Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева» Рассмотрена на экспертном совете _________________ Протокол № ____ от ________________г. | Согласована заместитель директора по УВР_______________ М.В. Люманова | Утверждена приказом директора от «____»_______2014г. _______Е.С. Парамонова | |
| | |
| | |
Платная образовательная программа «Занимательная информатика» для учащихся 8-10 классов |
| | Составитель: Щукина Н.В. учитель информатики. |
| 2016г. | |
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Занимательная информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.
Настоящая программа «Занимательная информатика» предназначена для обучающихся 8-10 классов. Программа представлена в варианте 70 часов (2 часа 1 раз в неделю).
Срок реализации–1 год.
Актуальность курса в том что, он:
Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;
Способствует расширению знаний, связанных c созданием и обработкой графических изображений;
Формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
Способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.
Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Основная идея курса.
Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с созданием и обработкой графической информации.
Цель.
Сформировать у обучающихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна;
Задачи.
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Организационные условия реализации программы.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности учащихся, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта учащихся. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности учащихся используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Отличительные особенности программы:
Содействует развитию познавательного интереса к информатике, самостоятельности, творческих и дизайнерских способностей учащихся;
Продолжает работу по формированию образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.
Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения .
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности
Методы и формы обучения.
В рамках подготовки учащихся по курсу «Занимательная информатика» предполагается использование следующих форм обучения:
беседа - обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;
фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом под руководством учителя;
самостоятельная - подразумевает выполнение самостоятельной работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Особое внимание в курсе «Занимательная информатика» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления.
Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения.
Содержание курса от обязательного предмета отличается тем, что позволяет расширить представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, а умения работать над мини проектом способствует: развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной работы по созданию собственного мини проекта.
Содержание курса предполагает следующие виды деятельности:
Восприятие основных технологических операций;
Выполнение практической работы по заданному алгоритму;
Запоминание основных приемов и методов создания и обработки графических изображений.
Работа с информацией (поиск, анализ и обработка материала);
Изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
Разработка и создание собственного программного продукта.
Содержательный материал.
Содержание курса состоит из шести разделов, включая работу над мини проектом и его защиту. Основными содержательными линиями в изучении данного элективного курса являются:
Введение в информационные технологии
Знакомство с программой Gimp
Основы работы со слоями
Создание анимированной графики
Дополнительные возможности Gimp Работа над мини-проектом.
Учебно-тематический план платной образовательной программы: «Занимательная информатика».
Организационное занятие. Первоначальные сведения о предмете. – 1 час
Техника безопасности. – 2 часа.
Теория графики – 4 часов. Цифровое изображение. Растровое и векторное изображения. Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета. Суммирование цифровых составляющих. Цветовые модели. Монохромные модели. Полноцветные модели: RGB, Lab, HSB, CMYK. Система управления цветом. Параметры растровых изображений. Классификация компьютерной графики. Сканеры. Цифровые фотокамеры и видеокамеры. Фреймграбберы. Хранение и обработка цифрового изображения. Типовые форматы файлов: GIF, JPEG, PNG-8, PNG-24. Визуализация цифровых изображений: мониторы, видеопроекторы, проекционные панели, принтеры, плоттеры.
Программа GIMP. Рабочая среда и интерфейс пользователя – 63 часа
Основные принципы работы с программой GIMP. Интерфейс. Параметры изображения. Форматы. Коррекция изображений. Работа с выделенными областями. Каналы и маски. Пути. Слои. Объекты. Свободная трансформация. Работа с цветом. Контуры и заливки. Преобразование изображений. Дополнительные инструменты. Работа с текстом. Фильтры. Настройки редактора. Печать документов. Обработка фотографий.
Всего 70 часов
Рабочая программа данного элективного курса оснащена следующим:
Гурский Ю. "Photoshop 7 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск, ТетраСистемс, 2005г
Колисниченко Д. Н. Самоучитель Linux: установка, настройка, использование. М.: Изд-во Наука и техника, 2006 г.
Николаева Е. А. и др. "AdobePhotoshopCS. Практические задания". Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск, Аверсэв, 2006г.
Топорков С. С. "Трюки и эффекты в PhotoshopCS2", Москва, ДМК, 2005г.
Угринович Н. Информатика и компьютерные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов М.: ЛБЗ., 2000.
Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. М.: АБФ, 1998.
http://gimp.ru/index.php
http://lyceum.nstu.ru/Grant4/grant/Gimp1.html
http://domashnie-posidelki.ru/forum/73-1938
http://gimpologia.ru
ru.wikipedia.org/wiki/GIMP
http://brahms.fmi.uni-passau.de/~anderss/GIMP/
http://www.gimp.org/
Операционная система ПСПО 5.0
Операционная система Windows 7.0
Растровый графический редактор Gimp.
Доля самостоятельности обучающегося в работе данного курса.
При изучении представленного курса основной упор делается на самостоятельное решение поставленной проблемы обучающимися. Роль учителя состоит только в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания
Форма отчетности и критерии
Формой отчетности и критериями, позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке, позволяют судить о том, как усвоен пройденный материал.
Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют творческий мини проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Предлагается следующая тематика творческих проектов:
Коллаж
Художественная обработка фотографий
Рекламный плакат
Логотип.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Темы и основное содержание | Всего занятий | В том числе |
Теория | Практика | Конференция |
1. | Введение в информационные технологии. | 1 | 1 | --- | --- |
1.1 | Введение в информационные технологии. | 1 | 1 | --- | --- |
2. | Техника безопасности | 2 | 2 | --- | --- |
2.1 | Техника безопасности | 2 | 2 | | |
3. | Теория графики | 4 | 2 | 2 | --- |
3.1 | Цифровое изображение | 1 | 1 | | |
3.2 | Растровое и векторное изображения. | 1 | 1 | | |
3.3 | Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета | 2 | | 2 | |
4. | Знакомство с программой Gimp. | 20 | 2 | 18 | --- |
4.1 | Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы. | 4 | 2 | 2 | --- |
4.2 | Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. | 4 | --- | 4 | --- |
4.3 | Работа с файлами. Основные операции с документами. | 6 | --- | 6 | --- |
4.4 | Рисование и раскрашивание. | 6 | --- | 6 | --- |
5. | Основы работы со слоями. | 20 | 2 | 18 | --- |
5.1 | Послойная организация изображения. Понятие слоя. | 2 | 2 | --- | --- |
5.2 | Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. | 6 | --- | 6 | --- |
5.3 | Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. | 6 | --- | 6 | --- |
5.4 | Монтаж фотографий. | 6 | --- | 6 | --- |
6. | Создание анимированной графики. | 10 | 1 | 9 | --- |
6.1 | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | 4 | 1 | 3 | --- |
6.2 | Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения. | 1 | --- | 1 | --- |
6.3 | Создание анимации. | 5 | --- | 5 | --- |
7. | Дополнительные возможности Gimp. | 3 | --- | 3 | --- |
7.1 | Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу. | 1 | --- | 1 | --- |
7.2 | Редактор GFig. | 2 | --- | 2 | --- |
8. | Работа над мини проектом. | 10 | --- | 8 | 2 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 70 | 10 | 58 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Темы и основное содержание | Форма занятий | Виды деятельности | Количество часов | Сроки проведения |
теория | практика | |
Введение – 1 ч. |
1 | Введение в информационные технологии. | Беседа | Репродуктивная | 1 | | |
Техника безопасности – 2 ч |
2 | Техника безопасности | Беседа | Репродуктивная | 2 | | |
Теория графики – 4 ч |
3 | Цифровое изображение | Беседа | Репродуктивная | 1 | | |
4 | Растровая и векторная графика | Беседа | Репродуктивная | 1 | | |
5 | Оцифровка. Кодирование тона. Индексирование цвета. | практикум | Репродуктивная | | 2 | |
Знакомство с программой Gimp. 20 ч. |
6 | Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы. | Лекция практикум | Репродуктивная | 2 | 2 | |
7 | Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 4 | |
8 | Работа с файлами. Основные операции с документами. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 6 | |
9 | Рисование и раскрашивание. | Самостоятельный практикум | Продуктивная | | 6 | |
Основы работы со слоями.- 20 ч. |
10 | Послойная организация изображения. Понятие слоя. | Лекция | Репродуктивная | 2 | | |
11 | Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 6 | |
12 | Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 6 | |
13 | Монтаж фотографий. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 6 | |
Создание анимированной графики. 10 ч. |
14 | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | Лекция практикум | Репродуктивная | 1 | 3 | |
15 | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | практикум | Репродуктивная | | 1 | |
16 | Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 3 | |
17 | Создание анимации. | Самостоятельный практикум | Продуктивная | | 1 | |
Дополнительные возможности Gimp. – 3 ч. |
18 | Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 1 | |
19 | Редактор GFig. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | | 2 | |
Работа над мини проектом. – 10ч. |
20 | Создание мини-проекта | Индивидуальна работа над мини проектом | Продуктивная | | 8 | |
21 | Защита мини проекта. | Конференция | Продуктивная | | 2 | |
| ВСЕГО: Теоретических - 10 часов Практических – 50 часов Проектная деятельность – 8 часов Защита проектов – 2 часа | | | | | |