Занимательная игра по химии и биологии
Цель: формировать познавательный интерес к изучению биологии и химии.
Образовательные задачи: расширить кругозор знаний учащихся по основным разделам биологии и химии
Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;
Воспитывающие задачи: формировать познавательный интерес к биологии и химии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, оценочный лист
Соревнуются 2 команды 10-11-х классов по 5-8 человек в команде. Команды будут выполнять задания, проходить испытания и участвовать в эстафете, и получать за это баллы по оценкам жюри. По итогам конкурса и количеству заработанных очков определяются победители соревнования.
Ход мероприятия:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Добрый день! Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня две команды посоревнуются за звание «Знатоки биологии». Для того чтобы начать наш конкурс необходимо представить жюри (представление жюри).
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
Конкурс 1.
Блеф - клуб
Блеф – это обман, действие, вводящее в заблуждение.
Вот и я попытаюсь ввести игроков в заблуждение, хотя это и будет затруднительно, т.к. сегодня в игре принимают участие люди весьма искушенные, с прекрасно развитой интуицией и неплохими знаниями химии.
Верите ли вы, что:
1. Запахи отдельных продуктов чаще всего являются результатом сложения запахов многих органических соединений. В аромате свежеиспеченного хлеба найдено 159 веществ.
(Да.)
2. Зеленый цвет листьев салата, щавеля, капусты обусловлен наличием хлорофилла.
(Да.)
3. Наиболее распространенным топливом для реактивных двигателей самолетов является бензин.
(Нет, бензин непригоден, т.к. его температура кипения
(от 100 до 200 °С) гораздо ниже,
чем у керосина (от 150 до 300 °С).)
4. Чистый белок сои или пшеницы можно «прясть», как прядут искусственный шелк, и получать волокнистый продукт. Если эти волокна склеить, придать им соответствующие запах, вкус и цвет, можно получать самую разнообразную пищу – от макарон до отбивных.
(Да, такую пищу едят в США и Японии.)
5. Ацетилсалициловая кислота (аспирин) входит в состав лимона.
(Нет, это вещество не обнаружено в природе.)
6. Мыло плохо мылится в жесткой воде из-за образования нерастворимых солей кальция с высшими карбоновыми кислотами.
(Да.)
7. Переваривание пищи, особенно белковой, возможно без участия ферментов.
(Нет.)
8. Хлопчатобумажный трикотаж можно сушить после стирки в подвешенном состоянии, т.к. целлюлозные волокна высыхают в результате физического процесса – испарения воды.
(Да.)
Конкурс 2.
Ребусы
Ответы: Моль Оксид Соль
Конкурс 3.
Заморочки из бочки
Она родилась в самой волшебной стране – Химической лаборатории. Её папа – Оксид Азота (IV) был мужчиной злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Её мать была простой спокойной женщиной и звали её Вода. Она появилась маленькой, бесцветной, но когда к ней прибавили раствор лакмуса – все сразу поняли, что родилась… Назовите ее.
Ответ: Азотная кислота
Древний историк Плиний Старший рассказывает о событии, которое произошло 2000 лет назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, император отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного» металла.
Из какого металла была изготовлена чаша?
Ответ: Алюминий
Конкурс 4.
Омонимы в биологии и химии
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению.
Учитель (приводит пример): Например, флюс – материал, вводимый в шихту для образования шлака, и воспаление надкостницы или десны, сопровождающееся отеком окружающих тканей.
Ерш – щетка для мытья химической посуды; рыба семейства окуневых.
Ржавчина – результат коррозии металла; заболевания многих растений, например «хлебная ржавчина».
Моль – единица количества вещества; вид мелкой бабочки.
Бор – химический элемент; сосновый лес; стержень со стальной или алмазной головкой.
Термит – горючая порошкообразная смесь, сгорающая при высокой темпера туре; отряд насекомых.
Пестик – короткий стержень из фарфора, агата, металла с округлым концом для измельчения чего – либо в ступке; часть цветка.
Конкурс 5.
Кроссворды
(смотри приложение)
Конкурс 6.
Конкурс капитанов ( смотри на слайде)
Если вы правильно ответите на вопросы и из первых букв названий соберете слово, то вы отгадаете, о каком, нужном для нашего организма, веществе идет речь.
Конкурс 7.
Блиц опрос
Химический элемент – драгоценный металл, название которого в переводе с испанского «серебришко» (платина)
Каким газом можно зажечь снег (фтор)
Ядовитый бесцветный газ с резким запахом гнилой рыбы (фосфин)
Раствор SO3 в концентрированной серной кислоте (олеум)
Во времена Петра I это вещество называлось «крепкая водка» (азотная кислота)
Д.И.Менделееву подарили весы, одна чашечка которых была из золота, а из какого металла была другая чашечка (алюминий)
Назовите самый тугоплавкий металл ПСХЭ, чья температура плавления составляет 3390°C (вольфрам)
Чума, из-за которой экспедиция Роберта Скотта лишилась горючего и погибла в 1912 году (оловянная чума)
О каких минералах говорят: «Воды боится, а из воды родится» (соли)
Какой элемент преобладает в ядре Земли (железо)
Самое «домашнее» насекомое, не способное жить без помощи человека (тутовый шелкопряд)
Страна, в которой был принят первый в истории закон об охране окружающей среды (Англия)
Кем был написан первый закон об охране вод в России (Петр I)
Назовите второй хлеб для человечества (рис)
Какая рыба плавает хвостом вперед (рыба – нож)
В черном ящике лежит то, что называют «Земляное яблоко» (картофель)
Что означает слово «Помидор» (золотое яблоко)
Зачем страус голову в горячий песок прячет (избавляется от паразитов)
Из чего готовят манную крупу (пшеница)
Почему летняя буря, сваливающая живые деревья, не может свалить стоящее рядом сухое дерево (У живого дерева есть листва, а у сухого нет, значит площадь поверхности его мала, следовательно и давление со стороны ветра - мало.)
Почему в кастрюлях, в отличие от чайников и самоваров, нет накипи (Соли, которые составляют накипь, выделяющиеся при кипении воды, осаждаются в основном на варящихся продуктах)
Вещество, про которое китайский философ Лао-Цзы написал: «Самое мягкое и самое слабое вещество в мире. Но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире» (вода)
Девушка сидит под елью, дрожит. Вдруг слышит, невдалеке Морозко по елкам потрескивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и спрашивает. Тепло ли тебе девица?-Тепло, Морозушко, тепло батюшка? Вопрос: Почему от мороза ель трещит? (Вода в волокнах дерева замерзает, превращаясь в лед, и он разрывает волокна, слышится звук)
Конкурс 8.
Поподробнее
1. «Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть виденее более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, - сказал я»
Вопрос: В этом отрывке из «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
2. В произведении В. Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха» мы читаем: «…- Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?.. Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он…»
Вопрос: Закончите фразу. Объясните «загадочную гибель животных».
3. В романе Г.Р. Хаггарда «Клеопатра» читаем: « … она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли»
Вопрос: объясните растворение жемчужины, запишите уравнение реакции, если формула уксусной кислоты СН3СООН
Подведение итогов.
Что же, вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Хочется сказать, что победителями в сегодняшней встрече стали все мы. Мы с пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и чуть-чуть умнее.