СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«занимательная информатика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Платная образовательная  программа  

Просмотр содержимого документа
««занимательная информатика»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева»



Рассмотрена на экспертном совете

_________________

Протокол № ____

от ________________г.



Согласована

заместитель директора по УВР_______________

М.В. Люманова


Утверждена

приказом директора

от «____»_______2014г.

_______Е.С. Парамонова















Платная образовательная программа


«Занимательная информатика»

для учащихся 8-10 классов











Составитель: Щукина Н.В.

учитель информатики.









2016г.


Пояснительная записка


Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Занимательная информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.
Настоящая программа «Занимательная информатика» предназначена для обучающихся 8-10 классов. Программа представлена в варианте 70 часов (2 часа 1 раз в неделю).

Срок реализации–1 год.


Актуальность курса в том что, он:

  • Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;

  • Способствует расширению знаний, связанных c созданием и обработкой графических изображений;

  • Формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;

  • Способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.

  • Развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.

Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

Основная идея курса.

Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с созданием и обработкой графической информации.


Цель.
Сформировать у обучающихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна;

Задачи.

  • формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

  • формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач. 

 Организационные условия реализации программы.
Программа построена на принципах:

  • Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности учащихся, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта учащихся. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

  • Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

  • Сознательности и активности – для активизации деятельности учащихся используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Отличительные особенности программы:

  • Содействует развитию познавательного интереса к информатике, самостоятельности, творческих и дизайнерских способностей учащихся;

  • Продолжает работу по формированию образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.


Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует  требованиям материального и программного обеспечения .

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности  
 
 Методы и формы обучения.

В рамках подготовки учащихся по курсу «Занимательная информатика» предполагается использование следующих форм обучения:

  • беседа - обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;

  • фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом под руководством учителя;

  • самостоятельная - подразумевает выполнение самостоятельной работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

Особое внимание в курсе «Занимательная информатика» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления.

Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения.

Содержание курса от обязательного предмета отличается тем, что позволяет расширить представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, а умения работать над мини проектом способствует: развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной работы по созданию собственного мини проекта.

Содержание курса предполагает следующие виды деятельности:

  • Репродуктивные:

  • Восприятие основных технологических операций;

  • Выполнение практической работы по заданному алгоритму;

  • Запоминание основных приемов и методов создания и обработки графических изображений.

  • Продуктивные:

  • Работа с информацией (поиск, анализ и обработка материала);

  • Изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;

  • Разработка и создание собственного программного продукта.



Содержательный материал.

Содержание курса состоит из шести разделов, включая работу над мини проектом и его защиту. Основными содержательными линиями в изучении данного элективного курса являются:

  1. Введение в информационные технологии

  2. Знакомство с программой Gimp

  3. Основы работы со слоями

  4. Создание анимированной графики

  5. Дополнительные возможности Gimp
  6. Работа над мини-проектом.




 Учебно-тематический план платной образовательной программы:  «Занимательная информатика».



Организационное занятие. Первоначальные сведения о предмете. – 1 час

Техника безопасности.  – 2 часа.
Теория графики – 4 часов. Цифровое изображение. Растровое и векторное изображения. Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета. Суммирование цифровых составляющих. Цветовые модели. Монохромные модели. Полноцветные модели: RGB, Lab, HSB, CMYK. Система управления цветом. Параметры растровых изображений. Классификация компьютерной графики. Сканеры. Цифровые фотокамеры и видеокамеры. Фреймграбберы. Хранение и обработка цифрового изображения. Типовые форматы файлов: GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24. Визуализация цифровых изображений: мониторы, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры.
Программа GIMP. Рабочая среда и интерфейс пользователя – 63 часа
Основные принципы работы с программой GIMP. Интерфейс. Параметры изображения. Форматы. Коррекция изображений. Работа с выделенными областями. Каналы и маски. Пути. Слои. Объекты. Свободная трансформация. Работа с цветом. Контуры и заливки. Преобразование изображений. Дополнительные инструменты. Работа с текстом. Фильтры. Настройки редактора. Печать документов. Обработка фотографий.


Всего 70 часов

Рабочая программа данного элективного курса оснащена следующим:

  • Учебно-методическим комплексом:

  1. Гурский Ю. "Photoshop 7 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.

  2. Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск, ТетраСистемс, 2005г

  3. Колисниченко Д. Н. Самоучитель Linux: установка, настройка, использование. М.: Изд-во Наука и техника, 2006 г.

  4. Николаева Е. А. и др. "AdobePhotoshopCS. Практические задания". Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск, Аверсэв, 2006г.

  5. Топорков С. С. "Трюки и эффекты в PhotoshopCS2", Москва, ДМК, 2005г.

  6. Угринович Н. Информатика и компьютерные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов М.: ЛБЗ., 2000.

  7. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. М.: АБФ, 1998.

  • Цифровыми ресурсами:

  1. http://gimp.ru/index.php

  2. http://lyceum.nstu.ru/Grant4/grant/Gimp1.html

  3. http://domashnie-posidelki.ru/forum/73-1938

  4. http://gimpologia.ru

  5. ru.wikipedia.org/wiki/GIMP

  6. http://brahms.fmi.uni-passau.de/~anderss/GIMP/

  7. http://www.gimp.org/

    • Программным комплексом:

  1. Операционная система ПСПО 5.0

  2. Операционная система Windows 7.0

  3. Растровый графический редактор Gimp.



Доля самостоятельности обучающегося в работе данного курса.

При изучении представленного курса основной упор делается на самостоятельное решение поставленной проблемы обучающимися. Роль учителя состоит только в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания

Форма отчетности и критерии

Формой отчетности и критериями, позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:
    • Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке, позволяют судить о том, как усвоен пройденный материал.

    • Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют творческий мини проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.

Предлагается следующая тематика творческих проектов:

  1. Коллаж

  2. Художественная обработка фотографий

  3. Рекламный плакат

  4. Логотип.
































 Учебно-тематическое планирование


п/п

Темы и основное содержание

Всего

занятий

В том числе

Теория

Практика

Конференция

1.

Введение в информационные технологии.

1

1

---

---

1.1

Введение в информационные технологии.

1

1

---

---

2.

Техника безопасности

2

2

---

---

2.1

Техника безопасности

2

2



3.

Теория графики

4

2

2

---

3.1

Цифровое изображение

1

1



3.2

Растровое и векторное изображения.

1

1



3.3

Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета

2


2


4.

Знакомство с программой Gimp.

20

2

18

---

4.1

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы.

4

2

2

---

4.2

Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения.

4

---

4

---

4.3

Работа с файлами. Основные операции с документами.

6

---

6

---

4.4

Рисование и раскрашивание.

6

---

6

---

5.

Основы работы со слоями.

20

2

18

---

5.1

Послойная организация изображения. Понятие слоя.

2

2

---

---

5.2

Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя.

6

---

6

---

5.3

Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения.

6

---

6

---

5.4

Монтаж фотографий.

6

---

6

---

6.

Создание анимированной графики.

10

1

9

---

6.1

Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.

4

1

3

---

6.2

Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения.

1

---

1

---

6.3

Создание анимации.

5

---

5

---

7.

Дополнительные возможности Gimp.

3

---

3

---

7.1

Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу.

1

---

1

---

7.2

Редактор GFig.

2

---

2

---

8.

Работа над мини проектом.

10

---

8

2

ВСЕГО ЧАСОВ:

70

10

58

2

Календарно – тематическое планирование

п/п

Темы и основное содержание

Форма занятий

Виды деятельности

Количество часов

Сроки проведения

теория

практика


Введение – 1 ч.

1

Введение в информационные технологии.

Беседа

Репродуктивная

1



Техника безопасности – 2 ч

2

Техника безопасности

Беседа

Репродуктивная

2



Теория графики – 4 ч

3

Цифровое изображение

Беседа

Репродуктивная

1



4

Растровая и векторная графика

Беседа

Репродуктивная

1



5

Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета.

практикум

Репродуктивная


2


Знакомство с программой Gimp. 20 ч.

6

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы.

Лекция

практикум

Репродуктивная

2


2


7

Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


4


8

Работа с файлами. Основные операции с документами.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


6


9

Рисование и раскрашивание.

Самостоятельный практикум

Продуктивная


6


Основы работы со слоями.- 20 ч.

10

Послойная организация изображения. Понятие слоя.

Лекция

Репродуктивная

2



11

Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


6


12

Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


6


13

Монтаж фотографий.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


6


Создание анимированной графики. 10 ч.

14

Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.

Лекция

практикум

Репродуктивная

1

3


15

Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами.

практикум

Репродуктивная


1


16

Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


3


17

Создание анимации.

Самостоятельный практикум

Продуктивная


1


Дополнительные возможности Gimp. – 3 ч.

18

Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


1


19

Редактор GFig.

Фронтальный практикум

Репродуктивная


2


Работа над мини проектом. – 10ч.

20

Создание мини-проекта

Индивидуальна работа над мини проектом

Продуктивная


8


21

Защита мини проекта.

Конференция

Продуктивная


2



ВСЕГО:

Теоретических - 10 часов

Практических – 50 часов

Проектная деятельность – 8 часов

Защита проектов – 2 часа