнату газетами о рыбах. Газеты могут быть под рубрикой «А знаете ли вы?»

Ход урока

Учитель выносит поднос с различными предметами и демонстрирует их учащимся. На подносе находятся шелковая нить, острая игла, кусочек сухого спинного мозга крупного зверя и зерна риса.

Учитель задает ребятам вопрос:

Что связывает эти предметы?

Эти предметы являются элементами китайской удочки, которой пользовались 2400 лет назад. Шелковая нить – леска, острая игла - крючок. Кусочек сухого спинного мозга - поплавок, зерна риса - наживка.



Вступительное слово учителя

Сегодня ребята нам предстоит отправиться на промысел рыбы. Добыча промысловых рыб будет вестись специально подготовленными судами. Учитель произносит названия судов, принимающих участие в игре.


Капитанам судов и экипажу предстоит проявить свое умение, ловкость и знание биологии рыб.

Вас будет оценивать жюри в составе ……………..

Звучит запись шума моря

Учитель: А, теперь, внимание!

Мы отправляемся за сотни и даже десятки сотен километров от берега в море.

Послушайте правила, которые необходимо соблюдать в нашем плавании:


1.На борту судов запрещается шуметь и скучать!

2. Разрешается принимать активное участие в обсуждении познавательных вопросов.

3. Не осуждать других людей, не зазнаваться.


Ход игры:

Капитаны судов тянут жребий для того, чтобы определить последовательность выхода судов в море, затем капитан от первой команды

забрасывает удочку, вылавливая жетон, на котором, проставлен номер вопроса. В течение одной минуты экипаж судна должен обсудить вопрос, после этого предоставить ответ. За правильный ответ экипаж судна получает приз – большую рыбу.

Если ответ был неверным, предоставляется право ответить на данный вопрос следующим участникам игры. Команды других судов могут также участвовать в обсуждении вопроса, делая дополнения и за это получая приз – маленькую рыбу.

Итог игры:

В конце урока капитаны судов подсчитывают свой улов, жюри определяет победителя. Команде, выловившей наибольшее количество рыбы, выставляют оценку -5. Команде с меньшим уловом, активно принимающей

участие в игре, выставляют также оценку – 5 . Другим участникам игры вручается поощрительный приз – значок с надписью - ихтиолог.

Приложение


Вопросы:

1.Что изучает ихтиология?

Ихтиология - раздел зоологии позвоночных, изучающий круглоротых и рыб.

2. Названия, каких городов стран СНГ совпадают с названиями рыб?

Судак, Калуга, Елец

3. Загадка гласит:

Дом шумит,

Хозяева молчат,

Пришли люди,

Хозяев забрали,

Дом в окошко ушел. Какой процесс отражен в загадке?

Ловля рыбы неводом в реке.

4.Закончите пословицы:

Рыба в реке - еще------

Рыба мелка, да ---

Рыба в реке – еще - не в руке

Рыба мелка, да уха сладка

5. Закованный в бронзу с боков,

Он плыл в темноте колеи.

Мигая в лесах тростников

Копейками чешуи.

Э. Багрицкий

О какой рыбе говорит поэт? Почему она получила такое название?

О карпе. Название его происходит от греческого слова «карпос», что означает «плод». Это указывает на его большую плодовитость и скорость роста рыбы.

6.Чешуя рыб – «паспорт» и «медицинская книжка» одновременно. Почему?

Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. В составе годичного кольца имеются два слоя: летний - широкий, зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни в разные годы.

7.Хозяйка купила на рынке речную рыбу. Дома, произведя дополнительный осмотр рыбы, она засомневалась в ее свежести. Как отличить свежую рыбу от не - свежей? Какие рекомендации вы дадите хозяйке?

Свежая рыба имеет красные, а несвежая – белые или темные жабры. Если

рыбу погрузить в таз с водой, свежая – тонет, а несвежая – всплывет.

8.Линь, голец, горбуша. Каково происхождение названий этих рыб?

Линь, вынутый из воды, изменяет свою окраску на воздухе, «линяет».

Это свойство и дало ему такое название. Название рыбы «голец» неудачное, не соответствует действительности. Тело гольца не голое, его покрывает очень мелкая чешуя. Название горбуши связано с появлением у нее горба в период нереста.

9.Какие русские фамилии произошли от названий рыб?

Щукины, Карповы, Акуловы, Сомовы.

10.Какая рыба в Амазонке самая опасная?

Пиранья: она опасный хищник, поедает не только рыб, но и крупных животных коров, аллигаторов. Зубы пираньи острые, как бритва, могут перекусить палец или палку. Стая пираний за несколько минут может съесть тушу коровы, вырывая куски мяса из тела жертвы.

10.В «черном ящике» находятся два вида рыб, которые фигурируют в одной из басен И. А. Крылова. Какие рыбы находятся в «черном ящике»? К каким семействам они относятся? Как называется басня И. А. Крылова?

Басня называется «Демьянова уха». Лещ - семейство карповые. Стерлядь-семейство осетровые.

11.Имеет ли хозяйственное значение плавательный пузырь рыб?

Используется для получения рыбьего клея, идущего на изготовление эластичных капсул и лейкопластырей, особо чистого желатина, применяемого для приготовления желе и студней.

12.Сколько всякой на палубе рыбы!

Трепет камбал - глубиниц морей,

И зубаток пятнистые глыбы

В красной груде больших окуней!

Н. Рубцов

К каким отрядам относятся рыбы, упомянутые в стихотворении?

Камбала-отряд камбалообразных, зубатка и окунь - отряд окунеобразных.

13.У японцев существует поговорка: « Хочешь, есть фугу - напиши сначала завещание». Каков смысл поговорки?

Национальным блюдом в Японии является рыба фугу «рыба – собака», ее

готовят опытные повара в специальных ресторанах. Однако ни их опыт, ни кулинарное искусство не спасают гурманов от смерти. Мясо рыбы съедобно, но ядовиты икра, печень, кожа и кишечник содержат нервотоксин. Употребление недостаточно очищенной и промытой рыбы вызывает смерть

человека .

14.Ученые долгое время не могли найти личинку угря? Почему?

Угорь размножается в Атлантическом океане, поэтому долгое время личинки угря считались отдельным видом.

15.Карп в первый год жизни в прудовом хозяйстве весил 20г.

На второй год его масса составила 600г. Средняя продуктивность пруда 250 кг с 1 га. Вычислите, сколько килограммов дает пруд площадью 25 га и сколько карпов

второго года будет в нем?

250*25 = 6250 (кг). Столько килограммов дает пруд, площадью в 25 га.

6250:0,6=10416 .Столько карпов второго года будет в пруду.

16.Минога, щука, сазан, карп. Кто лишний в этой компании и почему?

Минога - не рыба, ее относят к классу круглоротые.

17.В классе проходит зоологический турнир. Капитан одной команды передал капитану другой команды схему, в которой были заведомо допущены ошибки, и

попросил его внести соответствующие исправления.

Царство Животные

Тип хордовые

Класс Хрящевые рыбы

Род Пескари

Семейство Карповые

Вид Обыкновенный пескарь

18.Священнослужители очень часто в монастырях разводили рыб. Они приручили их собираться на звуки колокольчика. Как вы можете объяснить это явление?

У этих рыб был выработан условный рефлекс на звук колокольчика.

19.Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Фотосинтез ночью не происходит, растения кислород не выделяют, а поглощают его. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

20.Названия, каких рыб состоит из трех букв? Назвать не менее трех.

Лещ, язь, сом, хек.

21.О какой рыбе упоминается в загадке?

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котел попала.

Щука.

22.Рыба, вынутая из воды, погибает почему?

Рыбы дышат растворенным в воде кислородом

23.Какие из этих рыб обитают в пресных, а какие в соленых водоемах? Шпрота, форель, стерлядь, навага, плотва.

В пресных водоемах - форель, плотва, стерлядь, соленых - навага, шпрота.

24 . «У налима все наоборот», - говорят бывалые рыболовы. Почему?

В отличие от других рыб, нерест которых происходит весной или летом, налим нерестится зимой.

25.Вместо точек проставьте буквы, чтобы получились названия рыб:

К…, К…., К…..

Кета, Кижуч, Карась