СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательная грамматика" 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  "Занимательная грамматика" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«"Занимательная грамматика" 4 класс»

Обособленное структурное подразделение филиал муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм



РАССМОТРЕНО на методическом совете

Протокол №_____от


«____»__________20____г.


Руководитель МС

_________О.А. Чупина

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ОСПФ МОУ

«СОШ с. Сторожевка»

в с. Курдюм


__________М.В. Прокофьева


«___» ___________ 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ

«СОШ с. Сторожевка»


__________Е.А. Никитина


«___» ___________ 20___ г.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Кружок «Занимательная математика»


Уровень обучения: 4 класс


Общее количество часов: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час


Учитель: Тишкина Наталья Викторовна



Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. И составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).






с. Курдюм

2021


Обособленное структурное подразделение филиал муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевка» в с. Курдюм



РАССМОТРЕНО на методическом совете

Протокол №_____от

Руководитель МС

____________О.А. Чупина


«____»__________20____г.



СОГЛАСОВАНО

Руководитель ОСПФ МОУ

«СОШ с. Сторожевка»

в с. Курдюм

__________М.В. Прокофьева


«___» ___________ 20___ г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ

«СОШ с. Строжевка»


__________Е.А. Никитина


«___» ___________ 20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Кружок «Занимательная грамматика»


Уровень обучения: 4 класс


Общее количество часов: 34

Количество часов в неделю: 1



Учитель: Тишкина Наталья Викторовна


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), основной образовательной программой начального общего образования Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.



с. Курдюм

2021 год


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

ПРЕДМЕТНЫЕ.

Учащиеся научаться:

  1. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  2. пользоваться словарями, справочниками;

  3. осуществлять анализ и синтез;

  4. устанавливать причинно-следственные связи;

  5. строить рассуждения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные


Учащиеся научатся:

  1. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  2. пользоваться словарями, справочниками;

  3. осуществлять анализ и синтез;

  4. устанавливать причинно-следственные связи;

  5. строить рассуждения;

Коммуникативные



Учащиеся научатся:

  1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  2. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  3. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  5. задавать вопросы.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Фонетика и орфоэпия (7 часов)


Тема 1. Что такое орфоэпия? (1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3.  Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4.  Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5.  Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7.  Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8.  Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9.  О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.  В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются

способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».

Тема 11.  Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными

толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.  Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.   «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 14.   Об одном и том же - разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15.   Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.   Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17.   Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.  Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19.  Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словаремСравнение значения слов.

Тема 20.    «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 21.   Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23.  Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками.  Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24.  Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

 Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.  Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 27.  Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой патронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28.  Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.   Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.   Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.  Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 32.   Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 33.   Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».










Раздел 3. Тематическое планирование.

Номер

раздела

Тема раздела

Кол – во часов

1

Фонетика и орфоэпия



7

2

Лексикология


27


Всего

34






































Лист корректировки

рабочей программы кружка «Занимательная грамматика»

на 2021/2022 учебный год


В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий по причине

_________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________в рабочую программу вносятся следующие изменения:


Корректировка тематического планирования



Раздел

Количество часов

по программе

Количество часов

в связи с корректировкой


























Всего








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!